Физическое воспитание студентов – задачи, значения, содержание, формы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:18, реферат

Описание

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:
 понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке се к профессиональной деятельности;
 знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

Содержание

Введение 3
1. Формы и содержание занятий 4
2. Возрастные особенности контингента обучающихся в ВУЗе 8
3. Методические основы физического воспитания в ВУЗе 10
4. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях 14
5. Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре 18
6. Формы организации физического воспитания студентов 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Реферат Физическое воспитание студентов-задачи, значения, содержание, формы организации.docx

— 55.60 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре

 

Число студентов с ослабленным  здоровьем, не позволяющим им заниматься физической культурой по государственной программе, составляет в зависимости от вида высшего учебного заведения от 15 до 30%.

В связи с тенденцией увеличения количества студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, возрастает значение современного направления физической культуры, объектом познания, воздействия и оздоровления которого являются больные люди, – адаптивной  физической культуры (АФК). Специалисты АФК активно привлекают к физкультурно-спортивной деятельности даже инвалидов, способствуя тем самым максимально возможному развитию их жизнеспособности и эффективной самореализации в качестве социально значимых членов общества. Именно в АФК разрабатываются средства и методы, способствующие оздоровлению и адаптации к учебной и трудовой деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Образовательный процесс по дисциплине «Физическая культура» со студентами, имеющими освобождение от практических занятий на длительный срок, осуществляется по учебной программе, которая включает в себя три модуля: образовательный, валеометрический и практический.

В образовательном модуле программы студенты получают знания на уровне современных научных достижений по проблеме «Человек и его здоровье».

В валеометрическом модуле программы студенты наглядно, с использованием современных технологий, получают представление об уровне имеющегося у них здоровья, о подверженности риску заболевания основными патологическими синдромами, динамике состояния здоровья под влиянием реализации собственной программы оздоровления.

Систематизирующим, объединяющим и стимулирующим началом образовательного процесса является разработка студентами личностно-ориентированной, индивидуальной, комплексной, базовой и дополнительной по содержанию, текущей и перспективной по времени программы оздоровления. Обязательными составляющими базовой программы являются двигательная активность, термозакаливание, дыхательная гимнастика, рациональное питание, психотехнологии. Дополнительные программы включают индивидуальные методы оздоровления, зависящие от имеющегося у студентов заболевания. Базовая и дополнительная программы индивидуального оздоровления по времени планируются как текущие – на период обучения в ВУЗе и как перспективные – на обозримый период времени, примерно на 5 лет.

В практическом модуле программы  целеполагание подкрепляется целедостижением, т.е. практикой оздоровления (телесный компонент) в виде реализации индивидуальной программы оздоровления на занятиях по адаптивной физической культуре и самостоятельно.

Оптимальными формами (адекватными  состоянию здоровья) привлечения  студентов к освоению ценностного потенциала физической культуры являются:

    1. практическая реализация под руководством преподавателя личностно-ориентированных, индивидуальных программ оздоровления;
    2. рекреативные занятия в виде циклических физических упражнений аэробного характера (например, пешеходные и лыжные прогулки).

Как показали исследования Г.А. Хомутова, практическая реализация личностно-ориентированной программы оздоровления формами и средствами адаптивной физической культуры способствует эффективному оздоровлению студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Это подтверждается положительной динамикой морфофункциональных показателей, прежде всего ростом ЖЕЛ. жизненного индекса, силовых показателей, снижением ЧСС, временем восстановления пульса после физической нагрузки. Занятия по адаптивной физической культуре способствуют оптимизации психофизиологического статуса студентов, что проявляется в устойчивом росте показателей по шкалам самочувствия, активности и настроения (методика САН).

 

 

 

 

    1. Формы организации физического воспитания студентов

 

Физическое воспитание в  ВУЗе проводится на протяжении всего периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах:

    1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием ВУЗа (по 4 ч в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию в ВУЗах.
    2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям. Они включаются в учебное расписание учебным управлением (частью) ВУЗа по согласованию с кафедрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам возможность их посещения. На факультативных занятиях (по 2 – 4 ч в неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к общественной физкультурно спортивной деятельности.

Физическое воспитание студентов  во внеучебное время (т.е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах.

    1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др.

Физкультпаузы проводятся после первых 4 ч аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8 – 10 мин.

Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.

Физические упражнения в  режиме учебного дня выполняют функцию  активного отдыха.

    1. Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством педагога по физической культуре и спорту.
    2. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время: а) на основе полной добровольности и инициативы (по желанию); б) по заданию преподавателя (домашние задания).
    3. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд факультетов, массовые кроссы и эстафеты, праздники физической культуры, соревнования различного уровня, туристские походы и др.
    4. Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зимних и летних студенческих каникул, обеспечивающие восстановительно-оздоровительный, закаливающий и развивающий эффекты. В условиях лагеря реализуются многие формы физической активности студентов: утренняя гимнастика, обучение плаванию, тренировочные занятия по различным видам спорта (по выбору студентов), занятия со студентами с ослабленным здоровьем (по лечебным программам), туристские походы, физкультурно-спортивные развлечения и игры, межлагерные спортивные соревнования и др.

Таким образом, помимо решения  воспитательных и образовательных задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов; улучшить профессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.

 

 

Заключение

 

Теория и методика физического  воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием. Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Источниками возникновения  и развития теории и методики физического воспитания являются:

    1. практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;
    2. практика физического воспитания. Именно в ней проверяются на жизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;
    3. прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных эпох и стран;
    4. постановления правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры в стране;
    5. результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. – М., 1988.
    2. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999.
    3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для институтов физ. культ. – М., 1991.
    4. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культ.: В 2 т./Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1976.
    5. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. – М., 1994.

Информация о работе Физическое воспитание студентов – задачи, значения, содержание, формы организации