Бальный танец как фактор физического воспитания личности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 13:36, реферат

Описание

Большинство современных педагогов, стараются воспитывать в своих учениках физически и психологически развитых личностей. Поэтому для тренеров и преподавателей бального танца в настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема использования тех методов и форм обучения танцу, характерных для XVIII-XIX вв., с помощью которых возможно формирование не только внешнего, но и внутреннего облика человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Роль бального танца в формирование личности ребенка.
1.1 Современный бальный танец как синтез спорта и искусства
1.2 Особенности преподавания бального танца детям
ГЛАВА II. Социальное значение бальных танцев.
2.1 Бальные танцы как спортивно-эстетическая деятельность и педагогический процесс.
2.2 Особенности танца, как средства двигательной активности и укрепления здоровья в критические периоды развития.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по бальному танцу..docx

— 52.55 Кб (Скачать документ)

                         Министерство образования Российской  Федерации

             Федеральное государственное образовательное  учреждение

                               высшего профессионального образования

              «Челябинский государственный педагогический  университет» 

                                                            Реферат

                                        по бальному танцу.

  Бальный танец,  как фактор физического  воспитания личности  детей. 
 
 
 
 

                                                                                            Выполнил: студентка 22 гр.

                                                                                                                                            Шумилова Н.В.

                                                                                                                                          

                                                                                             

                                                                                                                         Проверил: Биче-оол В.К. 
 
 
 
 
 

                                                            Челябинск – 2011

                                                           

                                                                  ОГЛАВЛЕНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ

  ГЛАВА I. Роль бального танца в формирование личности ребенка.

1.1 Современный бальный танец как синтез спорта и искусства

1.2 Особенности преподавания бального танца детям

ГЛАВА II. Социальное значение бальных танцев.

2.1 Бальные танцы как спортивно-эстетическая деятельность и   педагогический процесс.

2.2 Особенности танца, как средства двигательной активности и укрепления здоровья в критические периоды развития.

 Заключение

 Список использованной  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  работы. Исследования последних лет  свидетельствуют о значительном ухудшении состояния здоровья учащихся. Имеет место ухудшение по таким  параметрам, как индекс здоровья, число  острых заболеваний, количество длительно  и часто болеющих детей, уровень  физического развития. Нарастает  число детей с наличием: "пограничных  состояний" 3-й и 4-й групп здоровья. Количество здоровых детей - составляет по данным различных авторов в  зависимости от региона проживания от 10-12% до 0,5-1% [1].

Модернизация  российского образования требует  активных преобразований в сфере  физического воспитания личности подрастающего  поколения. Нынешнему развивающемуся обществу нужны здоровые, образованные, предприимчивые люди, которые могут  принимать ответственные решения, прогнозировать их последствия. В то же время современная молодежь должна быть толерантной к окружающему  миру, способной к сотрудничеству, мобильности, обладать чувством ответственность  за себя и судьбу страны. Данные задачи должны решаться в полной мере средствами физического воспитания и спорта.

Одним из интересных направлений физического  и психического развития личности учащихся могут являться спортивные бальные  танцы. Например, Н.В. Рубштейн ,  рассматривает спортивный танец как один из самых элитарных и почетных, красивых и сложных, развивающих гармонично все группы мышц: и мозг, реакцию и музыкальность, пластичность и самоконтроль.

За последние  двадцать лет в нашей стране, как  и во всем мире, произошел значительный рост интереса к бальному танцу. Это  можно заметить по количеству различных  студий, в которых занимаются этим видом хореографии, как по всей России, так и в нашем городе, по количеству трансляций с различных международных  конкурсов по спортивным бальным  танцам. Включение бальных танцев в Олимпийскую программу так  же является фактом, подтверждающим наличие  этого интереса. И это не удивительно, ведь зрелищность бального танца, соединяя в себе красоту музыки и движения, во все времена привлекала к себе повышенное внимание. Прекрасные пары на паркете, одетые во фраки и бальные  платья, чарующая музыка, светящиеся одухотворенные лица - что может быть лучше этого? Какие родители после знакомства с бальной хореографией не мечтают, чтобы их ребенок научился так  красиво двигаться? Кроме того, большим  плюсом бального танца является приобщение к музыке и театру, к искусству  в целом.

Большинство современных педагогов, стараются  воспитывать в своих учениках физически и психологически развитых личностей. Поэтому для тренеров и преподавателей бального танца в настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема использования тех методов и форм обучения танцу, характерных для XVIII-XIX вв., с помощью которых возможно формирование не только внешнего, но и внутреннего облика человека.

ГЛАВА I. Роль бального танца в формирование личности ребенка.

    1. Современный бальный танец как синтез спорта и искусства

Долгое  время в Советской России бальный  танец был позабыт, быть может, за исключением вальса. Идеологи от власти утверждали, что бальная хореография  является чужеродным элементом буржуазной культуры и лишь с началом «хрущевской  оттепели» во второй половине ХХ века бальный танец вновь становится популярным.

Сегодня этот вид хореографии соединяет  в себе спорт и искусство. В  начале 70-х годов проводились  специальные научно-медицинские  исследования, результаты которых доказали всем, что по физическим нагрузкам, которые танцоры испытывают в  танце, этот вид может быть соотнесен  со спортивным. Три минуты венского вальса приравнивались к бегу спортсмена на 200 метров, с полной выкладкой. Можно сравнить: спортсмен пробегает стометровку один-два раза за соревнование, а на большом турнире танцоры могут выходить на паркет по правилам до тридцати раз в течение дня. Если помножить эти 30 раз на полторы-две минуты танца, получается около часа. Именно поэтому бальный танец в последнее время стали повсеместно называть спортивным. В нашей работе мы также будем придерживаться данной терминологии.

В спортивном танце спорт и искусство объединились самым органичным способом, являя  зрителю гармонию сильных и красивых тел мужчины и женщины, слившихся  ритмом и мелодией и отражающих всю  широту оттенков проявления любви, гордыни, ревности, драмы, личностной яркости  и индивидуальности каждого из партнеров.

Именно  это соединение и производит на зрителя  ярчайшее впечатление, затрагивая самые  различные направления его восприятия от психологии до физиологии.

Не менее  глубокое влияние спортивный танец  оказывает и на самих танцоров, поскольку необходимость тренировать  свое тело, воображение, восприятие музыки, эмпатию, учиться искусству перевоплощения, тонко чувствовать характер музыки, танца и своего образа в нем, стиль - все это полностью меняет как внешний, так и внутренний облик танцора и неизмеримо его обогащает.

Достаточно  сложно обстоит ситуация с восприятием  детского спортивного танцевания, поскольку ребенок, в силу его возрастных особенностей психологического восприятия отношений между мужчиной и женщиной, не может отобразить в своем танце ни глубины этих отношений, ни их красоты и богатства, ни философской сути, ни собственно сексуальности, ввиду отсутствия должного для такого творчества жизненного опыта.

Тем не менее, сама субкультура танцевального  спорта, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения  танцоров прививает ребенку с  первых лет занятия танцами такой  образ жизни (не только в этой социальной группе, но и в обществе в целом), который большинство мыслящих людей  считают красивым именно в эстетическом понимании этого слова.

Это и  более высокий уровень культуры во внешнем виде (танцевальный имидж), поведении, отношениях с другими  людьми - взрослыми и детьми, с  противоположным полом, согласно своей  половой роли. А так же и уровень  творческого восприятия музыки и  танца, театрального искусства и  проблемы собственной реализации в  мире людей, как творческой, так и  личностной.

Таким образом, при всем своем сущностном несоответствии детскому возрасту, спортивный танец формирует в танцорах с  детства один из важнейших психолого-эстетических принципов, дошедший до нас из уст  Льва Толстого: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо (в данном случае - тело), и мысли, и одежда». Опытный же танцор, впитавший в  себя таковой образ жизни, по сути, становится именно таким человеком.

    1. Особенности преподавания бального танца детям

В России бальные танцы как жанр хореографии  достаточно молод, моложе, чем в других странах. У нас возрастной старт  занятий танцами очень сильно смещен к детству. На западе все наоборот. Там начинают танцевать значительно  позже, лет с 14-15, а зрелости добиваются годам к 22-23 за счет высокого и качественного  уровня преподавания. Многие тренеры  считают оптимальным возраст  для начала занятий бальными танцами 7-8 лет, но не поздно отдать ребенка  и в 9-11 лет.

Детей тоже можно поделить на танцующих «для себя» и танцующих «для результата». Ориентир в методике преподавания здесь будет строиться по критериям: заинтересовать, увлечь, сосредоточить, дисциплинировать, развить. Разница же в этих двух категориях состоит большей частью не в работе с детьми, а в работе с мамами.

Дети - категория специфическая, прежде всего, возрастными особенностями развития психики и координации. Основная такая специфическая особенность  маленьких танцоров, определяющая всю  методику работы с ними - это их неутомимая любознательность и внимательность ко всему происходящему. Именно внимательность, и именно ко всему. Пролетит ли муха, прозвенит ли телефон в коридоре, возникнет ли перед глазами чья-то косичка - все для ребенка безумно  интересно, во все он вовлекается  всем своим существом безраздельно. И для тренера в такой ситуации стоит нелегкая задача сосредоточить  внимание детей только на себе и  преподаваемом материале.

Для того, чтобы решить такую задачу, тренеру необходимо представлять, что именно должно быть в содержании его занятия, а чего не должно быть ни в коем случае.

Нельзя  порицать за плохую координацию и  медленное усвоение материала - таким  образом, легко создать отвращение к занятиям и уверенность в  собственной неполноценности. Необходимо учитывать, что в самых ранних возрастах, с которых берут детей  на спортивные танцы (от 6 до 9 лет) существуют большие проблемы с координацией движения у большинства детей. Это  значит, что большинство детей  в этом возрасте, попросту говоря, еще  плохо ориентируются в том, где  у них в данный момент находится  левая нога, где правая и что  они делают, делают ли они вообще что-нибудь. В этом нет ничего страшного, это возрастная особенность и  потому какие-то вещи детям в этом возрасте недоступны. Например, техника  движения. Зато очень многие легко  запоминают шаги. Поэтому к танцевальным категориям «Дети 1» и «Дети 2»  уровня «N» и «Е» класса, как  правило, не применяется особых технических  критериев при тренировке и судействе. Основными здесь являются осанка, линии корпуса, рук и ног, и, конечно  же, точное исполнение ритма. И этого  уже более чем достаточно для  полной танцевальной загрузки ребенка.

Можно и нужно поощрять любые попытки  к старанию, сосредоточенности, красивую прическу, танцевальную одежду, осанку - все то, что вы хотите развить  в своих учениках. Необходимо подчеркивать любые, даже самые маленькие моменты  улучшения во всем, что касается танцевального мастерства, спортивного  характера и танцевального имиджа.

Нельзя  говорить непонятными словами - будет  очень скучно детям. Можно и нужно  использовать образные выражения, иллюстрировать то или иное упражнение или движение понятными детям сюжетами и образами - сказочные персонажи, животные, считалки, скороговорки. Например, один из приемов  обучения музыкальности - это не считать  танец, а петь счет под музыку. Другой прием - упражнение для развития взрывной силы ног - прыжки из упора сидя с  поднятием рук со следующим заданием: достать до потолка и выкрикнуть «ква». Клич может быть любой и лучше, если его периодически менять - от «ура» до «кукареку». Еще один хороший пример для развития осознания движения - давать задание танцевать «как ленивые танцоры», а потом «как упорные танцоры». И так далее.

Информация о работе Бальный танец как фактор физического воспитания личности детей