Изучение половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить половые и возрастные особенности отношения к спорту во взаимосвязи с психологическими особенностями.
Задачи:
определить структуру отношений с целью изучения ее применительно к спортивной деятельности;
изучить половые и возрастные особенности отношения людей к спорту в соответствии с выделенной структурой и определить их психологические особенности (самоотношение и уровень субъективного локус контроля);
раскрыть взаимосвязь половых и возрастных особенностей отношения людей к спорту и их психологических особенностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ отношений……………………………………..5
1.1. Понятие отношение……………………………………………………….5
1.2. Структура отношений…………………………………………………….9
1.3. Развитие отношений……………………………………………………..17
Глава 2. Экспериментальное исследование половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту…………………………20
2.1. Программа исследования………………………………………………..20
2.2. Анализ экспериментальных данных……………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 319.50 Кб (Скачать документ)

В школе отношения  переходят на качественно иную ступень. Теперь они не просто избирательны. Они становятся сознательными и  формируются в виде убеждений, принципов, которые в свою очередь, проявляются в поведении. При этом на становление новой ступени отношений влияет и функциональное развитие, и личный опыт, и воспитание, и общество в целом.

Процесс развития связан с тем, что новые уровни отношений характеризуются иными функционально-психическими структурами. Конкретные представления об объектах отношения сменяются абстрактными и принципиальными. Непосредственные внешние, ситуативные, конкретно-эмоциональные мотивы сменяются внутренними, интеллектуально-волевыми. Отношение устремлено в будущее. Развитие и рост активности делают поведение все более внутреннее обусловленным, причем поступки человека перестают определяться ситуацией момента - рамки актуальной ситуации бесконечно расширяются ретроспективно и перспективно [7, с. 237]. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Отношения не возникают  одномоментно и при рождении. Они  формируются и развиваются в течении жизни человека, проходят в своем становлении и усложнении несколько этапов: от избирательности к сознательности, от конкретности к абстрактности, от внешнего выражения к внутреннему переживанию. Весь этот процесс проходит во время активного участия человека в какой-либо деятельности, под влиянием общества, окружения и личного опыта.

Таким образом, отношения  человека – это потенциал избирательной  активности в связи с различными сторонами действительности. Они содержательно характеризуют деятельность человека, проявляются не какой-либо одной функциональной стороной психики, а выражают всю личность в ее связи с той или иной стороной деятельности. Они характеризуются тем большей активностью психических процессов, чем более значим для личности объект отношений, отличаясь положительным или отрицательным знаком. Чем выше уровень развития личности, тем сложнее процессы психической деятельности и тем дифференцированнее и богаче ее отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту.

2.1. Программа исследования.

 Цель исследования: изучить половые и возрастные особенности отношения к спорту во взаимосвязи с психологическими особенностями.

Задачи:

  • определить структуру отношений с целью изучения ее применительно к спортивной деятельности;
  • изучить половые и возрастные особенности отношения людей к спорту в соответствии с выделенной структурой и определить их психологические особенности;
  • раскрыть взаимосвязь половых и возрастных особенностей отношения людей к спорту и их психологических особенностей.

Объект исследования: студенты 2 и 3 курса естественно-географического  факультета ПГПУ имени С.М. Кирова, дневное  отделение (34 человека) и работающие граждане от 23 до 40 лет (15 человек).

Предмет исследования: отношение к спорту (активность, потребность, удовлетворенность), самоотношение, локус контроля.

Методы исследования: анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных.

Гипотезы: 1) студенты активнее занимаются спортом, чем работающие граждане;

2) юноши-студенты активнее  занимаются спортом, чем девушки;

3) чем больше люди  занимаются спортом, тем меньше  считают себя ответственными  за свое здоровье.

При проведении исследования использовались следующие методики:

- Методика исследования  самоотношения В.В.Столина-С.Р.Пантелеева (1986), которая диагностирует такие составляющие самоотношения, как: интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого, самоуважение, аутосимпатию, ожидание положительного отношения от других, самоинтерес, самоуверенность, отношение других, самопринятие, саморуководство, самообвинение, самопонимание. Испытуемым предлагается согласиться, либо не согласиться с рядом утверждений, касающихся их собственной личности.

- Методика исследования  уровня субъективного локус контроля  Роттера, направленная на определение,  кого человек считает ответственным  за свою жизнь: себя или других людей. Методика содержит следующие шкалы: общая интернальность (ответственность за жизнь в целом), интернальность в области достижений, интернальность в области неудач, интернальность в семейных отношениях, интернальность в области производственных отношений, интернальность в области межличностных отношений, интернальность в области здоровья и болезни. В данной работе обрабатывались и анализировались результаты только по некоторым шкалам:

общая интернальность, интернальность в области достижений, интернальность в области неудач, интернальность в области здоровья и болезни. Исследователь предположил, что именно эти показатели некоторым образом связаны с отношением к спорту. Испытуемым предлагается оценить степень своего согласия или несогласия с утверждениями, касающимися различных сторон жизни, по 6-ти балльной шкале:

полное согласие 3 2 1 -1 -2 -3 полное несогласие.

- Анкета для изучения  отношения к спорту, а именно: активности занятий спортом, потребности  в них и удовлетворенности  ими. Анкета также содержит  несколько вопросов ознакомительного  характера по данной теме (см. Приложение 1).

2.2. Анализ экспериментальных данных.

Первоначально было исследовано 49 человек (34 студента и 15 работающих граждан) с помощью указанных выше методик. Для количественного описания отношения к спорту каждому ответу испытуемых на вопросы о частоте, потребности и удовлетворенности занятиями спортом присваивалось определенное числовое значение.

«Не участвую» - 0 баллов,

«От случая к случаю» - 1 балл,

«Каждую неделю» - 2 балла,

«2-3 раза в неделю» - 3 балла,

«4-6 раз в неделю» - 4 балла,

«Каждый день» - 5 баллов.

«Не удовлетворен» - 1 балл,

«Безразличен» - 2 балла,

«Почти удовлетворен» - 3 балла,

«Удовлетворен» - 4 балла,

«Очень удовлетворен» - 5 баллов.

По каждому виду спорта подсчитывалась сумма баллов по отдельному вопросу. В отношении к спорту были получены следующие результаты:

1) Из 34 студентов у  14 человек (40%) наблюдается средняя активность занятий спортом, по 7 человек (20%) имеют спортивную активность выше и ниже среднего, и по 3 человека (10%) – низкую и высокую активность в занятиях спортом.

2) Точно такое же  распределение результатов наблюдается  в потребностях студентов заниматься спортом.

3) У 11 студентов из 34 (32%) удовлетворенность занятиями  спортом выше среднего, по 8 человек  (23%) имеют ниже среднего и среднюю  удовлетворенность среди всех  изученных студентов, 3 человека (9%) имеют низкую удовлетворенность и 4 человека (13%) – высокую удовлетворенность занятиями спортом.

4) Среди работающих граждан из 15 человек 6 (40%) занимаются спортом со средней активностью, 4 человека (28%) – с активностью ниже среднего, 3 человека (20%) – с активностью выше среднего и по 1 человеку (6%) занимаются спортом с низкой и высокой активностью.

5) 7 работающих граждан из 15 (28%) имеют среднюю потребность в занятиях спортом, по 3 человека (20%) – потребность выше и ниже среднего, по 1 человеку (6%) испытывают низкую и высокую потребность в занятиях спортом.

6) 5 работающих граждан из 15 (32%) имеют высокую и выше среднего удовлетворенность своими занятиями спортом, по 4 человека (28%) имеют удовлетворенность среднюю и ниже среднего, и у 2 человек (12%) удовлетворенность занятиями спортом низкая.

Рис.1. Активность и потребность в занятиях спортом у студентов.

 

Рис.2. Удовлетворенность  занятием спортом у студентов.

 

Рис.3. Активность занятий  спортом у работающих граждан.

Рис.4. Потребность в  занятиях спортом у работающих граждан.

 

Рис.5. Удовлетворенность  занятием спортом у работающих граждан.

Для проверки выдвинутых гипотез о соотношении частоты  занятия спортом между полами и возрастами использовалась статистическая обработка данных. Вычисление Т-критерия позволило сделать вывод об отсутствии значимых различий в отношении к спорту (активность, потребность, удовлетворенность) между студентами и работающими гражданами, между девушками и юношами. Таким образом, нельзя утверждать, что студенты активнее занимаются спортом, чем работающие граждане, или что юноши-студенты чаще занимаются спортом, чем девушки.

Анкета содержала дополнительные вопросы, касающиеся отношения к  спорту: - Смотрите ли вы спортивные соревнования по телевизору?

   - Читаете ли  спортивную литературу?

   - Посещаете ли  спортивные мероприятия?

При анализе ответов  получены следующие результаты:

 

Смотрят

Читают

Посещают

Работающие  граждане (15)

12 (80%)

2 (13%)

6 (40%)

Юноши-студенты (14)

12 (86%)

7 (50%)

9 (64%)

Девушки-студентки (20)

17 (85%)

4 (20%)

13 (65%)


Студенты чаще, чем  работающие граждане, смотрят спортивные соревнования, чаще читают о них  и посещают. В то же время, можно  отметить, что обе категории испытуемых гораздо реже читают о спорте, чем  смотрят или посещают соревнования.

Рис.6. Количество испытуемых, смотрящих спортивные соревнования по телевизору.

Рис.7. Количество испытуемых, читающих спортивную литературу.

Рис.8. Количество испытуемых, посещающих спортивные мероприятия.

При ответе на вопрос: «Что привлекает Вас в занятиях физической культурой и спортом?», все юноши (14 человек) отметили, что их привлекает сам процесс занятий и улучшение здоровья. Всех работающих граждан (15 человек) привлекает стремление иметь привлекательный внешний вид и возможность улучшить самочувствие, активность, настроение. У девушек 19 человек (95%) привлекают те же факторы, что и работающих граждан. Наименьшую значимость в занятиях спортом для большинства испытуемых имеют такие мотивы, как материальная выгода от занятий (выбрало 4 человека из 49), причем этот фактор совсем не отмечался работающими гражданами, а из студентов его выбрала одна девушка и 3 юношей. Это, по всей видимости, можно объяснить те, что студенты занимаются спортом не как профессионалы, а в свое удовольствие, и, соответственно, не могут получать за это большие деньги. Остальные показатели, отражающие значимость для испытуемых тех или иных мотивов в занятиях спортом, отражены в диаграммах.

Рис.9. Мотивы занятия  спортом у юношей-студентов.

Рис.10. Мотивы занятия  спортом у девушек-студенток.

Рис.11. Мотивы занятия  спортом у работающих граждан.

Был проведен качественный анализ тех вопросов анкеты, в которых  спрашивается, какими видами спорта испытуемые занимаются и хотят заниматься. Оказалось, что работающие граждане чаще всего  занимаются походами (73%), плаванием (53%), атлетической гимнастикой (60%) и нетрадиционными видами спорта – боулинг, бильярд (60%). При этом хотели бы заниматься по-прежнему походами (80%), плаванием (73%), нетрадиционными видами спорта (73%), а также туризмом, альпинизмом (80%). Все юноши занимаются на уроках физической культуры, среди распространенных видов спорта также указаны общефизическая подготовка (86%), волейбол (86%), футбол (86%), походы (79%), нетрадиционные виды спорта (79%). Юноши хотели бы заниматься волейболом (79%), футболом (79%), стрельбой (79%), баскетболом (67%), единоборствами (67%), охотой и рыболовством (67%). Среди девушек 19 человек из 20 (95%) посещают уроки физической культуры, многие занимаются общефизической подготовкой (90%), волейболом (70%), легкой атлетикой (50%), походами (60%). При этом девушки хотели бы заниматься волейболом (80%), плаванием (75%), туризмом и альпинизмом (70%), аэробикой (85%), утренней гимнастикой (70%), походами (14%), ходить на массаж (80%).

При статистической обработке результатов, полученных с помощью анкеты,  в целом у всех испытуемых выявлена положительная корреляционная связь на 1% уровне (0,653)  между активностью в спорте и потребностью. Отдельно у девушек и работающих граждан также обнаружена такая корреляция на 1% уровне (0,805 и 0,856 соответственно). Таким образом, чем больше люди занимаются спортом, тем больше хотят заниматься. Вычисление проводилось с помощью критерия Пирсона, так как распределение признаков приближается к нормальному. Однако отдельно у юношей корреляции между активностью в спорте и потребностью не выявлено.

В соответствии с поставленными  задачами изучались психологические особенности испытуемых в их взаимосвязи с отношением к спорту. Изучалось самоотношение людей, а также уровень их субъективного локус контроля. Были обнаружены половые и возрастные различия по локус контролю, а именно в общей интернальности, то есть в принятии ответственности за свою жизнь.  

 

 

работающие  граждане

студенты

юноши

девушки

Среднее значение показателя общей интернальности

4,8

3,2

4,43

2,85

Информация о работе Изучение половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту