Ценности здоровья в образе жизни студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:33, творческая работа

Описание

Изменения, происходящие во всех областях жизни общества, в значительной мере трансформируются и то отношение к физической культуре, которое было типичным на протяжении многих лет. Всё более очевидна необходимость подхода к физической культуре не только как к системе оздоровления организма и совершенствования двигательного аппарата, но и как явлению культуры, в котором через соотнесение с идеалами и устремлениями происходит самораскрытие и самореализация личности.

Работа состоит из  1 файл

Фізичне виховання.doc

— 34.00 Кб (Скачать документ)

Ценности  здоровья в образе жизни студентов 

Изменения, происходящие во всех областях жизни  общества, в значительной мере трансформируются и то отношение к физической культуре, которое было типичным на протяжении многих лет. Всё более очевидна необходимость подхода к физической культуре не только как к системе оздоровления организма и совершенствования двигательного аппарата, но и как явлению культуры, в котором через соотнесение с идеалами и устремлениями происходит самораскрытие и самореализация личности. Выступая в виде определённой структуры поведенческих образов сопряженных с пониманием человеческого тела как ценности, физическая культура должна стать важным элементом образа и стиля жизни каждого человека.

Нормативно-ценностное отношение человека к физической культуре носит непостоянный характер. Оно меняется в зависимости от циклов и фаз развития жизни. В период детства, учебы в школе и в вузе физическая культура выполняет созидательную функцию построения фундамента личности: усвоения знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения и культуры должно быть, соотнесено с физическим развитием, с формированием эстетики тела и культуры движений. Основу мотивации на данном этапе составляет стремление осознать себя как личность. Во "взрослой жизни" перед человеком будет стоять более трудная задача освоения важнейших социальных ролей - семейных, трудовых, гражданских. В этих условиях одним из основных мотивов является желание сохранить и укрепить здоровье, физические и психические силы. Анализ литературы показывает, что доминирующим фактором, который гармонирует во взаимосвязи всех циклов и фаз жизнедеятельности человека, является здоровье. Отправным пунктом социокультурной интерпретации здоровья может являться, положение Всемирной организации здравоохранения: " Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов". Здоровье может выступать как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности. В экономике труда известен постулат, который коротко и ёмко освещает тесную взаимосвязь профессиональной подготовки и здоровья человека: специалист может иметь хорошую профессиональную подготовленность, богатый опыт работы, но если он не обладает здоровьем, то его нельзя относить к трудовым ресурсам. Большая современных студентов занимается физической культурой, с целью быть здоровыми. Наряду со стремлением быть здоровым, студенты выделяют желание красиво выглядеть. Всё это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека в кругу своих сверстников, в учебном и трудовом коллективе. Известный учёный - морфолог М.Ф.Иваницкий писал, что "человек рождается лишь с задатками тех природных дарований, которые определяют красоту тела и соразмерность всех его частей, стройность сложения, лёгкость и согласованность движений, физическую силу, гармоническое развитие. А вот для полного расцвета и созревания все эти природные дарования нуждаются в активном развитии и совершенствовании".

Здоровье и физическое развитие в решающей степени зависят от уровня общей культуры студентов, характера и направленности ценностных ориентаций, осознания физической культуры не только как инструмента совершенствования двигательного аппарата, но и сферы реализации идеалов и устремлений человека. Работы многих авторов подтверждают необходимость теоретического и методологического подходов к физической культуре не только как системе совершенствования двигательного аппарата, но и как явлению культуры, системе комплексных качеств, идеалов и устремлений человека. Таким образом физическая культура должна стать важным элементом образа и стиля жизни студентов. Важным этапом в жизнедеятельности человека является период обучения в вузе. Рекреация, активный отдых, забота об укреплении здоровья, развитие физических данных, основные доминанты поведения. Повседневная учебная работа, зачётно-экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течении года, учебные и производственные практики - всё это требует от студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности. Изучение многими исследователями бюджета времени студентов показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, по факультетам и курсам, значительно колеблется. Установлено, что время на учебное занятия является наиболее стабильным и составляет 6 - 8 ч. в день, а время, затрачиваемое на самоподготовку студентом, колеблется довольно существенно, занимая 3 - 5 ч., а в период зачётно-экзаменационной сессии - 8 - 9 ч. таким образом, сумма учебного времени студентов составляет в среднем 9 - 12 ч. в день. Это очень значительная психофизиологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебный труд является весьма напряжённым. Выбор студентом формы двигательной активности должен быть адекватным, т.е. с учётом особенностей учебного труда и утомления, с направленностью на коррекцию своего телосложения или улучшение работоспособности и т. д. Если человек сам не будет любить жизнь, бороться за своё полноценное физическое духовное долголетие, то никакая наука и никакие рецепты ему не помогут. По этой причине обучение, воспитание и пропаганду здорового образа жизни должны идти через активизацию побудительных механизмов, целый ряд других феноменов духовного мира личности. Продуктивность такого подхода состоит прежде всего в том, что он обеспечивает главное - активность самого человека, в деле сохранения индивидуального и общественного здоровья. Таким образом, знание закономерностей формирования и проявления отношения человека к здоровью, в частности его внутриличностных детерминант выступает необходимым условием эффективности формирования здорового образа жизни средствами обучения и воспитания.

Информация о работе Ценности здоровья в образе жизни студентов