Влияние качества на конкурентоспособность шоколада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 03:41, доклад

Описание

Шоколад – это кондитерское изделие, изготовленное из какао продуктов и сахара. Он представляет собой продукт с характерным вкусом, ароматом и тонизирующими свойствами. Удачное сочетание питательных компонентов с высокой калорийностью (550-600 ккал/100 г) делает его незаменимым продуктом для поднятия энергии организма и уменьшения усталости.
От качества шоколада зависит конкурентоспособность отечественных производителей. Хотя многие могут назвать молочный шоколад «не настоящим». Но при этом приверженцы классического горького шоколада составляют лишь 42,3%. Это почти на треть меньше любителей молочного шоколада, но всё же это очень большой сегмент рынка. Особенное если его сравнивать с белым шоколадом, который нравится лишь 12,4% потребителей.

Работа состоит из  1 файл

Шоколадный рынок.docx

— 42.15 Кб (Скачать документ)

Критерий конкурентоспособности  – это качественная и (или) количественная характеристика продукции, что служит основанием для оценки ее конкурентоспособности. По отношению к количеству характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичные и комплексные критерии.

Единичный критерий конкурентоспособности  относится к одной из простых  характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примером является продажная цена шоколада. Комплексный критерий конкурентоспособности  относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Разновидностями комплексного критерия являются групповой и обобщенный критерии.

Групповой критерий конкурентоспособности  – это комплексный критерий, который  относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность  продукта с той или иной стороны, например, качество шоколада.

Обобщенный критерий конкурентоспособности  – это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение о  результате оценки конкурентоспособности  продукции. Примером являются уровень  конкурентоспособности и рейтинг  шоколада.

Критерии конкурентоспособности  пищевых продуктов, в том числе, шоколада: уровень качества; уровень новизны; имидж продукта; ннформативность; цена потребления.

Первые четыре критерия определяют потребительскую стоимость продукта, т.е. его полезность, ценность для потребителя. Пятый критерий – стоимость продукта.

Фактор конкурентоспособности  – непосредственная причина, наличие  которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.

При выборе продукта покупатель часто стоит перед выбором – отдать предпочтение цене или качеству. В большинстве случаев покупатели отдают предпочтение качеству. Уровень качества включает в себя потребительские показатели качества товаров - функциональная пригодность, показатели сохраняемости, эстетические показатели, а также, показатели безопасности. Эти показатели характеризуют свойства продукта, определяющие его основные функции.

Конкурентоспособность зависит  от появления товаров нового вида, модернизированных, усовершенствованных  и модифицированных товаров.

Примером нового вида шоколада, что удовлетворяет новые потребности, может служить шоколад диабетический, в котором сахар заменен на фруктозу и предназначенный для людей, больных диабетом. Если в шоколаде улучшен вкус, то его можно считать модернизированным, так как согласно ГОСТ 6534-89 показатель «вкус и запах» отнесены к группе основных показателей. Усовершенствованным будет считаться шоколад с улучшенными неосновными показателями качества, например, обертка шоколада примет другой вид, отличный от старого. Модифицированным является шоколада с дополнительной областью применения.

При одинаковом соотношении  качество/цена конкурирующих видов  шоколада, покупатель отдаст предпочтение шоколаду более популярного производителя. Для поддержания высокого имиджа требуется эффективная реклама, постоянный контакт со СМИ и самое главное – обеспечение стабильного уровня качества шоколада.

Таким образом, конкурентоспособность  продукта является сложным свойством, сформированным его качеством (потребительской ценностью), ценой потребления, эффективностью маркетинговой и коммерческой деятельности торгового предприятия и определяемым реакцией потребителя на внешние проявления продукта.

Качество реализуемого продукта является лишь одним, хотя и важным, фактором, заложенным в реализационную стоимость, в частности в затраты на его обеспечение. Цена потребления определяется ценой реализации и затратами на эксплуатационные расходы: транспортирование, монтаж, наладку, техническую помощь в обслуживании, хранение, уход за продуктами, энергозатраты, ремонт, а также на уплату налогов и сборов, страхование и утилизацию. Цена потребления товаров в значительной мере зависит от стоимости операций по послепродажному обслуживанию и затрат на эксплуатацию. При этом низкая цена потребления может быть определена еще на этапе проектирования и разработки продукции за счет усовершенствования ее конструкции и технического уровня качества. Затраты на улучшение качества, как правило, увеличивают реализационную стоимость, но благодаря сокращению эксплуатационных и иных расходов цена потребления снижается.

Одно из принципиальных отличий  реализационных цен от цен  потребления  заключается в том, что цена потребления  конкурентоспособной продукции  снижается при повышении технического уровня качества, который служит показателем  технического совершенства товаров. Реализационная цена таких товаров, наоборот, возрастает за счет затрат на усовершенствование продукта. Для обеспечения конкурентоспособности товаров, реализуемых при повышенных ценах, требуется информационная поддержка, без которой конкурентоспособность нового продукта окажется низкой из-за высокой стоимости реализации. Другое отличие цен реализации и потребления состоит в том, что реализационная цена обусловлена затратами изготовителя и продавца, а цена потребления в дополнение к ним - и затратами потребителя.

Степень воздействия  стоимости на обеспечение конкурентоспособности товаров неодинакова у разных потребителей. Низкие стоимости, особенно на товары повседневного спроса, в большей мере влияют на потребительские предпочтения покупателей с низкими и средними доходами. Высокие стоимости создают большую привлекательность для обеспеченных потребителей и товаров престижного спроса. Вместе с тем, говоря о цене как об одном из критериев конкурентоспособности, нельзя считать стоимость прямой мерой полезности товаров или их потребительной ценности. Потребитель покупает товар не потому, что он имеет высокую или низкую стоимость (стоимость), а потому, что он отвечает его требованиям по основополагающим характеристикам потребительной стоимости (ценности).

В соответствии с МС ИСО 8402:1994, требования к качеству – выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации или проверки. Требования к качеству шоколада, предусматриваются нормативной документацией для шоколада и кондитерских изделий. Основным из них является: ГОСТ 6534-89 «Шоколад. Общие технические условия».

В процессе оценки качества шоколадной продукции устанавливаются: соответствие маркировке и сопроводительным товарно-транспортным документам (сертификат, счет- фактура, приемный акт и др.), соответствие шоколада обязательным требованиям качества и безопасности (по нормативно- технической документации), характер дефектов и причина их возникновения, пригодность для дальнейшего использования, порядок утилизации или уничтожения недоброкачественного продукта.

При оценке качества шоколада часто требуется объединить несколько  показателей свойств в один, значение которого позволяет однозначно сказать  о соответствии шоколада требованиям  потребителя. Это возможно только при  условии всестороннего изучения зависимостей между характеризующими данное свойство показателями.

Шоколад характеризуется  многими свойствами и поэтому различают показатели качества, которые можно измерить объективными средствами и которые выражаются в размерных единицах (например, содержание токсичных веществ в % и др.). Кроме этих показателей для оценки качества применяются показатели, определить которые объективными методами невозможно. Эти показатели определяются экспертными методами и выражаются в условных единицах – баллах. Выбор показателей для оценки качества шоколада – очень важный этап.

На первом этапе при  оценке качества шоколада определяются единичные, комплексные и интегральные показатели качества.

Единичные показатели качества характеризуют одно свойство шоколада (например, температура плавления 370С и др.).

Комплексный показатель качества характеризует несколько свойств (например, качество шоколада характеризует  сырьё, технология производства и др.).

Интегральный показатель качества отражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации потребления единицы шоколада в  течение определенного времени  к суммарным затратам на ее создание и обеспечение использования  в течение того же времени.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: центр экономики и маркетинга, 1996. – 208 с.
  2. Глазьєв С. Ю. Экономическая теория технологического развития.– М.: Наука, 1990.– 232 с.
  3. Еремеева, Н.В. Конкурентоспособность товаров и услуг: Учебное пособие для вузов/Н.В. Еремеева., С.Л. Калачев – М.: Колос С, 2006. – 190 с.
  4. Забелин П.В.,Моисеева Н.К. Основы стратегического управления.: - М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 1997. – 195 с.
  5. Заикина, В.И. Формирование и оценка конкурентоспособности продовольственных товаров: Лекция для студентов специальности «Товароведение и экспертиза товаров»/В.И. Заикина – М.: МУПК, 2001. – 84с.
  6. Криштафович, В.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы: Учебное пособие/ В.И. Криштафович, И.А. Жебелева, В.И. Заикина, О.В. Памбухчиянц; под.ред проф. В.И. Криштафович. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 184 с.
  7. Кулешова, А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах : Учебное пособие/ А.Б. Кулешова – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2004. – 256 с.
  8. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинга. Европейская перспектива / Пер. с франц. – СПб.: Наука, 1996. – 589 с.
  9. Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг [Текст]/И.М. Лифиц – М.: Юрайт, 2004. – 335 с.
  10. Магомедов, Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров /Ш.Ш. Магомедов – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 293 с.
  11. Минько, Э.В. Качество и конкурентоспособность: Учебное пособие/Э.В. Минько, М.Л. Кричевский – СПб: Питер, 2004. – 268 с.
  12. Ожегов С.И. и Шведкова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: -М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
  13. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции / М. М. Лобанов, Ю. М. Осипов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - № 6. – С. 53 - 58.
  14. Рахутин Г.С.Концепция разработки унифицированной системы показателей качества // Стандартыикачество. – 2004. – № 1. – С. 86-88.
  15. Советский энциклопедический словарь / Под. hед. А. М. Прохоров.– М.: Советская энциклопедия, 1984.– 1600 с.
  16. Соловьев Б.Л. Потребительский эффект – основа оценки качества товара // Стандарты и качество. – 1997. – № 6. – С. 4-6.
  17. Управление качеством продукции / Уч. пособие.– М.? 2002.– 150 с.
  18. Фатхутдинов Р.А. Кокурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.
  19. Чепурной, И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: Учебное пособие/ И.П. Чепурной – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 118 с.
  20. Юданов, Л.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. 2-ое издание/Л.Ю. Юданов – М.: «Ассоциация авторов и издателей «Тандем», идательство «Гном-Пресс» 1998 – 384 с.

Информация о работе Влияние качества на конкурентоспособность шоколада