Лечебная физическая культура как основное средство реабилитации детей с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования – разработка методики лечебной физической культуры для детей с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую и учебную литературу по проблеме исследования.
2. На основании изучения и анализа источников определить воздействие лечебной физической культуры на реабилитацию детей с детским церебральным параличом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ литературы по исследуемой проблеме………………………..5
1.1. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, патогенез, клиническая картина……………………………………………………………...5
1.2. Особенности физической реабилитации детей с ДЦП…………………...10
1.2.1. Физическая реабилитация детей с ДЦП…………………………………10
1.2.2. Массаж при ДЦП …………………………………………………………12
1.2.3. Лечебная физкультура при детском церебральном параличе………….15
1.2.4. Иппотерапия……………………………………………………………….16
1.2.5. Физиотерапия при ДЦП…………………………………………………..19
1.2.6. Гидрокинезотерапия и водолечение……………………………………..20
1.2.7. Механотерапия……………………………………………………………20
1.2.8. Танцы в реабилитации (метод «Стерник»)……………………………...21
1.2.9. Лечебное плавание и дельфинотерапия………………………………...21
1.3. Лечебная физическая культура и лечебная гимнастика при ДЦП………22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30
Приложения……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 322.50 Кб (Скачать документ)

Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища. Это обуславливает частичную ( а в некоторых случаях необходимую ) нормализацию мышечного тонуса, снижение спастичности, уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение координации, что в свою очередь улучшает статиколокомоторные функции.

Рассматривая иппотерапию как особую форму ЛФК, при ее использовании необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:

1. Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма.

2. Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.

3. Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.

4. Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.

5. Разнообразие и новизна в проведении занятий (10-15% упражнений обновляются, а 85 - 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).

6. Умеренность воздействия, т.е. умеренная, но более продолжительная или дробная нагрузка более оправдана чем усиленная и концентрированная.

7. Соблюдение цикличности - чередование более интенсивных нагрузок с относительным отдыхом.

8. Учет возрастных особенностей [8].

 

1.2.5. Физиотерапия при ДЦП

Физиотерапия при ДЦП Физические методы лечения как фактор патогенетической терапии вызывают сложную нейрогуморальную реакцию в организме больного. В основе их действия лежит возникновение безусловных и условных рефлексов, способность влиять на течение нервных основных процессов в центральной нервной системе.

Задачи физиотерапии при ДЦП Нормализовать соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, снизить возбуждение ее, усилить процессы торможения в головном мозге, ведущие к уменьшению ригидности, спастичности мышц и интенсивности гиперкинезов, развить функциональные связи в головном мозге и выработать новые условные двигательные рефлексы, способность к произвольному торможению, способствовать развитию компенсаторных приспособлений, улучшить и восстановить координацию движений и осанку

Физические методы лечения как фактор патогенетической терапии вызывают сложную нейрогуморальную реакцию в организме больного. В основе их действия лежит возникновение безусловных и условных рефлексов, способность влиять на течение нервных основных процессов в центральной нервной системе.

Задачи физиотерапии при ДЦП Нормализовать соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, снизить возбуждение ее, усилить процессы торможения в головном мозге, ведущие к уменьшению ригидности, спастичности мышц и интенсивности гиперкинезов, развить функциональные связи в головном мозге и выработать новые условные двигательные рефлексы, способность к произвольному торможению, способствовать развитию компенсаторных приспособлений, улучшить и восстановить координацию движений и осанку [17].

 

 

 

1.2.6. Гидрокинезотерапия и водолечение

Важное значение для развития и нормализации движений у детей с церебральным параличом имеет проведение физических упражнений в воде – гидрокинезотерапия. Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период формирования активных движений.

Лечебная гимнастика в воде проводится по показаниям врача с учетом двигательного нарушения и общего состояния ребенка.

Водолечение. Ванны относятся к бальнеолечению. Данный метод улучшает кровообращение, успокаивает и стимулирует нервную систему, нормализует обмен веществ, может снижать тонус мышц (теплая вода). Лечебное воздействие ванны можно усиливать травами, газами и различными лечебными добавками. Для детей с ДЦП, обычно, берут температуру воды ванны 36-37градусов С. Температура более 37градусов С. способствует перегреванию или перевозбуждению, увеличивает нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Ванны с температурой ниже 35градусов С. применяются для закаливания [17].

 

1.2.7. Механотерапия

Механотерапия – разновидность лечебной физкультуры, при которой выполняться различные упражнения на механоаппаратах с целью улучшения функции мышц и суставов.

Применение тренажерных средств (методТандо)

Предлагаемый метод – ТАНДОтерапия – предполагает освоение двигательных действий путем тренировки с принудительным выполнением движений. Он объединяет способы обучения с помощью кинетотерапевта (когда больного держат за руки и подталкиванием стимулируют движение, контролируя постановку ноги и помогая удерживать равновесие) и с помощью подвешивания в «воротниках» и корсетах различных конструкций [17].

 

1.2.8. Танцы в реабилитации (метод «Стерник»)

Одной из форм групповых занятий лечебной гимнастикой является хореографическая гимнастика, предложенная О.А. Стерник в 1970г. Ее несомненным достоинством является высокое положительное эмоциональное напряжение, появляющееся у детей, желание научиться танцевать так или почти так, как и здоровые дети, удовольствие, получаемое в процессе обучения [17].

 

1.2.9. Лечебное плавание и  дельфинотерапия

Вода уменьшает силу гравитации, облегчает статические положения, нормализует функции ЦНС, способствует развитию координации движений. При температуре тела вода понижает мышечный тонус, расслабляет контрактуры, улучшает периферическое кровообращение и трофику тканей, уменьшает отеки и боли, способствует плавности движений. Поэтому при ДЦП рекомендуется упражнения в воде и плавание при температуре 34-38 С.

Исследования в области аквааэробики свидетельствуют, что упражнения в воде развивают координацию, силу, выносливость, гибкость и способность к релаксации.

Новейшая методика лечения детей, больных ДЦП, разработанная австралийскими учеными. Данная методика основана на применении физических методов восстановления утраченных двигательных функций. Суть методики состоит в применении лечебного плавания или пребывания ребенка и инструктора-кинезитерапевта в одном бассейне с дельфинами. Проведенные исследования показали, что после такого общения ребенка с животными отмечается явное улучшение состояния больного, наблюдается психо-эмоциональное равновесие и удовлетворение. Наряду с этим у 90% исследуемых больных детей наблюдается прогрессирование и восстановление двигательных функций [17].

 

 

1.3.  ЛФК и лечебная гимнастика при ДЦП

Лечебная физическая культура – составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией

Средства лечебной физической культуры – физические упражнения, массаж, закаливание, пассивная гимнастика (мануальная терапия), трудовые процессы, организация всего двигательного режима больных с ДЦП– стали неотъемлемыми компонентами лечебного процесса, восстановительного лечения во всех лечебно-профилактических учреждениях и реабилитационных центрах.

Практически лечебная физкультура – это, прежде всего терапия регуляторных механизмов, использующая наиболее адекватные биологические пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных свойств организма для ликвидации патологического процесса. Вместе с двигательной доминантой восстанавливается и поддерживается здоровье. Активный двигательный режим и положительные эмоции служат источником энергии для самозащиты организма на всех уровнях его жизнедеятельности, как в норме, так и при патологии.

Положительный эффект, который наблюдается при использовании средств лечебной физкультуры у больных с ДЦП, является результатом оптимальной тренировки всего организма. Принципы и механизмы развития тренированности совершенно одинаковы как в норме, так и при патологии. Можно говорить лишь о количественном выражении, уровне и объёме тренированности: тренировка в спорте ставит задачи максимального повышения функциональных возможностей организма, отдельных его систем и органов, а при назначении лечебной физкультуры решаются задачи дозированной тренировки, повышающей функциональное состояние больного до уровня здорового человека. Для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная работа. Задачи ЛФК в период остаточных явлений:

- снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц;

- улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА;

- улучшение координации движений и равновесия;

- стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы;

- расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков;

- обучение вместе с воспитателями и родителями самообслуживания, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка.

Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений:

- упражнения на расслабление, ритмичное пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения;

- пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра;

- упражнения с предметами под музыку, переключение на новые условия деятельности, развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием; упражнения для головы в и.п. сидя, стоя;

- принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом;

- упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки, (вначале на мини-батуте), метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения;

- игровые упражнения «как я одеваюсь», «как я причесываюсь» и т.д.

Формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем идут руки – туловище, руки – туловище – ноги и совместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. При наличии сопутствующих деформаций ОДА (контрактуры, укорочения конечностей, остеохондропатия, сколиозы, остеохондрозы), соматических заболеваний спектр задач расширяется с учетом имеющейся патологии.

В период остаточных явлений расширяется комплекс средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилитации включены массаж, прикладные виды физических упражнений, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиотерапия (теплолечение, электрофорез, УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходьба в лангетах, ортопедических ботинках, космическом костюме «Адели»). Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает [11].

В последние годы для ЛФК характерен подъём, связанный с возникновением и развитием реабилитационного направления современной медицины. Применение средств ЛФК в системе реабилитации оказалась весьма эффективным, и вызвало значительный интерес к теории и практике их использования. Дальнейший прогресс ЛФК обусловлен углублением медицинских представлений и клинико-физиологических основах метода и накопившимся опытом работы, знание которых приводят к убеждению о необходимости лечебной физической культуры, и определяет тактику врачебных действий.

Комплексы коррекционных физических упражнений и методика их применения

Прежде чем перейти непосредственно к занятиям физическими упражнениями необходимо помнить, что формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем идут руки, руки — туловище, руки — туловище — ноги, ноги и совместные двигательное действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. Это правило не придумано, а взято из наблюдений за последовательностью этапов двигательного развития младенца первых лет жизни. Независимо от возраста ребенка (пусть ему уже 4—5 лет) в работе с ним определяется тот уровень двигательного развития, на котором он остановился. И если ребенок еще не может принять положение на четвереньках и ползать, то именно с этого и необходимо начинать работу. Однако, если мы будем работать только в одном, узком направлении, это снизит эффективность двигательного развития. Поэтому коррекционная программа по физическому воспитанию должна как бы «заглядывать» немного вперед и предусматривать также применение таких комплексов корригирующих упражнений, которые бы соответствовали более высокому (и в настоящий момент невозможному) уровню двигательного развития. Для этого необходимо определить двигательные коррекционные задачи для каждого ребёнка, которые будут решаться в процессе всего реабилитационного периода [21].

Основные двигательные коррекционные задачи:

а) формирование умения ползать на животе, самостоятельно принимать положение на четвереньках, передвигаться на четвереньках;

б) создавать условия, соответствующие более высокому уровню двигательного развития ребенка, а именно: элементы стойки на коленях, вставания с поддержкой с последовательной постановкой и выпрямлением ног, стояние у опоры с поддержкой, без поддержки и т. д.

Вспомогательные двигательные коррекционные задачи:

Информация о работе Лечебная физическая культура как основное средство реабилитации детей с детским церебральным параличом