Управление ассортиментом: понятие; основополагающие элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:38, реферат

Описание

Управление ассортиментом: понятие; основополагающие элементы. Факторы влияющие на формирование ассортимента. Виды нормативных и технологических документов, регламентирующих ассортимент товаров.

Работа состоит из  1 файл

Управление ассортиментом.docx

— 15.89 Кб (Скачать документ)

    Управление  ассортиментом: понятие; основополагающие элементы. Факторы влияющие на формирование ассортимента. Виды нормативных и технологических документов, регламентирующих ассортимент товаров. 

Управление ассортиментом  — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. 

Цель  организации в  области ассортимента — формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

• установлены  реальные и предполагаемые потребности  в конкретных товарах;

• определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;

• выявлены источники  товарных ресурсов, необходимые для  формирования рационального ассортимента;

• оценены материальные возможности организации для  выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;

• определены основные направления формирования ассортимента.  

Основные  направления формирования ассортимента — это сокращение, расширение, углубление, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.

Сокращение  ассортимента — количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счет уменьшения его широты и полноты.

Расширение  ассортимента — количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты, глубины и новизны.

Углубление  ассортимента — количественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок и/или их модификаций.

Стабилизация  ассортимента — состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Обновление  ассортимента — качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.

Совершенствование ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.

Гармонизация  ассортимента —  количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, а также наиболее полно соответствующие целям организации. 

Факторы формирования ассортимента. Различают общие и  специфичные факторы формирования ассортимента.

Общими  факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, — определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, спрос зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).

Рентабельность  производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.). Так, формирование ассортимента алкогольной продукции в последние годы в значительной степени определяется мерами по государственному регулированию ее производства и реализации.

Специфичными  факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента — производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации, сегмент потребителей.

Сырьевая  база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоемкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров. Так, отдаленность районов произрастания, высокая трудоемкость сбора отдельных видов дикорастущих ягод привели к сокращению ассортимента изделий, вырабатываемых на натуральном сырье, и к их замене изделиями на синтетических пищевых добавках, имитирующих вкус, запах и цвет ягод (например, безалкогольные напитки).

Материально-техническая  база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными. Именно из-за нехватки производственных ресурсов наряду с низкой рентабельностью сократился ассортимент высококачественных виноградных вин, но расширился ассортимент их подделок или низкокачественной продукции. 

Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и технологические  документы, регламентирующие базовую  широту и полноту ассортимента.

Виды нормативных  и технических документов, регламентирующих ассортимент товаров. Перечень видов  и наименований ассортиментных групп  однородных товаров, составляющих базовую  широту и полноту ассортимента, устанавливается  в ОКП, стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ГОСТ Р, СТО) и технических условиях. В этих нормативных документах первый раздел называется «Классификация и ассортимент» (или «Ассортимент», или «Виды»). Кроме того, в некоторых стандартах может быть приведена краткая характеристика видов и разновидностей товаров.

Наряду со стандартами, ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и  прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Эти документы  выполняют двойную функцию, информируя потребителей и об ассортиментных и  стоимостных характеристиках товаров.

За рубежом  широко распространены каталоги, которые  разрабатываются на государственном  и фирменном уровнях. В нашей  стране также проводится работа по созданию единого государственного каталога. После выпуска такого каталога

появится технологический  документ, содержащий полный ассортимент  российских товаров, который может  быть принят в качестве базового показателя широты.

В настоящее  время в России уже выпущен  ряд изданий, содержащих перечни  отечественных товаров по различным  отраслям народного хозяйства.

Информация о работе Управление ассортиментом: понятие; основополагающие элементы