Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение методики проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении и ее влияние на состояние здоровья детей.

Задачи:
Изучить структуру и содержание утренней гимнастики; проанализировать методику проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста;
Изучить состояние здоровья детей;

Содержание

Введение

1. Проблема физкультурно-оздоровительной работы в психолого-педагогической литературе
1.1. Значение утренней гимнастики, ее задачи в работе с детьми дошкольного возраста

1.2. Структура и содержание утренней гимнастики

1.3. Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп

1.4. Использование музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики

2. Исследование состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста и форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

2.1. Организация и методы исследования

2.2.Изучение состояния здоровья детей

2.3. Использование утренней гимнастики для улучшения состояния здоровья детей.

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

Воспитатель, врач, медицинская сестра, наблюдая во время занятий за детьми, отмечают наличие внешних признаков утомления и степень их выраженности (табл.2).

Таблица 2

 

Внешние признаки утомления

 

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка             

Степень выраженности утомления             

             

Небольшая             

Средняя             

 

Окраска кожи лица, шеи             

Небольшое покраснение лица, выражение спокойное             

Значительное покраснение лица, выражение напряженное             

 

Потливость             

Незначительная             

Выраженная потливость лица             

 

Дыхание             

Несколько учащенное             

Резко учащенное             

 

Движения             

Бодрые, задания выполняются четко             

Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других - заторможенность             

 

Самочувствие             

Хорошее, жалоб нет             

Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий             

 

 

При выраженном, недопустимом утомлении все признаки проявляются сильно. В таком случае воспитатель должен внести изменения в план занятия: ограничить нагрузку для детей, имеющих средние и выраженные признаки утомления, уменьшить число повторений упражнений, исключить более трудные для них, удлинить отдых и т.д. Если выраженные признаки утомления отмечаются у большинства детей, значит, содержание занятия не соответствует уровню физической подготовленности детей и необходимо его перестроить.

 

Нужно учитывать, что у детей дошкольного возраста функциональные сдвиги определяются не только объемом и интенсивностью мышечной деятельности, но и формой проведения физических упражнений, а также эмоциональной настроенностью детей. Положительные эмоции снижают утомление, при интенсивной деятельности внимание не рассеивается, появляется увлеченность. Однако следует помнить, что для дошкольника характерна повышенная возбудимость, поэтому даже положительные эмоции не должны быть чрезмерными: надо чередовать упражнения, повышающие эмоциональный тонус, и упражнения, требующие внимания.

 

Осуществляя контроль, нужно следить за тем, чтобы при выполнении упражнений педагог обращал внимание на воспитание правильной осанки и формирование свода стопы.

 

Такие движения, как ходьба, бег, лазание и т.д., если они выполняются правильно, способствуют формированию правильной осанки. Ряд упражнений специально используется для этой цели: упражнения для мышц плечевого пояса, спины и живота. Развитие и укрепление этих групп мышц, в основном разгибателей, способствуют созданию так называемого "мышечного корсета", воспитанию правильной осанки. В каждом занятии предлагаются упражнения для развития и укрепления свода стопы (ходьба на носках, пятках, лазание по лестнице, ходьба по уменьшенной площади опоры, бег и т.д.), но все эти упражнения должны выполняться методически правильно.

 

При выполнении физических упражнений следует приучать детей правильно дышать, особенно это важно во время занятий на открытом воздухе. Углубленное дыхание, естественно, появляется в процессе выполнения различных физических упражнений. В покое у дошкольников дыхание более поверхностное (это объясняется анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания), поэтому и доставка кислорода органам и тканям меньше. При систематической тренировке вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное, ритмичное сочетание глубокого дыхания с движениями. Во время занятий на воздухе надо приучать детей к дыханию через нос, рот и сочетанию дыхания с движением.

 

В холодное время года (особенно зимой) больше внимания следует уделять носовому дыханию, особенно в группах детей, предварительно не закаленных. Но в то же время не надо бояться, когда при беге, ходьбе или выполнении других упражнений при произвольном дыхании дети дышат ртом. Как правило, дыхание через рот чередуется с носовым дыханием (если нос у ребенка очищен от слизи), и поток холодного воздуха сменяется теплым, согретым и очищенным при прохождении через носовые ходы воздухом. Это является хорошим закаливающим средством. Постепенно в процессе тренировки у детей вырабатывается ритмичное и глубокое дыхание; они дышат не только ртом, но и носом, и эффективность носового дыхания увеличивается.

Для оценки влияния физической нагрузки на организм ребенка, ее величины и интенсивности определяют ответную реакцию основных энергообеспечивающих систем (сердечнососудистой и дыхательной). Частота сердечных сокращений является информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку и характеризует расход энергии. По изменению частоты пульса в процессе физической нагрузки и в восстановительном периоде можно оценить правильность выбора и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма.

 

Специфические тесты

 

а) Для измерения выносливости - упражнения выполняются с максимальной, индивидуально возможной интенсивностью в течении 1 мин.;

 

Подсчитывается коэффициент

К = ЧСС0 / ЧСС2 х Куд ,

где ЧСС0 - пульс до нагрузки;

ЧСС2 - пульс в конце минутного отдыха после работы;

Куд - количество выполненных упражнений;

 

б) для измерения скоростной выносливости - количество упражнений за 15-20 секунд;

 

в) для измерения количества быстроты - количество упражнений за 3-5 секунд.

 

Педагогический эксперимент

 

Педагогический эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов иного содержания, обучения и физической подготовки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение.

 

Математико-статистические методы

 

В большинстве случаев в исследованиях, решаются задачи выявления эффективности той или иной методики обучения и тренировки с применением определенных средств, приемов и способов организации занятий. Эти задачи обычно решаются путем проведения сравнительного педагогического эксперимента с выделением экспериментальных и контрольных групп, результатами которых в теории статистики принято называть независимыми. В подобных случаях исследованию прежде всего необходимо ответить на вопрос: оказалась ли эффективной применяемая экспериментальная методика? С этой целью рассчитывается достоверность различий между полученными в итоге проведения сравнительного педагогического эксперимента результатами экспериментальных и контрольных групп.

Полученные в ходе эксперимента данные были подвергнуты статистико-математической обработке. Вычисления производились на компьютере. В качестве программного обеспечения применялись программы Microsoft Office Excel 2007 и специальный пакет статистического анализа Statistica v. 6.0.

В своем педагогическом исследовании достоверность различий мы определяем по критерию t - Student.

Различия считаются достоверными при 5%-ном уровне значимости, то есть при утверждении того или иного положения допускается ошибка не более, чем в 5 случаях из 100.

 

Расчёты производились по следующим формулам:

 

Вычислим среднеарифметические Х для каждой группы.

1) Х - значение отдельного измерения;

 

n - общее число измерений в группе;

Хэ - сумма результатов

n

Хк - сумма результатов

n

2) В обеих группах вычислить стандартное отклонение (д) по следующей формуле

д= Xi max - Xi min

K

К - табличный коэффициент К=3.08

3) Вычислить стандартную ошибку среднеарифметического значения (m) по формуле:

m= д___

vn-1 когда n<30

mэ= ? 0.86

mк= ? 0.63

4) Вычислить среднюю ошибку разности по формуле:

t=Xэ - Xк

vmэ2 + mк2

5). По специальной таблице (приложение) определить достоверность различий граничное значение (t0.05) = 2.10.

2.1.2 Диагностика уровня развития физических качеств на констатирующем этапе исследования

 

Физическая подготовленность детей оценивалась по следующим параметрам: бег 10 м с хода (с), бег 30 м со старта (с), челночный бег (с), прыжок с места (см), прыжок с разбега (см), количество приседаний за 30 с.

Для оценки результатов тестирования применялась оценочная шкала физической подготовки - Таблица 3.

Таблица 3 - Оценочная шкала физической подготовки

 

Возраст, лет, месяц             

Уровень физической подготовки             

             

высший             

выше сред.             

средний             

ниже сред.             

низкий             

             

100% и выше             

85-99%             

70-84%             

51-69%             

50% и ниже             

             

5 баллов             

4 балла             

3 балла             

2 балла             

1 балл             

 

Подтягивание мальчиков             

 

6,0-6,5             

3 и выше             

2             

1,5             

1             

0             

 

6,6-6,11             

4 и выше             

3             

2             

1             

0,5 и ниже             

 

7,0-7,5             

4 и выше             

3             

4             

1,5             

1 и ниже             

 

Подъем туловища в сек, раз за 30 сек Девочки             

 

6,0-6,5             

24 и выше             

20-23             

16-19             

10-15             

9 и ниже             

 

6,6-6,11             

25 и выше             

21-24             

16-20             

11--15             

10 и ниже             

 

7,0-7,5             

28 и выше             

23-27             

18-22             

12--17             

11 и ниже             

 

Прыжок в длину с места (см) Девочки             

 

6,0-6,5             

110 и выше             

99-109             

88-98             

74-87             

73 и ниже             

 

6,6-6,11             

120 и выше             

109-119             

98-108             

84-97             

83 и ниже             

 

7,0-7,5             

123 и выше             

111-122             

99-110             

81-98             

90 и ниже             

 

Прыжок в длину с места (см) Мальчики             

 

6,0-6,5             

122 и выше             

109-121             

96-108             

80-95             

79 и ниже             

 

6,6-6,11             

128 и выше             

115-127             

102-114             

86-101             

85 и ниже             

 

7,0-7,5             

130 и выше             

117-129             

104-116             

88-103             

87 и ниже             

 

 

 

Результат контрольных тестов до начала педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группе

 

Таблица 4 - Контрольная группа

 

№ п\п             

Ф.И.О.             

Выпрыгивание вверх             

Сила             

Коэффициент выносливости             

 

1             

Л.С.             

45             

10,3             

280             

 

2             

М.А.             

44             

10,1             

300             

 

3             

Ю.С.             

47             

10,1             

283             

 

4             

С.С.             

44             

10,4             

286             

 

5             

А.М.             

44             

10,2             

295             

 

6             

А.В.             

45             

10,3             

280             

 

7             

С.А.             

48             

10,3             

275             

 

8             

Д.В.             

46             

10,2             

262             

 

9             

В.А.             

50             

10,0             

264             

 

10             

И.А.             

46             

10,2             

270             

 

 

Таблица 5 - Экспериментальная группа

 

№ п\п             

Ф.И.О.             

Выпрыгивание вверх             

Сила             

Коэффициент выносливости             

 

1             

Буркин Женя              

46             

10,0             

270             

 

2             

Волочаев Андрей             

46             

10,2             

264             

 

3             

Дубровина Ольга             

46             

10,3             

262             

 

4             

Кошкин Витя             

42             

10,4             

275             

 

5             

Михайлов Юрий              

45             

10,2             

280             

 

6             

Мазуренко Юля             

44             

10,4             

295             

 

7             

Невельских Оксана             

44             

10,1             

286             

 

8             

Попов Костя              

47             

10,0             

284             

 

9             

Пушкина Аня             

44             

10,3             

302             

 

10             

Урусов Максим             

45             

10,3             

276             

 

 

Наглядно результаты исследования в экспериментальной группе можно представить в виде диаграмм.

 

Заключение

 

 

Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима. Она обеспечивает хорошее настроение, повышает жизненный тонус. Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. У детей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников