Керамические изделия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:35, контрольная работа

Описание

Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было. Высокоразвитые культуры древности заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия. Совершенствовалось качество черепка , и одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а оформление наружной поверхности делать богаче.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….3
Из истории керамических изделий………………………………………………4
Материалы, применяемые для производства керамических изделий. Основные стадии производства керамических изделий………………………..9
Классификация и ассортимент керамических товаров………………………..13
Потребительские свойства и показатели качества
керамической посуды……………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….………29
Список используемых источников……………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Керамические изделия+товароведение.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация и ассортимент керамических товаров

В зависимости  от температуры обжига, а также состава массы черепок керамических изделий (масса в уже обожженном виде) может иметь неоднородную или однородную, плотную структуру. В первом случае будут иметь место изделия из грубой керамики. Черепок при этом будет естественной окраски от желтых до коричневых тонов. Спекшийся мелкопористый черепок станет основанием для изделий из тонкой керамики.

К изделиям из грубой керамики относят гончарные изделия. Черепок имеет большую пористость (водопоглощение до 18 %) и красно-коричневый цвет, поскольку используется красножгущиеся глины. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываться цветными глиняными красками.

Изделия из тонкой керамики включают две группы:

- изделия со спекшимся в изломе черепком (твердый фарфор, мягкий, костяной и фриттовый фарфор, тонкокаменные изделия);

- изделия с пористым черепком (фаянс, майолика, полуфарфор).

Твердый фарфор характеризуется высокой механической прочностью, химической и термической устойчивостью. Российские заводы вырабатывают в основном фарфоровые изделия из твердого фарфора, который готовят из массы, содержащей 50 % глинистых веществ, 25% полевого шпата и 25 % кварца.

Мягкий  фарфор имеет высокую просвечиваемость, но меньшую термическую и механическую прочность. Массы, применяемые в производстве мягкого фарфора, содержат 30 % глинистых материалов, 30-36% полевого шпата и 20-45% кварца. Используют мягкий фарфор при изготовлении художественных изделий.

Костяной  фарфор изготавливают из массы, в состав которой кроме обычных компонентов входит 20-60% костяной золы. Костяной фарфор характеризуется высокой просвечиваемостью, но вместе с тем низкой механической и термической прочностью. Применяется для изготовления сувенирной посуды. Небезынтересным будет тот факт,  что создание данного вида фарфора принадлежит М.В. Ломоносову, который первым стал его производить на  Невской порцелиновой мануфактуре.

Фриттовый фарфор по своему составу напоминает стекло, так как не содержит глинистых материалов. Этот вид фарфора вследствие недостаточной твердости глазури и трудоемкости технологического процесса для изготовления посуды применяют редко.

Тонкокаменные изделия имеют окраску, зависящую от природных свойств глины (светло-серая, кремовая). Эти изделия обладают высокой термической устойчивостью. Изготавливают химическую тонкокаменную посуду, а также кружки, кофейные и чайные сервизы.

Фаянс имеет белый пористый черепок, водопоглощение которого колеблется в пределах 9-12%. Фаянсовые изделия покрывают легкоплавкой глазурью. В состав фаянсовой массы входят 65% глинистых материалов, 30% кварца или кварцевого песка и 2-5% полевого шпата.

Майолика является разновидностью фаянса, обладает высокой пористостью. Майоликовые изделия обычно покрывают цветной глазурью.

Полуфарфор по своим свойствам занимает среднее положение между фарфором и фаянсом и в основном идет на изготовление изделий санитарно-технического назначения. Полуфарфоровые изделия дешевле фарфоровых и выше по качеству, чем фаянсовые.

Признаками  классификации керамических изделий являются целевое и функциональное назначение, видонаименование, фасон, размер, вид и сложность украшения, комплектность, сорт. Ассортимент изделий, вырабатываемый из керамики, характеризуется самым различным назначением: промышленным, строительным, галантерейным, электробытовым, хозяйственным, декоративным и т.п. К промышленно-строительной и технической керамике относят кирпич, черепицу, печные изразцы, облицовочные и половые плитки и т.п. В состав хозяйственно-бытовой и художественно-декоративной керамики включают гончарную посуду и гончарные художественно – декоративные изделия, а также посуду и художественно-декоративные изделия из фарфора, фаянса и майолики [1].

Рассмотрим  более подробно бытовые керамические изделия.

Как уже отмечалось выше, гончарные изделия (как изделие из грубой керамики) вырабатывают из природных окрашенных глин, содержащих до 20% песка, либо из смеси чистых глин с соответствующим количеством песка. Для повышения пластичности и освобождения от посторонних примесей гончарную глину часто вымораживают, просеивают, иногда отмучивают. Формуют изделия из подготовленного глиняного теста чаще всего вручную на вращающихся, так называемых гончарных, кругах, иногда с применением шаблонов. Изделия сложной формы изготовляют лепкой вручную или в гипсовых формах. Отформованные изделия высушивают, затем, как правило, глазуруют и обжигают при 900—1000°С. Глазурь на гончарных изделиях представляет собой легкоплавкую стеклообразную массу, которая делает поверхность гончарной посуды гладкой и не пропускающей влагу. Глазуруют гончарную посуду различными способами, но чаще всего окунанием изделий в суспензию (болтушку), представляющую собой взвесь мелкоизмельченной глазури в воде, или наливанием на определенный срок глазури в изделия. При этом влага впитывается в стенки изделий, а частички глазури оседают (присасываются) на их поверхности и при следующем за этим обжиге изделий расплавляются, превращаясь в стекловидную массу, которая приплавляется к стенкам изделий.

Гончарную посуду выпускают чаще всего без украшений, однако отдельные ее виды (кувшины, объемные блюда) могут быть украшены. Такие изделия чаще всего до глазурования расписывают ангобами (керамические краски) и цветными глазурями. В ассортимент гончарной посуды входят: горшки, крынки для молока, кувшины, миски, блюда, кружки, вазы, масленки, сухарницы, судки для смктаны и масла, цветочные горшки и т. п.  Из гончарной массы вырабатывают такие художественно – декоративные изделия, как вазы для цветов, кашпо, настенные блюда, скульптуру, игрушки и т.п.

Наибольшим разнообразием  характеризуется ассортимент  фарфорофаянсовой посуды.

Производство фарфоровой и фаянсовой посуды значительно сложнее производства гончарной посуды. Оно складывается из подготовки массы, формовки, сушки, двукратного обжига, глазурования и раскраски. Подготавливают массу для фарфора и фаянса очень тщательно. Кварц и полевой шпат обжигают, промывают для освобождения от посторонних примесей, грубо размалывают, затем смесь их с груборазмолотым боем тщательно измельчают в специальных шаровых мельницах. Полученную массу смешивают с глинистыми материалами, пропускают через электромагнит для очистки от примесей железа, через фильтрпресс для удаления избытка влаги и, наконец, через массомялку для получения однородной массы, которую выдерживают некоторое время в подвалах, а затем передают в формовку.

Формуют фарфоровую и фаянсовую посуду с помощью формы и шаблонов или литьем в гипсовые формы. В первом случае изделия формуют из фарфорового или фаянсового теста во вращающихся гипсовых формах (полых или выпуклых) с помощью шаблонов. При этом гипсовая форма образует одну из поверхностей изделия, а шаблон, вырез края которого соответствует форме другой поверхности, выравнивает эту поверхность изделия. Во втором случае жидкую массу (шликер) заливают в гипсовые формы, имеющие внутреннюю полость, соответствующую внешней поверхности изделия. Значительная часть влаги поглощается при этом из шликера толстыми стенками гипсовой формы, а частички массы остаются на поверхности ее стенок, образуя стенки изделия. Излишек шликера удаляется и изделие после подсыхания вынимают из формы[3].

Отформованные изделия сушат и подвергают первому, так называемому обжигу. Обжиг  проводится до глазурования изделий  при температуре 1250—1280°С для фаянса и 900°С для фарфора. Обожженные изделия затем глазуруют.

Глазурями для  фаянса служат обычно предварительно сплавленные легкоплавкие смеси  стеклообразующих материалов, а для  фарфора — масса, близкая по составу  к черепку фарфора, но более легкоплавкая. Глазуруют фарфоровые и фаянсовые изделия чаще всего окунанием их в жидкую глазурь, т. е. так же, как и гончарные изделия.

Второй обжиг применяют после глазурования изделий и ведут при температуре: для фаянса — около 1150°С и для фарфора — около 1400°С. Вследствие более высокой температуры второго обжига черепок фарфора спекается и в отличие от фаянса становится не пористым, а сплошным.

Как при первом, так и при втором обжиге для  предохранения от загрязнения топочными  газами изделия помещают в особые формы (капсели или короба), изготовленные из огнеупорных материалов.

По внешним  признакам фарфор отличается от фаянса тем, что в тонком слое он просвечивает и при ударе по краю изделия  издает длительный звонкий звук, в  то время как фаянс не просвечивает и при ударе по краю издает низкий, быстро затухающий глухой звук. Глазурь на фарфоровых изделиях тверже, термическая устойчивость ее выше, чем у изделий фаянсовых.

Украшают (раскрашивают) фарфоровую и фаянсовую посуду керамическими, красками. Последние представляют собой чаще всего растертые на скипидаре, глицерине и других веществах тонкоизмельченные сплавы, близкие по составу к цветным легкоплавким стеклам, а также особые препараты золота и серебра. Раскраска посуды может быть подглазурной и надглазурной. В первом случае изделия раскрашивают до глазурования после первого обжига и краски закрепляют путем второго (политого) обжига. Во втором случае раскрашивают готовые изделия, и нанесенные краски закрепляют путем специального, следующего за раскраской, так называемого муфельного, обжига, производимого при более низкой температуре, чем обжиг политой (около 800°С—900°С)[4].

Раскраска изделий  фарфоровых чаще всего надглазурная, фаянсовых — надглазурная и подглазурная. Ограниченное применение подглазурной раскраски (особенно в фарфоровых изделиях) объясняется тем, что большинство керамических красок не выдерживает высокой температуры политого обжига изделий и теряет при этом свою окраску.

Узоры различной  сложности могут наноситься любым  из перечисленных выше способом, к тому же общее оформление может быть произведено не одним, а несколькими способами. Поэтому каждый из наносимых на посуду узоров относится к определенной группе сложности раскраски изделия и расценка изделий производится с учетом номера группы раскраски. В фарфоровой посуде таких групп установлено 20, в фаянсовой — 12. При установлении группы сложности раскраски посуды учитывают прежде всего способ нанесения узора (трафарет, печать и др.). Наряду с этим принимается во внимание характер узора, наличие дополнительных разделок, вид примененной краски. Так, различают узоры букетом, раскидные, бортовые и сплошные. Узоры букетом имеют до трех включительно лепков или рисунков, раскидные — от пяти и выше, бортовые — это узоры, расположенные по всему борту, сплошные — узоры, нанесенные по всей внешней или внутренней поверхности изделия. Дополнительными разделками являются пестрение (частичная разрисовка изделия), разделка, подправка и дорисовка основного рисунка, блик — рельефный мазок бесцветной краской, арабеска — узкий бортовой орнамент, цуровка — прочерчивание узора по ленте золотом или серебром. Так, например, печать (по фарфору) букетом без раскраски и без дополнительных украшений относится к пятой группе, с отводкой краской — к шестой, с отводкой золотом — к седьмой. Та же печать, но раскидная относится уже к шестой (без отводки), седьмой (с отводкой краской) и восьмой (с отводкой золотом) группам, а печать с раскраской двумя красками — к восьмой, девятой и десятой группам[2].

Фарфоровую  и фаянсовую посуду подразделяют по назначению, видам изделий, фасонам, размерам, характеру украшения (разделки).

По назначению фарфорофаянсовую посуду делят на чайную (чашки, блюдца, чайники и др.), кофейную (кофейники, чашки кофейные) и столовую (тарелки, блюда, миски и др.).

К чайной посуде, как и к кофейной, относят чашки, блюдца, кружки, стаканы, чайники, сахарницы, масленки, сливочники, полоскательницы, сухарницы, кувшины, молочники, вазы для печенья и конфет, фруктов и варенья, рюмки для яиц.

В ассортимент столовой посуды входят тарелки, блюда, бульонки, вазы суповые, соусники, салатники, подливочники, селедочницы, горчичницы, солонки, перечницы, доски для сыра.

Большинство видов  посуды вырабатывают как из фарфора, так и из фаянса. Однако некоторые  изделия изготовляют только из фарфора  или, наоборот, только из фаянса. Так, например, чайники вырабатывают только из фарфора, а миски и пловницы - только из фаянса.

Чашки обычно вырабатывают из фарфора. Подразделяются они по фасонам и размерам. Фасоны фарфоровых чашек обозначаются обычно порядковыми номерами (39, 51, 54, 58 и т. д.). Размеры чашек указываются по их емкости, а иногда - условными названиями: аппетитные (375 - 400 см3), полуаппетитные (275 - 300 см3), чайные (200 - 220 см3), кофейные (110 -130 см3) и детские (60 см3). Значительное количество чашек выпускается в продажу в паре с блюдцем.

Блюдца  фарфоровые и фаянсовые по назначению делятся на чайные, кофейные и для варенья. Чайные блюдца бывают двух фасонов: обыкновенные и тазиком (в торговой практике последние называются иногда подстаканниками).

Стаканы фарфоровые изготовляют различной формы: конические без ручки, цилиндрические без ручки, фигурной формы с ручкой и блюдцем. Емкость фарфоровых стаканов конической и цилиндрической формы - 250 см3, фигурной формы -375 - 400 см3.

Кружки - изделие цилиндрической формы, с ручкой. Фарфоровые кружки могут быть с толстым черепком, емкостью 500 и 400 см3, и с тонким черепком, емкостью от 90 до 400 см3. Фаянсовые кружки выпускаются емкостью 200 - 400 см3.

Пиалы (получашки) фарфоровые - это посуда для чая в виде круглой чашки без ручки, на низкой ножке, емкостью 220—400 см3.

Чайники вырабатываются только из фарфора, различают их по фасонам и размерам. Фасоны чайников разнообразны и обозначаются номерами: 92 (старое название «репкой»), 72 (старое название «парный»), 39 и т.д. Чайники, которые имеют те же фасоны, что и чашки, обычно называют сервизными. Размеры чайников определяются их емкостью. Емкость сервизных чайников составляет обычно 600 см3, а остальных чайников - от 250 до 1400 см3.

Информация о работе Керамические изделия