Организационно-педагогические условия формирования физической культуры учащихся в целостном образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:37, реферат

Описание

Актуальность данной работы определяется тем, что общая физическая подготовка практически во всех видах спорта играет определяющую роль. Кроме того, именно развитие общей физической подготовленности человека способствует развитию и популяризации спорта в целом.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования физической культуры учащихся в целостном образовательном процессе.

Содержание

Введение 3
1. Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении 5
2. Цели и задачи физического воспитания. 8
3. Методы физического воспитания. 12
3.1. Методы регламентированного упражнения. 12
3.2. Игровой метод. 13
3.3. Соревновательный метод. 15
3.4. Использование словесных и сенсорных методов. 18
Заключение 23
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ4.docx

— 41.26 Кб (Скачать документ)

В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому  позволяют в ходе физического  воспитания эффективно решать и эти  задачи.

Цель физического воспитания может быть достигнута при условии  решения всех его задач. Только в  единстве они становятся действительными  гарантами всестороннего гармонического развития человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы физического воспитания

Вполне очевидно, что действенность  любого педагогического средства зависит  во многом от метода (способа) его применения. Специфические методы физического  воспитания неотделимы от физических упражнений. Но никакое обучение и  воспитание не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагогических средств – слова  и сенсорно-образных воздействий, причем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенности. Учитывая это, следует охарактеризовать в целом как специфические, так  и другие методы, органически включаемые  ы процесс физического воспитания.

3.1. Методы регламентированного упражнения

В методах этого типа –  о чем говорит уже их наименование – деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

  • В твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
  • В возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;
  • В создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием и т.д.).

Смысл такой регламентации  заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков  или гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.

Методы строго регламентированного  упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение которых зависит  в первую очередь от содержания занятий  и этапов (периодов), последовательно  сменяющихся в процессе физического  воспитания.

Несмотря на все достоинства  и разнообразие методов строго регламентированного  упражнения, в них, по сути, воплощается  лишь одна из главных методических линий в процессе физического  воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и условий их выполнения. В определенных ситуациях не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, связанная с игровым  и  соревновательным методами.

3.2. Игровой метод

Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе с культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самопознании и внешнем контактировании, духовном  и физическом развитии, отдыхе и развлечении, и т.д. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания.

Понятие игрового метода в  сфере воспитания отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогическим существенным признакам) от других методов  воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом  следующие черты.

«Сюжетная организация». Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором  предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений, либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих.

Разнообразие способов достижения цели. Возможность достижения игровой  цели (выигрыша) обычно не связана с  каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные  пути выигрыша, допускаемые правилами  игры, которые лимитируют лишь общую  линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия.

Широкая самостоятельность  действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости. В силу отмеченных особенностей игровой  метод предоставляет играющим простор  для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное  изменение ситуаций по хожу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

Моделирование напряженных  межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность. В большинстве  игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводятся активные межличностные  и межгрупповые  отношения, которые  строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так  и по типу соперничества (между «противниками» в парных и командных играх), когда  сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые  «конфликты». Это создает высокий  эмоциональный накал и содействует  яркому выявлению этических качеств  личности.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия  на отдельные способности, сколько  для комплексного совершенствования  двигательной деятельности в усложненных  условиях. В наибольщей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

3.3. Соревновательный метод

Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу  широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации  и стимулирования деятельности в  самых различных сферах жизни. Естественно,  что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод  в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой  форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие); во-вторых – об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).

Основная определяющая черта  соревновательного метода – сопоставление  сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого  метода.

Фактор соперничества  в процессе состязаний, а также  условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости достижений, «отсев» менее сильных  при многоступенчатых соревнованиях-первенствах  и т.д.) создают особый эмоциональный  и физиологический «фон», который  усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных несоренвновательных нагрузках.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этими отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели – победы.

Соревновательный метод  характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для  сравнения и если не упорядочен сам  процесс сопоставления. В отдельных  случаях унификация может иметь  силу лишь в пределах данного коллектива (группы, класса и т.п.). Но она всегда так или иначе присутствует при использовании соревновательного метода. В спорте же унификация закрепляется едиными правилами состязания, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Поэтому соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. (Если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают).

Соревновательный метод  применяется при решении разнообразных  педагогических задач – воспитании  физических, волевых и моральных  качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально  использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет  предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма  и тем способствовать их наибольшему  развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др. необходимо, однако. Помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т.п.). поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

3.4. Использование словесных и сенсорных методов

Слово и организованная «чувственная информация» (направленная демонстрация реальных явлений или их образных отображений), как известно, составляют основу общепедагогических методов  обучения и воспитания. Они широко используются и в процессе физического  воспитания.

Практически все основные стороны деятельности пелагога в процессе физического воспитания связаны с использованием слова: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставя задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитуемых. Слово играет в то же время необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции действий воспитуемыми. В зависимости от этих многообразных функций слова пользуются теми или иными методами его применения.

Общепедагогические методы – дидактический рассказ,  беседа, обсуждение и т.д. – приобретают  в физическом воспитании, как правило, более лаконичную форму, чему в немалой  степени способствует специальная  гимнастическая и спортивная терминология. Непосредственно в процесс занятий  физическими упражнениями включаются преимущественно те словесные методы, которые позволяют сохранять  высокую моторную плотность занятий и органически связывать слово с движением. К ним относятся, в частности:

Инструктирование – точное, емкое словесное объяснение задания, техники изучаемых действий или  тренировочных упражнений, правил их выполнения и т.д. Это один из основных методов, применяемых на различных  этапах физического воспитания.

Сопроводительные пояснения  – лаконичные комментарии и замечания, которыми сопровождают демонстрацию наглядных  пособий и натуральных объектов или пользуются по ходу выполнения упражнений занимающимися с целью  направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.

Указания и команды  – специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью  и повелительным наклонением. Они  принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельностью  занимающихся. Указания используются и с целью предварительного инструктирования, постановки и уточнения заданий.

Словесные оценки – общепринятые или специальные категории речевого одобрения либо неодобрения. Наряду со своим основным значением –  быть мерой достигнутых успехов  – они могут играть и роль одного из способов текущей коррекции действий: оценивая действия занимающихся по ходу выполнения заданий, преподаватель  тем самым сообщает, согласуются  ли они с намеченным образцом, и  соответственно направляет дальнейшие усилия.

Информация о работе Организационно-педагогические условия формирования физической культуры учащихся в целостном образовательном процессе