Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:15, реферат

Описание

Одним из существенных факторов развития экономики, как это ни парадоксально, является законодательная, т. е. административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 39.54 Кб (Скачать документ)

Недостаток товара признается существенным, если:

- носит неустранимый характер;

- не может быть устранен  без несоразмерных затрат времени;

- выявляется неоднократно;

- проявляется вновь после  его устранения и т.п.

Таким образом, если товар  имеет хотя бы один из вышеперечисленных  признаков, качество товара следует  считать ненадлежащим, а товар - имеющим  существенный недостаток.

Перечень технически сложных  товаров, в отношении которых  требование о замене может быть предъявлено  потребителем только при обнаружении  в нем существенных недостатков, утвержден Постановлением Правительства  РФ от 13 мая 1997 г. N 575. В этом списке - автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним; мотоциклы, мотороллеры, снегоходы; катера, яхты, лодочные моторы; холодильники и морозильники; стиральные машины автоматические; персональные компьютеры с основными периферийными устройствами; тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

Пленум Верховного Суда РФ (Постановление от 17 января 1997 года N2) также добавил, что наличие  существенного недостатка в дорогостоящих  и технически сложных товарах  необходимо лишь при предъявлении потребителем требования об их замене.

Согласно п.5 ст.13 Закона требования потребителя об уплате неустойки  подлежат удовлетворению в добровольном порядке. Но если потребитель не предъявил  требование об уплате неустойки в  досудебном порядке, он не лишается возможности  обратиться в суд с требованием  о взыскании неустойки. Это требование заявляется как самостоятельное, а  также может быть заявлено вместе с другими требованиями. Как свидетельствует  судебная практика, суд при удовлетворении требования потребителя о взыскании  неустойки исходит из стоимости  товара в день вынесения решения  суда.

 

1.3 Расчеты с  потребителем в случае замены  товара с недостатком или расторжения  договора

потребитель право товар  обмен

Ст.24 Закона определяет порядок  перерасчета цены товара, приобретенного потребителем. При замене товара с  недостатком на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет цены не производится.

Требования, сформулированные в п.2 ст. 24, предполагают замену товара на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены за товар. Если цена товара, подлежащего  замене, ниже цены товара, представляемого  взамен, то потребитель должен оплатить разницу, если же - наоборот, то потребителю  выплачивается разница суммы  за товар. Цена товара, предоставляемого взамен, определяется в день предъявления требований потребителем, а в случае понижения цены - на день покупки  товара потребителем. Если требования потребителя о перерасчете цены не были добровольно удовлетворены  продавцом, то согласно п. 2 ст. 504 ГК РФ потребитель имеет право произвести расчеты исходя из цен товара на момент вынесения решения суда. Указанное  требования должно быть исполнено в  те же сроки, что и требование о  замене товара на товар аналогичной  марки (модели, артикула). За просрочку  этого требования также предусмотрена  неустойка.

При расторжении договора купли-продажи потребитель обязан возвратить товар с недостатком  и имеет право на возмещение убытков. Если никаких убытков у потребителя  нет, то расчет между ним и продавцом  производится просто.

При расторжении договора в случае повышения цены на товар, расчеты, с потребителем производятся аналогичные возвращенному товару с недостатками, исходя из цены на день удовлетворения требования потребителя  о расторжении договора купли-продажи. В случае снижения цены товара следует  исходить из цены товара на день его  покупки.

 

1.4 Порядок обмена  товара надлежащего качества

Часто встречаются случаи, когда товар, купленный потребителем, - качественный, но по определенным причинам потребитель не имеет возможности  использовать его по назначению. Ст.25 Закона устанавливает право потребителя  на обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный  товар, в случае: если товар не подошел  ему по форме, габаритам, расцветке, размеру, фасону либо по иным причинам.

Потребитель имеет право  обменять товар в течение 14 дней (не считая дня его покупки). Если товар необходимо установить, подключить, то этот срок исчисляется со следующего дня после осуществления этих действий.

Продавец должен обменять товар, если: товар не был в употреблении; сохранен его товарный вид, потребительские  свойства; сохранены пломбы, фабричные  ярлыки; у потребителя есть товарный или кассовый чек на товар.

Требования об обмене товара предъявляются только продавцу, у  которого был приобретен данный товар.

Если в день обращения  потребителя к продавцу необходимого для замены товара нет, то потребитель  имеет право расторгнуть договор  купли-продажи, с возвратом уплаченной сумы, или ожидать поступления  необходимого товара в продажу. На продавца возлагается обязанность сообщить потребителю о поступлении в  продажу аналогичного товара. Для  этого потребитель должен оставить продавцу свои адрес и телефон, по которым он будет извещен о  поступлении в продажу товара.

Однако не все виды непродовольственного товара надлежащего качества подлежат обмену. Перечень этих товаров утверждается Правительством РФ. В него входят: изделия  из драгоценных металлов, драгоценных  и полудрагоценных камней; ткани  из всех волокон и другие метражные  товары; бельевой трикотаж для взрослых и детей; купальники, плавки; трусы  для взрослых и детей, в том  числе и спортивные; белье для  новорожденных и ясельного возраста; белье постельное; предметы женского туалета; чулочно-носочные изделия; штучные  текстильные товары; парфюмерно-косметические  товары; товары бытовой химии; изделия  из пластмассы, используемые для приготовления  и хранения пищи; предметы личной гигиены.

 

2. Решение споров  в судебном порядке

Если все-таки продавец отказывается в досудебном порядке удовлетворять  просьбу потребителя о замене товара, уменьшении цены или возврате уплаченной за него суммы, у потребителя  есть возможность обращения в  общественные организации по защите прав потребителей, таких как «Союз  покупателей РФ» или Союз Потребителей Российской Федерации с претензиями  или напрямую в судебную инстанцию.

Законодательство предусматривает  имущественную, административную и  уголовную ответственность за нарушение  прав потребителей.

Согласно Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей», где в статье 17 этого закона говорится: потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины (п.3 ст.17 Закона РФ "О защите прав потребителей") за предъявления иска по защите прав. Иск  предъявляется в один из судов  по выбору потребителя (п.7 ст.29 ГПК РФ). А именно: по месту жительства (т.е. по месту жительства истца), или по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или месту исполнения договора. Исковое заявление подается судье на личном приеме или же посылается по почте (то есть заказным письмом с уведомлением о вручении). Если документы отправляются в суд по почте, то следует сохранить почтовую квитанцию (на тот случай, если конверт потеряется на почте). Если потребитель оказался не доволен решением суда, то он имеет право обжаловать вынесенное решение в судах высшей инстанции и в кассационном суде. Решения всех судов России, Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в кассационном порядке (полностью или частично). Так, кассационная жалоба подается потребителем, ответчиком (продавцом, изготовителем, исполнителем) или другими лицами, которые принимают участие в деле. Затем прокурор или его заместитель приносит кассационный протест. Это протест может быть принесен по любому делу, даже по тому делу, в рассмотрении которого прокурор не принимал никакого участия. Согласно статье 283 ГПК кассационные жалобы и протесты рассматриваются вышестоящим судом. Так, к вышестоящим инстанциям относят областной и краевой суды. Потребитель подает кассационную жалобу в вышестоящие органы и по ней прокурор имеет право принести протест против решения суда, который рассматривал ваш спор с ответчиком в районном суде. Самым быстрым и доступным способом проверки правильности судебного решения является кассационное обжалование. Стоит иметь в виду, что право на обжалование ограничено определенным сроком. Так, согласно статье 284 ГПК кассационная жалоба может быть подана только в течение 10 дней после вынесения решения суда. Жалоба, поданная позже, остается без рассмотрения и возвращается. Однако в случае пропуска срока по уважительным причинам (болезнь, командировка и т.д.), срок может быть судом восстановлен и жалоба принимается к рассмотрению.

Одна из примет последних  лет - появление ранее не встречавшихся  в судебной практике категорий гражданских  дел, предметом которых стали  требования о защите прав неопределенного  круга лиц.

Традиционно российские суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства осуществляли защиту субъективных прав и интересов конкретных их носителей. При рассмотрении же названных  категорий дел защищаются однородные права и интересы неопределенного  круга лиц. Например, при массовой продаже через торговые сети некачественных товаров. При применении норм статьи был решен вопрос о допустимости иска о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя) денежных сумм в возмещение морального вреда, причиненного неопределенному  кругу лиц. Суммы взыскиваются во внебюджетные фонды районов, областей и краев.

В случае удовлетворения такого иска суд обязывает ответчика  прекратить противоправные действия и  обязывает правонарушителя сообщить о решении суда в установленный  срок через средства массовой информации или иным способом потребителю, а  именно посредством печатных изданий  и местного телевидения. Такое извещение  необходимо для устранения последующих  аналогичных нарушений в области  защиты прав потребителей.

 
Заключение

Законодательство защищает наши права и определяет механизмы  реализации этой защиты. Знание своих  основных прав поможет правильно  вести себя в ситуациях нарушений  этих прав, с которыми нам приходится сталкиваться.

Право на качество: означает, что продавец должен передать потребителю качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).

Право на безопасность: потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации потребитель должен получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.

Право на возмещение ущерба: За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.

Сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки - сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) можно предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени можно предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют права потребителя - они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в результате исполнения такого договора у потребителя возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

 

Литература

1.  Федеральный Закон от 25.10.2007 N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского Кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.10.2007)// Российская газета № 241, 27.10.07

2.  Комментарий к Закону РФ ОТ 7 февраля 1992 Г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (постатейный) (Н.Ю. Иванова, Е.А. Игнатова, М.А. Шевченко) по состоянию на 07.06.2008.

3.  Ветрянский В.В. «Купля-продажа» // Хозяйство и право 1996 г. №1, стр. 4-24.

4.  Сутягин А.В. «Все о защите прав потребителей»// Российский бухгалтер, М., 2008

5.  Разъяснения о некоторых вопросах применения Закона РФ «О защите прав потребителей»// Закон 1996 г., №6, стр. 87-92.

6.  Положение о Государственное Инспекции по торговле, качестве товаров и защите прав потребителей Комитета РФ по торговле. // Закон 1996 г., №6, стр. 95-96.

7.  Правила по проведению сертификации р РФ // Закон 1996 г. стр. 106

8.  Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров от 07.10.93 г. // Сборник актов президента и правительства РФ, 1993 г., №4.

9.  Щирский Д.А. «Потребитель и его права» // Эксмо, М., 2008, стр.20-40

10.  www.potrebitel.net – сайт Союза Потребителей РФ

11.  www.sprf.ru – сайт Союза покупателей РФ.

12.  www.ozpp.ru – сайт общества союза прав потребителей «Потребительский контроль»


Информация о работе Защита прав потребителей