Рынок БАД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 07:02, реферат

Описание

Проведенное в 2010 году "Фармэксперт" исследование потребительских предпочтений показало, что 53% из числа опрошенных посетителей аптек и продовольственных магазинов в той или иной мере покупают БАД или препараты из растительного сырья (1% - несколько раз в неделю, 5% - один раз в неделю, 18% - один раз в месяц, 20% - один раз в сезон, 9% - 1-2 раза в год). Наиболее активными потребителями являются семейные женщины в возрасте до 50 лет, имеющие средний и высокий уровень доходов, на долю которых приходится до 90% от всех покупок этого товара. В то же время основными потребителями БАД и фиточаев общеоздоравливающего действия являются люди в возрасте до 40 лет, где преобладает мужская аудитория с высоким уровнем доходов.

Содержание

2 Экспериментальная часть
2.1 Развитие рынка БАД

Работа состоит из  1 файл

рынок бад.docx

— 113.26 Кб (Скачать документ)

2 Экспериментальная часть

2.1 Развитие рынка БАД

 

Биологически активные добавки  рассматриваются в настоящее  время как один из быстрых и  эффективных способов коррекции  питания и здоровья.

В течение последних нескольких лет наблюдается динамичное развитие рынка биологически активных добавок. БАДы стремительно заполняют аптечный рынок, все более активно составляя конкуренцию лекарственным препаратам.

По итогам 2010 года рынок  БАД в России составил 764 млн. дол. Огромная цифра, но на деле с учетом численности нашей страны ежемесячное  потребление на душу населения составляет всего 4$ (120 руб.). В Европе эта цифра  в 10 раз больше – 40$, а в США  она достигает 200$. Поэтому, не смотря на сильный рост, (исходная точка  не слишком отличалась от нуля) –  рынок БАД в РФ развит все еще  достаточно слабо, не создана культура дополнения пищи добавками для гармонизации ежедневного рациона.

В начале 2011 года наиболее востребованными у россиян оказались следующие группы биодобавок: средства, воздействующие на органы пищеварения (доля на рынке — 25,9 %), регулирующие процессы тканевого обмена (21,5 %), поддерживающие функцию опорно-двигательного аппарата (9,5 %), нормализующие зрение (6,5 %), регуляторы гормонального обмена (6 %), источники минеральных веществ (4,5 %), антиоксиданты (3,9 %), средства профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы (3,6 %), оказывающие влияние на нервную систему (3,2 %).

Интерес к биологическим  добавкам, как полезным для здоровья продуктам натурального происхождения, сильно возрос за последнее время. Для этого есть, по крайней мере, три причины.

Первая из них - относительный  дефицит и высокая стоимость  многих современных лекарственных  препаратов, что вырастает в серьезную  проблему для многих больных с  хроническими заболеваниями, нуждающихся  в многократном курсовом или непрерывном  приеме лекарств.

Вторая причина связана  с тем, что широкое применение лекарственных препаратов (особенно при неоправданной их комбинации, когда больной одновременно принимает 4-6 различных средства параллельно, без учета их взаимодействия) привело  к появлению большого числа побочных реакций и осложнений, иногда небезопасных для здоровья больного. В то же время  биологические добавки, как и  фитопрепараты, могут оказывать  более комплексное, гармоничное  действие, чем синтетические средства или выделенные из естественного  сырья лекарственные средства (например, сердечные гликозиды, алкалоиды), они  лучше переносятся, особенно при  длительном приеме, а при комбинации действующих натуральных компонентов  в единый комплекс потребители БАД  ожидают взаимодополняющее или  потенцирующее действие по основным, но не побочным эффектам.

 Третья причина связана  с активным внедрением в общественное  сознание идей о возможности  эффективной профилактики (а иногда - и лечении) многих заболеваний  с помощью пищевых добавок,  оказывающих комплексное детоксицирующее,  адаптогенное, иммуностимулирующее,  онкопрофилактическое и другие  виды действий. Включение высокоактивных  компонентов во многие пищевые  добавки приближает их эффективность  к классическим фармакологическим  средствам. Многие фитопрепараты  (чаи, сиропы, эликсиры, бальзамы  и др.) психологически не рассматриваются  как лекарственные средства, а,  наряду с пищевыми добавками,  входят в круг естественных  методов сохранения и укрепления  здоровья, необходимые для постоянного  применения практически здоровыми  людьми. В связи с этим в  сознании многих потребителей  стерта разница между БАД и  фитопрепаратами.

Проведенное в 2010 году "Фармэксперт" исследование потребительских предпочтений показало, что 53% из числа опрошенных посетителей аптек и продовольственных магазинов в той или иной мере покупают БАД или препараты из растительного сырья (1% - несколько раз в неделю, 5% - один раз в неделю, 18% - один раз в месяц, 20% - один раз в сезон, 9% - 1-2 раза в год). Наиболее активными потребителями являются семейные женщины в возрасте до 50 лет, имеющие средний и высокий уровень доходов, на долю которых приходится до 90% от всех покупок этого товара. В то же время основными потребителями БАД и фиточаев общеоздоравливающего действия являются люди в возрасте до 40 лет, где преобладает мужская аудитория с высоким уровнем доходов. При этом 45% покупателей за один заход в торговую точку покупали 2-3 наименования, 36% - одно наименование, и 9% - более трех наименований.

 Результаты исследований  показывали, что в лечебных целях (то есть уже при наличии заболевания или его обострения) БАД или фитопрепараты принимают 74% опрошенных лиц, в целях профилактики заболеваний или обострений - 57%, для тонизации и оздоровления - 19% (сумма превышает 100%, так как респондент имел возможность выбора нескольких вариантов ответов). При этом наиболее часто в целях тонизации и оздоровления их принимают руководители (бизнесмены), лица со средним и высоким уровнем доходов, а для лечения - пожилые люди, с низким уровнем доходов и образования (преимущественно - простые формы фитопрепаратов), чаще - женщины.

 Потребители, применяющие  БАД или фитопрепараты для  профилактики, используют их несколько  раз в месяц или чаще, для  тонизации и оздоровления - несколько  раз в неделю или практически  каждый день. В то же время  для лечения относительно острых  состояний и БАД, и фитопрепараты  используются достаточно редко  - несколько раз в год или  по мере необходимости. Причем  для профилактики, тонизации и  оздоровления чаще используются  продукты, расфасованные в фольговые  разовые пакеты или фильтр-пакеты (30% всех покупок фитопрепаратов), а для лечения - в форме резанного растительного сырья в традиционной упаковке, предпочитая самостоятельно заваривать (настаивать) растительное сырье (70% всех покупок фитопрепаратов), или приближенные по восприятию формы выпуска БАД - таблетки, капсулы.

 Необходимо отметить, что для покупательниц в возрасте 20-35 лет, в качестве актуальной  цели приобретения фитопрепаратов  выступает профилактика и лечение  заболеваний у маленьких детей.  Причем доля этой группы потребителей  может составлять 20-24% от численности  женского населения России. Наиболее  предпочтительной при этом является  традиционная форма фиточаев  или растворимых напитков.

 При анализе психологических  предпочтений потребителей однотипной  по основным эффектам продукции  выявляется две тенденции: более  эффективными считаются средства, полученные на основе регионального  (то есть произрастающего в  данном регионе) растительного  сырья (что также желательно  отражать в названии - сибирский,  степной, таежный, алтайский, крымский, камчатский и т.д.), или, для  более "изысканного" круга  потребителей - полученные на основе  общепризнанных, но мало известных  лечебных систем, в частности  - тибетской медицины. В то же  время рецепты более экзотических (китайских, японских, индийских,  арабских, египетских, перуанских и  др.) систем народной медицины  для российского потребителя  считаются менее адекватными.

На рынке г. Улан- Удэ наиболее часто встречаются 19 производителей торговых марок БАД. Зарубежные производители поставляют 10 торговых марок БАД (53 % от общего объема), 9 торговых марок (47 %) - отечественные производители. Зарубежные предприятия-производители представлены торговыми марками Nycomed, KRKA, «Центрум», Vitrum, Neogalen, Bayer, Dopper Herz, Multi Tabs, Health life, Merz, отечественные - «Диод», «Аквион», «Компливит», «Идеал», «Эланс», «Липрина», «Экомир», «Люкс».

 

 

В таблице 1 представлены наиболее популярные БАДы, реализуемые в аптеках г. Улан-Удэ.

Таблица 1. Популярные БАДы, реализуемые в аптеках г. Улан-Улэ

п/п

Торговое наименование

Производитель

Объем, мл

Цена, руб

1

2

3

4

5

1

Сеалекс форте

Риа панда

50-100

54-112

2

Фитолакс

Эвалар ЗАО

100-150

64-121

3

Али капс

Эвалар ЗАО

100

68

4

Ци-клим

Эвалар ЗАО

150

56

5

Индинол экстракт крестоцветных

Мираксбиофарма ЗАО

50-100

54-98

6

Тонгкат али платинум

Polens (m) sdn bhd

100

75

7

Пустырник форте

Эвалар ЗАО

100-250

46-102

8

Глицин форте "эвалар"

Эвалар ЗАО

150

118

9

Турбослим очищение чай

Эвалар ЗАО

200

150

10

Капилар

Диод ОАО

150-200

98-115

11

Гепатрин

Эвалар ЗАО

100

79

12

Алфавит

Аквион ЗАО

50

64

13

Черника-форте

Эвалар ЗАО

50-100

51-96

14

Доппельгерц актив омега -3

Queisser pharma gmbh & co.kg

150-250

125-246

15

Лютеин

Комплекс экомир

100

75

16

Овесол

Эвалар ЗАО

100-150

68-119

17

Бион 3

Merk selbstmedikation (продвиж-е dr.reddy's)

150-250

129-205

18

Атероклефит

Эвалар ЗАО

100-150

78-134

19

Редуксин лайт

Полярис ОАО

50

71

20

Окувайт лютеин

Dr. Mann pharma

50

99


 

Лидерами рынка БАД, в  выбранном перечне среди производителей является компания "Эвалар".

Было выявлено, что спрос  на БАД зависит от сезонности. Наибольшее потребление БАД отмечается в  осенне-весенний период, а снижение объемов продаж - в летние месяцы. Пока еще большинство потребителей БАД применяют их нерегулярно, хотя можно выделить формирующуюся и  растущую группу постоянных пользователей.

2.2 Способы распространения БАД

 

В структуре продаж аптечных учреждений биологически активные добавки (БАД) занимают второе место после лекарственных препаратов.

Сегодня в аптечных учреждениях  России продается более 4000 торговых наименований БАД, которые представляют около 700 производителей.

Биологически активные добавки  широко представлены в аптечной сети. Они активно используются для профилактики заболеваний, общего оздоровления, кроме того многие из них могут применяться как безопасные средства для самолечения проявлений болезни, которые не требуют медицинских консультаций.

А также БАД широко представлены с помощью MLM-сетей и альтернативных внеаптечных каналов.

Среди биологически активных добавок, реализуемых по каналам MLM-маркетинга, преобладает продукция импортного производства (США, Германия, Франция, Швейцария).

Одной из альтернатив аптечному  рынку БАД является продажа их населению через прочие каналы розничной  торговли - универсамы, продуктовые  магазины, киоски, латки и т.п.

Пути распространения  БАД к конечному потребителю  могут быть представлены схемой, представленной на рис.1.

Рисунок 1.Каналы распространения  БАД

 

Распределение основных объемов (в денежном выражении, по экспертным оценкам) реализуемых БАД и продуктов  функционального питания отражает схема, представленная на рис.2.

 

 

 

Рисунок 2. Структура объема реализации БАД по ведущим каналам распространения.

Таким образом, в масштабах  общероссийского рынка БАД ведущим  каналом распространения продукции  к потребителю до настоящего времени  являются каналы MLM-маркетинга, на которые  приходится 65% объема всех реализуемых  БАД. Из несетевых каналов ведущим  является канал фармацевтического  рынка, позволяющий реализовывать  через аптечные учреждения различных видов около 23% всех БАД.

Структура активности несетевых  каналов распространения БАД  представлена в таблице 2.

Таблица 2. Активность несетевых  каналов распространения БАД

Канал

Доля в несетевом обороте  БАД (%)

В среднем за период

2009

2010

2011

2012

Аптеки

66.2

66.1

63

65

65.1

Консультанты-распространители

13.5

15

13.9

15.4

14.5

Специализированные магазины и отделы

8.3

9.8

6.4

7.3

8

Супермаркеты

1.2

1.8

1.2

1.8

1.5


 

 

Основные материалы, характеризующие  каналы распространения, представлены в таблице 3.

Таблица 3 Характеристика основных каналов распространения БАД

Канал

Ориентированность на массовый спрос

Приоритетные группы БАД

Влияние на выбор

Преимущественный ценовой  диапазон

MLM

нет

Преимущественно импортные  Комплексные программы контроля веса, омоложения, оздоровления и профилактики

Убедительность консультантов

Высокий

Аптеки

высокая

Контроль веса, витаминные, лечебно-профилактические

Рекомендации врачей, фармацевтов, реклама

средний

Магазины

высокая

Функциональное и диетическое  питание, сахарозаменители и т.д.

Реклама

Средний


 

Выбор оптимального канала распространения БАД, также учитывает  опыт производителя. Так, фармацевтические предприятия, выпуская БАДы, ориентируются  на аптечный канал реализации, так  как он для них наиболее проработан по другим видам продукции. Производители  БАД на базе предприятий пищевой  промышленности преимущественно ориентируются  на реализацию через супермаркеты и  специализированные отделы магазинов. Производители БАД, ориентированные  на разработки отдельных научных  групп и лечебных учреждений, будут  в большей степени ориентированы  на интегрированные или специализированные каналы, а также аптеки. В случаях же перспективы вывода на рынок широкого круга новых БАД, не имеющих близких аналогов в аптечной сети, более обоснованным будет создание своей собственной консультационной сети и использования MLM-сетей.

Информация о работе Рынок БАД