Основной отбор детей для занятий спортивной аэробикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. В последние годы появилось немало методических и исследовательских работ, описывающих систему подготовки в аэробике на разных её этапах (Сомкин А.А., 2001; Горбунов В.А., 2008). Однако её структура, содержание и формы пока остаются концептуально не до конца оформленными.
Особенно важным для спортсменов специализирующихся в аэробике, является начальный этап подготовки, на котором закладывается фундамент спортивных достижений. В связи с этим в учебно-тренировочном процессе важно как организационно, так и методически грамотно расставить акценты в системе интегральной подготовки спортсмена.

Работа состоит из  1 файл

курсач по тим вс.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

2. Исследование показало, что в аэробике ведётся постоянный поиск оптимальных путей совершенствования тренировочной и соревновательной деятельности гимнастов. Респонденты едины во мнении, что первостепенными задачами начальной подготовки гимнастов, специализирующихся в аэробике, являются: всестороннее развитие физических качеств, обучение базовым шагам и техническим элементам, воспитание целеустремлённости, дисциплинированности, внимательности, преданности виду спорта, содействие формированию способности к контролю и самоконтролю, мотивации к спортивным занятиям (особенно у мальчиков).

3. Структура процесса подготовки детей 6-9-летнего возраста на начальном этапе занятий спортивной аэробикой, помимо традиционного разделения на виды подготовки (физическую, техническую, тактическую и психологическую), предполагает ориентацию на критерии судейства – «сложность», «исполнение» и «артистичность», способствующие объединению компонентов исполнительского мастерства. В содержании начального этапа подготовки достижение физической и технической «избыточности», хореографической (артистической) и тактической «умелости», психологической устойчивости у гимнастов, занимающихся аэробикой, возможно при условии проведения разносторонней базовой подготовки, широкого использования спортивно-тренажёрного комплекса и соблюдения принципов физического воспитания – гармоничности, всесторонности и оздоровительной направленности.

4. Установлено, что в большинстве случаев (90,9%) физическая, техническая и артистическая подготовленность детей 6-9 лет улучшается к заключительному тестированию. Существенный рост (р<0,05) выявлен в показателях статической и динамической силы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей рук, прыгучести, функции равновесия, подвижности в тазобедренных суставах, «перекрёстной» координации движений.

5. Выявлено, что количество «гармоничных» мальчиков и девочек 6-9 лет в среднем составляет, соответственно, 80% и 83,3%. У детей, имеющих «средний», «выше среднего», «высокий» и «очень высокий» уровни, отмечается по показателю «обхват грудной клетки» (83,3% мальчиков и 93,3% девочек), по показателям «массы тела» (66,7% мальчиков и 76,7% девочек) и «длины тела» (73,3% мальчиков и 60% девочек). Под влиянием как естественных факторов роста и развития организма, так и специфических тренировочных нагрузок с возрастом у детей 6-9 лет значительно (р<0,05) повышаются показатели «ЖЕЛ» и «экскурсии грудной клетки».

6. Доказано, что у детей 6-9 лет снижается уровень мотивации к занятиям как в общеобразовательной школе, так и аэробикой. В большинстве случаев (69,17%) гимнасты обладают «средне-слабым» типом нервной системы и «средним» уровнем психического развития (60,83%). Анализ рисунков, «цветовых» предпочтений и знания сказок показал, что юные гимнасты, специализирующиеся в аэробике, отличаются высокой активностью, общительностью, оптимистичностью, неагрессивностью, «средним» уровнем уверенности и самоконтроля; у мальчиков (особенно в 8-9 лет) проявляются высокая активность, настойчивость, стремление к изменениям, некоторая критичность и прямолинейность. У девочек – меньшая агрессивность, высокая впечатлительность, жизнерадостность, потребность в любви.

7. С позиции полового диморфизма, в возрасте 6-9 лет мальчики превосходят девочек по некоторым силовым показателям мышц рук, пояса верхних конечностей и результатам тестирования скоростно-силовых качеств мышц ног; девочки же в большинстве случаев лучше мальчиков выполняют упражнения на гибкость и равновесие, а также имеют более высокие оценки в контрольных заданиях на проявление двигательной памяти, «танцевальности», «ритмодвигательной музыкальности» и «артистичности» (по критерию «перевоплощение»).

8. Анализ экспериментальных данных по результатам контрольных упражнений на равновесие, демонстрацию подвижности в тазобедренных суставах и прыжка вверх с максимальным поворотом вокруг продольной оси тела, показал, что в промежутке от 6 до 9 лет растёт число детей с правосторонней функциональной асимметрией.

9. Суть экспериментальной методики комплексной подготовки детей 6-9 лет в спортивной аэробике на начальном этапе сводится к объединению компонентов исполнительского мастерства через использование «функционально-технических комбинаций», выполняемых с увеличением доли хореографической насыщенности, эмоционально-образной и смысловой нагрузки, на основе применения общегимнастических средств и спортивно-тренажерного комплекса. Для управления начальной подготовкой юных гимнастов, занимающихся аэробикой, целесообразно делать акцент не только на критерии судейства, но и на выделение трёх блоков – «Физическая и техническая подготовка», «Тактическая и психологическая подготовка» и «Артистическая подготовка».

10. Выявлено, что если в период  начального тестирования результаты спортсменов из экспериментальных и контрольных групп статистически не различались, то во время заключительного – первые по большинству показателей физической, технической и артистической подготовленности превосходили вторых. Это доказывает эффективность (р<0,05) предложенной экспериментальной методики комплексной подготовки детей 6-9 лет на начальном этапе занятий спортивной аэробикой.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. С целью управления начальной подготовкой детей 6-9 лет, занимающихся спортивной аэробикой, целесообразно выделить в её структуре три блока, условно названных «Физическая и техническая подготовка», «Тактическая и психологическая подготовка» и «Артистическая подготовка». Объединению компонентов исполнительского мастерства гимнастов будет способствовать, помимо традиционного разделения на виды подготовки, и ориентация на критерии судейства – «сложность», «исполнение» и «артистичность».

2. На начальном этапе занятий с юными спортсменами, занимающимися аэробикой, необходимо постепенно смещать акценты с «общей физической подготовки» на «специальную физическую подготовку», с «общей технической подготовки» на «специальную техническую подготовку». В этот период большое внимание следует уделять развитию у гимнастов относительной силы, скоростных и скоростно-силовых способностей (в частности, «прыгучести»), координации движений, подвижности в суставах (особенно в тазобедренных) и аэробно-анаэробной выносливости. Специальная техническая подготовка детей 6-9 лет должна сводиться к формированию «школы движений» (включая выработку гимнастического и «аэробно-танцевального» стилей исполнения), совершенствованию базовых умений и навыков через освоение классификационных и профилирующих элементов, объединённых в «функционально-технические комбинации».

3. Освоение учебного материала  в аспекте «специальной технической подготовки» детьми 6-9-летнего возраста, специализирующимися в спортивной аэробике, должно проходить по тематическим блокам (программам), например, условно названным «Падения и отжимания», «Круги и перемахи», «Упоры углом», «Прыжки и махи руками и ногами», «Пируэты», «Равновесие и баланс» «Шпагаты» и другие. Для улучшения обучаемости гимнастов и гармонизации физических нагрузок в тренировочные занятия в рамках общей технической подготовки необходимо включать средства «Акробатики», «Снарядовой гимнастики», «Основной  гимнастики», а также  «Прикладные упражнения».

4. К приёмам совершенствования  физической и технической подготовленности юных гимнастов, занимающихся аэробикой, следует отнести: переходы от упражнений статического характера к динамическим, от «высоких» положений к «низким» и наоборот; элементы на «перекрёстную» координацию; выполнение базовых аэробных шагов под музыкальное сопровождение с постепенно увеличивающимся темпом (индивидуально, в «парах», «тройках» и «группах»); исполнение композиций на разной по условиям и характеру опоре; применение оптимальных для этого возраста отягощений на руках и ногах, игровых и соревновательных форм (эстафет, подвижных  игр) с демонстрацией технических элементов или упражнений, совершенствующих физическую подготовленность.

5. Перед разучиванием упражнений  у детей необходимо определить профиль (тип) функциональной асимметрии. В дальнейшем это позволит устранить различные проявления «навязывания» типа функциональной асимметрии, а значит и двигательный конфликт, который может возникнуть в процессе формирования системы умений и навыков выполнения таких элементов.

6. На начальном этапе занятий с детьми 6-9 лет, занимающимися аэробикой, целесообразно объединять содержание тактической и психологической подготовки. Первостепенное значение, с точки зрения психологической подготовки, должно придаваться формированию у ребёнка психической устойчивости к действию сбивающих факторов. Средствами психологической подготовки могут служить идеомоторные упражнения, эффект от которых усиливается с использованием метода «проговаривания». Аутогенная тренировка применительно к детям 6-9 лет должна носить упрощённый характер (т.е. характер игры и не быть длительной). К арсеналу тактической подготовки юных гимнастов, занимающихся аэробикой, нужно отнести следующие приёмы: варьирование технических элементов, исполняемых в композиции; отработка композиции в условиях сбивающих факторов; проведение совместных тренировок с будущими «предполагаемыми» соперниками; исполнение композиции без музыкального сопровождения (либо периодически включая и выключая его) и другое.

7. В реализации задач по разделу «Артистическая подготовка» для спортсменов 6-9-летнего возраста, специализирующихся в аэробике, в учебно-тренировочном процессе целесообразно выделять три основных направления работы, условно названных «Движения», «Эмоции» и «Интеллект» и два дополнительных – «Музыка» и «Костюм». Целью тренировки по направлению «Движения» является формирование у юных гимнастов «танцевальности» и «ритмодвигательной музыкальности». По аспекту «Эмоции» предполагается научить детей естественно демонстрировать всевозможные оттенки эмоций и чувств. Работа по аспекту «Интеллект» сводится не только к формированию у юных гимнастов системы знаний по аспектам артистической подготовки, но и развитию у них способности «держать в голове» сюжет композиции, придавая всем действиям смысл. Сюжетность композиции должна усиливаться через музыкальное произведение (аспект «Музыка») и использование соответствующего образу костюма (аспект «Костюм»).

8. Основным средством объединения компонентов исполнительского мастерства гимнастов 6-9 лет, занимающихся аэробикой, должно являться использование «функционально-технических комбинаций», выполняемых с постепенным увеличением доли хореографической насыщенности, эмоционально-образной и смысловой нагрузки при условии целенаправленного формирования гимнастического стиля исполнения. «Функционально-технические комбинации» представляют собой последовательное выполнение определённых технических и хореографических элементов в заданных пространственно-временных рамках.  На начальном этапе подготовки они должны состоять в среднем из 4-8 элементов и могут быть «прыжковыми», «маховыми», «пируэтными», «силовыми», «на гибкость», «комбинированными» и другими. По мере повышения уровня подготовленности гимнаста «функционально-технические комбинации» перерастают в миникомпозицию, а далее – в  соревновательную программу.

         

Список используемой литературы:

1. Руденко, Л.К. Возникновение,  развитие и современное состояние  спортивной аэробики / Л.К. Руденко // Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта // Гимнастика: сб. науч. тр. – Вып. 2. – СПб., 2004. – С. 99-104.

2. Руденко, Л.К. Структура и  содержание композиций в спортивной  аэробике / Л.К. Руденко // Теория  и практика управления образованием и учебным процессом, педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во «Шатон», 2004. – С. 235-240.

3. Руденко, Л.К. Классификации  упражнений в спортивной аэробике / С.А. Руденко, Л.К. Руденко // Теория и практика управления образованием и учебным процессом, педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во «Шатон», 2004. – С. 240-243.

4. Руденко, Л.К.  Обучение элементам,  связанным с вращением тела  вокруг продольной оси, в спортивной аэробике / С.А. Руденко, Л.К. Руденко // Теория и практика управления образованием и учебным процессом, педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во «Шатон», 2004. – С. 243 -247.

5. Руденко, Л.К. Использование  метода «проговаривания» при обучении детей 4-7 лет на начальном этапе подготовки в спортивных видах акробатики и гимнастики / С.А. Руденко, Л.К. Руденко // Теория и практика управления образованием и учебным процессом, педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. науч. тр. – СПб., 2006. – С. 122-128.

6. Руденко, Л.К. Характеристика  этапов спортивной подготовки  в аэробной гимнастике / С.А. Руденко, Л.К. Руденко // Теория и практика управления образованием и учебным процессом, педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. науч. тр. – СПб., 2006. – С. 128-133.

7. Руденко, Л.К. Особенности нервно-психического  развития детей младшего школьного возраста, занимающихся аэробной гимнастикой на начальном этапе подготовки / Л.К. Руденко //  Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 7 (41). – С. 84-88.

8. Руденко, Л.К. Оценка способности  к статическому равновесию у  детей 6-7 лет, занимающихся спортивной аэробикой / С.А. Руденко, Л.К. Руденко // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 11 (45). – С. 80-83.

9. Руденко, Л.К. Пат. 22633528 Российская Федерация МКИ А 63 В 23 / 04, А 61 В 5 / 103. Устройство для оценки и тренировки подвижности в суставах по тесту «Шпагат» / С.А. Руденко, Л.К. Руденко. – № 2004101901 / 12 ; заявлено 21.01.2004; опубл. 10.11.2005. – 6 с. : ил.


Информация о работе Основной отбор детей для занятий спортивной аэробикой