Физическая культура при плоскостопии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:19, доклад

Описание

Плоскостопие - заболевание чрезвычайно распространенное, можно сказать социальное. Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с родственниками и знакомыми: «на каждом шагу» слышны жалобы на боли в стопах, мышцах голени, в коленных и даже тазобедренных суставах. Самая распространенная причина болей - уплощение стоп.

Работа состоит из  1 файл

Доклад по физ-ре.docx

— 34.26 Кб (Скачать документ)

Одной из наиболее вероятных  причин искривления ног является рахит, перенесенный в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и не леченая форма. К более редким причинам относятся врожденный вывих или дисплазия тазобедренного сустава, некоторые дефекты стоп, болезни и травмы коленных суставов.

Неблагоприятно сказывается  на состоянии ног излишний вес  ребенка. Однако у детей коренастого  телосложения предрасположенность  к этому дефекту меньше, чем  у худых. Девочки страдают чаще, что связано с их более широким тазом.

При вальгусной деформации ног основные изменения происходят в коленом суставе. Неравномерное развитие мыщелков бедренной кости (более быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных) приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность. Голень отклоняется кнаружи, в тяжелых случаях может быть искривление костей голени выпуклостью вовнутрь. Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах.

Общая слабость мышечно-связочного аппарата проявляется во всех суставах, стопы постепенно деформируются  и приобретают устойчивое плоско-вальгусное положение (пятки отклонены кнаружи), развивается плоскостопие (Красикова И.С., 2002 г.).

1.3. Современные взгляды на профилактику  и коррекцию плоскостопия

Плоскостопие - заболевание  прогрессирующее поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее.

Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки  или обувь - мер для исправления  стоп достаточно. Важно, чтобы процесс  коррекции был регулярным и продолжался  до полного выздоровления.

Первостепенное внимание следует уделить обуви, она должна быть «рациональной», то есть устойчивой, и плотно охватывать стопу, не мешая  при этом движению. Небольшой каблучок, тонкая подошва и материал, позволяющий  стопам «дышать», так же являются необходимыми качествами хорошей детской обуви.

Первостепенное внимание следует уделить обуви, она должна быть «рациональной», то есть устойчивой, и плотно охватывать стопу, не мешая  при этом движению. Небольшой каблучок, тонкая подошва и материал, позволяющий  стопам «дышать», так же являются необходимыми качествами хорошей детской обуви.

Детям дошкольного возраста лучше носить ботиночки или туфли, хорошо фиксирующие голеностопные  суставы.

Детям с плоскостопием, а  особенно с плоско-вальгусными стопами нельзя носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника.

Но часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь.

Эти средства лечения достаточно эффективны, так как облегчают  ходьбу, берут на себя часть нагрузки, предотвращают дальнейшее развитие заболевания.

Однако без назначения врача заказывать, а тем более  покупать готовые ортопедические стельки  нельзя. Такие стельки могут нанести  стопе ребенка больше вреда, чем  пользы.

Ортопедические стельки  вкладывают в ту же самую «рациональную» обувь, хорошо фиксирующую стопу. Стельки  в мягких тапочках или разношенных  туфлях бесполезны. Так как стелька  занимает определенный объем в обуви, приобретайте ботиночки на один размер больше, чем требуется по длине  стопы.

Надо учесть, что стельки  имеют определенный срок годности. Индивидуально изготовленные стельки  из пробки необходимо менять не реже одного раза в полгода. Стельки из более  мягких эластичных материалов следует  менять еще чаще - каждые три-четыре месяца.

Ортопедическая обувь  заказывается в специальных мастерских по направлению врача-ортопеда, следует  иметь как минимум две пары: одну - для улицы, другую - для дома.

Специальная обувь и стельки  не исправляют деформацию, а только предотвращают ее дальнейшее развитие. Эти своеобразные «костыли» стоит  использовать во время длительного  пребывания ребенка на ногах. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как мышцы стопы слабеют  еще больше.

При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать  соотношение костей суставов стопы. Во время сна применяют лонгеты. При тяжелых формах плоскостопия с сильными постоянными болями показано оперативное лечение.

Ортопедическая коррекция  стоп проводится обязательно в сочетании  и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики.

Физиотерапевтические процедуры  при лечении плоскостопия назначаются  достаточно широко и проводятся, в  основном, в условиях поликлиник.

Исключение составляют тепловые процедуры, которые можно проводить  дома. Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие  на передненаружной поверхности  голени и тыльной поверхности  стопы.

Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-500; длительность процедуры 30-40 минут, ежедневно или  через день. Для озокеритовых аппликаций достаточно температуры 30-400 в течение 15-20 минут, два дня подряд с перерывом  на третий день.

Курс лечения 15-20 процедур, повторять можно через два - три  месяца.

Тепловые процедуры дают максимальный эффект, если сразу же после них проводить лечебную гимнастику.

В домашних условиях можно  применять контрастные кожные ванны. Для этого нужны два тазика с водой: один - с теплой (40-450), другой - с прохладной (16-200). Ребенок погружает ноги попеременно то в теплую, то в прохладную воду на несколько секунд. Процедура длится 5-10 минут и провидится ежедневно или через день в течение двух-трех недель. Ванны не только укрепляют мышцы и тренируют суставы стоп, но обладают замечательным закаливающим эффектом.

Массаж - необходимая часть  комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус  мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания  мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случаи боли в стопах и восстанавливает нормальные условия. Для развития и роста нижних конечностей.

В педиатрической практике специальный  массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением  рук). Если это по каким-либо причинам невозможно (мало времени или нет  достаточной подготовки), то можно  ограничиться массажем спины и ног. Надо быть внимательным при обращении  к специалистам (особенно платным) - массаж только ног мало эффективен. Управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые начинаются в поясничном отделении спинного мозга. Поэтому любой массаж ног должен начинаться с массажа спины или хотя бы поясничной области.

В зависимости от возраста и, следовательно, роста и веса ребенка, а так же объема массажа, сеанс  занимает от десяти минут до получаса.

Курс массажа при плоскостопии обычно длительный около 20 сеансов, черезо день или ежедневно. Эффективным  считается повторение курса 3-4 раза в год. Однако, если ребенок пожаловался  на боль и усталость ног после  длительной прогулки или оживленной игры, не откладывайте делайте массаж «по необходимости».

Массировать ребенка можно  на столе (если он там помещается), на жесткой кушетке или на полу. В  любом случае у лежащего должна быть хорошая опора. При плоскостопии проводится общетонизирующий, то есть достаточно энергичный массаж. Масла и кремы лучше не использовать, так как они увеличивают скольжение рук и, следовательно, снижают интенсивность воздействия.

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1. Задачи исследования

Исходя из цели, мы поставили  перед собой цели следующие задачи:

а) Выявить нарушение опорно-двигательного  аппарата у детей посещающих ДОУ;

б) Определить эффективность  профилактики плоскостопия.

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы:

1. Анализ и обобщение  данных научно-методической литературы;

2. Тестирование для выявления  плоскостопия;

3. Педагогический эксперимент;

4. Методы тестирования  физической подготовленности;

5. Метод математической  статистики.

2.2.1. Анализ научно-методической  литературы 

Анализ данных научно-методической литературы провидится с целью изучения проблемы коррекции и профилактики плоскостопия, методики проведения коррекционно-профилактических занятий.

 

2.2.2. Метод тестирования для выявления  плоскостопия

Для выявления плоскостопия у детей посещающих ДОУ тест проводится при помощи плантографа.

 

Плантограф - это деревянная рамка (высотой 2 см. и размером 30*30 см., на которую натянуто полотно или мешковина) и сверху него полиэтиленовая пленка. Полотно смачивается штемпельной краской или чернилами для авторучек, на окрашенную сторону кладется лист бумаги, на котором написано Ф.И. ребенка, группа, дата обследования. Ребенок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу), при этом на бумаге остаются отпечатки стопы - плантограмма.

Оценка плантограммы: заключение о состоянии свода стопы делятся на основании расположения двух линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторая линия проводится от середины пятки до средины основания большого пальца (смотреть приложение).

Если контур отпечатка  стопы в серединной части не перекрывает  эти линии - стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка - уплощение свода стопы. Если оба  контура расположены внутри контура  отпечатка - стопа плоская. Дети с  неправильно сформированной стопой, направляются на консультацию к ортопеду. Плантограммы хранятся в медицинской карте ребенка.

2.2.3. Методы тестирования физической подготовленности

Для оценки различных сторон физической подготовленности детей 5-7 лет были включены следующие тестовые упражнения:

1) Прыжок в длину с  места;

2) Челночный бег;

3) Определение общей активной  гибкости;

4) Определение динамической  силовой выносливости мышц брюшного  пресса.

Прыжок в длину с  места:

По результатам прыжка в длину с места оценивалась  скоростно-силовая подготовленность.

Прыжок в длину с  места выполняется на размеченной  площадке из исходного положения стоя, ноги согнуты в коленном суставе, руки отведены назад. Результат измеряется от контрольной черты до отметки, оставленной пятками ног с точностью до 0,5 см. Испытание повторяется дважды. В протоколе фиксируется лучший результат выраженный в сантиметрах (Лях В.И. 1998 г.).

Гибкость:

Ребенок стоит на краю скамейки плавно выполняет наклон. Вперед, не сгибая колени. За 0 принимается уровень  опоры скамейки. По положению средних  пальцев рук определяют результаты пробы. Выполняют три попытки. Засчитывается  лучший результат. Если ребенок не достает  до пальцев ног, результаты записываются со знаком минус, если достает, со знаком плюс.

 

 

 

Литература:

1. Аленькин П.Ф. «Массаж и движения». - Екатеринбург., Средне-Уральское книжное издательство, 1992 год.

2. Белая М.А. «Руководство  по лечебному массажу», 2-е изд. - М.: Медицина, 1983 г. 

3. Вавилова Е.Н. «Укрепление  здоровья детей». М. 1995 г.

4. Данько Ю.И. «Очерки физиологических упражнений». М.: Медицина. 1974 г.

5. Егоров Б.Б. «Развивающая  педагогика оздоровления». М. 1994 г. 

6. Зайцев А.А., Копеева Е.П. Палищук Н.К. Самугуб С.А. «Физическое воспитание дошкольников». - Калининград, 1997 г.

7. Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. «Биомеханика двигательного аппарат человека». - М.: ФиС, 1981 г.

8. «Как вырастить здорового  ребенка» / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991 г. 

9. Красикова А.С. «Профилактика  лечения плоскостопия». М. 2002 г.

10. Легафт П.Ф. «Анатомия мышечной системы». - Л.: ФиС, 1938 г.

11. Легафт П.Ф. «Собрание педагогических сочинений». - М.: ФиС, 1953, Т. 4.

12. «Лечебная физкультура при заболевания в десятком возрасте». / По д ред. С.М. Иванова. - М.: Медицина. 1975 г.

13. «Лечебная физкультура:  справочник» / Под ред. В.А. Епифанова. - М.: Медицина 1988 г. 

14. Маркс В.О. «Ортопедическая  диагностика». - Минск: Наука и  механика, 1978 г. 

15. Матвеев С.В. Херодинов Б.И. «Здоровый ребенок. Физическое воспитание и врачебный контроль». - СПб.: Сотис. 1999.

 


Информация о работе Физическая культура при плоскостопии