Экспертиза как специфический вид деятельности, ее место в защите прав потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 02:29, реферат

Описание

Экспертиза — это исследование каких-либо проблем, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивационного заключения. Экспертиза укрепляет законность и правопорядок в демократическом государстве. Это наиболее квалифицированная форма использования специальных знаний в сфере рыночных отношений с привлечением всего арсенала современных научно-технических средств. Поэтому экспертиза нередко служит довольно эффективным способом установления существенных обстоятельств в маркетинговых исследованиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ГРУППЫ ЭКСПЕРТИЗЫ 4

2.ВИДЫ ТОВАРОВЕДНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 6

3.МЕТОДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ 8

4.ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ 9

5.ВИДЫ МЕТОДОВ ЭКСПЕРТИЗЫ 10

6.РОЛЬ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ В ПРОЦЕССЕ

ЭКСПЕРТИЗЫ 12

7.ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ ТОВАРА КАК ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕКТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ 15

8. ЭКСПЕРТИЗА КАК РЕШЕНИЕ В СПОРНОМ ВОПРОСЕ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа состоит из  1 файл

ТОВАРОВЕДЕНИЕ КУРСОВАЯ.doc

— 511.50 Кб (Скачать документ)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

     «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» 

     ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 

     Институт_________________________________________________________

                                     (название института) 

     Кафедра__________________________________________________________

                                     (название кафедры) 

     Специальность:реклама

     Специализация:реклама

     Форма обучения: заочная 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине  «ТОВАРОВЕДЕНИЕ»

     Тема (вариант)   38. Экспертиза как специфический вид деятельности, ее место в защите прав потребителя. 

     Исполнитель:

     студент (ка)  Гоян А.О.

     3 курса  группы РЕК 2007/2

     № студенческого билета

     (зачётной  книжки) 071125

                                                                                        

     Проверил  преподаватель 

________  __________________                            ________________

     Москва  – 2011

     ОГЛАВЛЕНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ                                    3        

     1.ГРУППЫ  ЭКСПЕРТИЗЫ                         4

     2.ВИДЫ  ТОВАРОВЕДНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ              6

     3.МЕТОДЫ  ЭКСПЕРТИЗЫ                         8

     4.ОСОБЕННОСТИ  ЭКСПЕРТИЗЫ                    9

     5.ВИДЫ  МЕТОДОВ ЭКСПЕРТИЗЫ                   10

     6.РОЛЬ  КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ В ПРОЦЕССЕ

       ЭКСПЕРТИЗЫ                                 12

     7.ОЦЕНКА  ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ  КАЧЕСТВ ТОВАРА  КАК ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ОБЪЕКТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ        15

     8. ЭКСПЕРТИЗА КАК  РЕШЕНИЕ В СПОРНОМ  ВОПРОСЕ ПОСЛЕ  ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ  КАЧЕСТВА                     19

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                   21

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                            22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В современных рыночных условиях одним из ведущих направлений  в деятельности субъектов  рынка по продвижению  товара к покупателю стала экспертиза.

     Экспертиза  — это исследование каких-либо проблем, решение которых  требует специальных  знаний, с представлением мотивационного заключения. Экспертиза укрепляет  законность и правопорядок в демократическом  государстве. Это  наиболее квалифицированная  форма использования специальных знаний в сфере рыночных отношений с привлечением всего арсенала современных научно-технических средств. Поэтому экспертиза нередко служит довольно эффективным способом установления существенных обстоятельств в маркетинговых исследованиях.

     Экспертиза  постоянно развивается  путем создания новых  и совершенствования  имеющихся методик  исследования и находит  все большее применение в практике товароведения.

     Как специфический вид  деятельности, связанной  с проведением  анализа и оценки качества товара, экспертиза требует применения экспертных методов на основе исследований и учета результатов испытаний. Объектом экспертизы служат потребительские свойства товаров, проявляющиеся при их взаимодействии с субъектом-потребителем в процессе потребления. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     В зависимости от области профессиональной деятельности различают следующие  важнейшие группы экспертизы: торговая, товароведная, технологическая, судебная, юридическая, врачебно-трудовая, медицинская, бухгалтерская (аудиторская), экологическая и др.

     1.Группы экспертизы:

     Товарная  экспертиза — оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом. При проведении экспертизы могут оцениваться все основополагающие характеристики товара: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная или только их части.

     Экспертная  оценка совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик товаров или других объектов, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям и/или товарной информации. При экспертной оценке требования к характеристикам товаров или иных объектов могут устанавливаться не только нормативными документами, но и экспертами. При этом под товарной информацией следует понимать сведения, указанные на маркировке, в товарно-сопроводительных документах или других источниках информации (нормативных, технических документах, учебной, научной, справочной литературе и т. п.).

     Экспертной  оценке могут подвергаться единичные  экземпляры, упакованные единицы  товаров, а также товарные партии. Наиболее часто проводится товарная экспертиза именно товарных партий, которые  определяются как совокупность единичных экземпляров или упаковочных, объединенных общностью признаков: временем выработки, общностью сырья, производства, едиными транспортными средствами.

     Товароведная  экспертиза — оценка потребительских свойств товаров по органолёптическим, физико-химическим и микробиологическим показателям, а также показателей их количественных характеристик, осуществляемая экспертами путем проведения испытаний (измерений) или опроса и/или на основании информации на маркировке и/или в товарно-сопроводительных документах.

     Санитарно-гигиеническая  экспертиза — оценка свойств товаров, осуществляемая экспертами для подтверждения их санитарно-гигиенической безопасности.

     Ветеринарная  экспертиза — оценка ветеринарной безопасности, осуществляемая экспертами для подтверждения соответствия товаров установленным требованиям.

     Экологическая экспертиза — оценка экологических свойств товаров; проводится экспертами для установления влияния этих свойств на окружающую среду. Остановимся подробнее на товароведной экспертизе.

     Товароведная  экспертиза — один из важнейших  и обязательных видов товарной экспертизы. Другие виды экспертизы дополняют ее и не всегда являются обязательными. Так, ветеринарная экспертиза обязательна  только для пищевых продуктов  животного происхождения, кож и мехового сырья. Обязательность товароведной экспертизы обусловлена тем, что в ее основе лежит оценка органолептических свойств и основных показателей качества, а это приближает товарную экспертизу к оценке товара потребителем. Товароведная экспертиза включает оценку всех основополагающих характеристик товара: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. В связи с этим различают следующие виды товароведной экспертизы: количественная, качественная экспертиза товаров по договорам, ассортиментная, документальная и комплексная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Виды товароведной экспертизы:

     Количественная  экспертиза в отличие от приемки товаров по качеству проводится независимыми экспертами, что обеспечивает ее большую достоверность; результаты экспертизы должны приниматься как окончательные и поставщиком, и покупателем. Эксперты при проведении этой экспертизы должны руководствоваться Гражданским кодексом РФ (ст. 465, 466, 483, 521).

     Качественная  экспертиза — это оценка качественных характеристик товара экспертами для установления соответствия их требованиям нормативных документов. Проводят эту экспертизу с целью определения качества товара в товарной партии при сдаче-приемке, или после длительного хранения, или при обнаружении скрытых технологических дефектов в процессе хранения, когда обычные сроки предъявления претензий поставщику истекли. Кроме того, экспертиза по качеству применяется при оценке образцов новых товаров перед постановкой их на серийное производство. Для пищевых продуктов качественная экспертиза только по органолептическим показателям называется дегустацией.

     Дегустацией пищевых продуктов называется оценка органолептических показателей качества экспертами, проверенными на сенсорную чувствительность. Целью дегустации является получение достоверных результатов при органолептической оценке качества, снижение ее субъективности за счет высокой профессиональной компетентности экспертов, которая достигается узкой специализацией их по группам товаров. Отбор экспертов в дегустационные группы проводится путем проверки их сенсорной чувствительности, кроме того, эксперт должен иметь опыт органолептической оценки выбранной товарной группы.

     Дегустацию  пищевых продуктов проводят при  экспертизе новых товаров, при необходимости  выявления качественных изменений органолептических показателей, при определении товарного сорта и других градаций качества.

     Ассортиментной  экспертизой называется оценка экспертом количественных и качественных характеристик товара для установления его ассортиментной принадлежности. Этот вид товароведной экспертизы как самостоятельный применяют только при возникновении разногласий между поставщиком и покупателем, продавцом и потребителем по вопросам ассортиментной принадлежности товара к определенной группе, наименованию, товарной марке или при установлении соответствия ассортимента товаров в партии ранее представленным образцам, каталогам или договорам купли-продажи.

     Комплексной экспертизой называется оценка экспертом всех характеристик товара на основе их испытаний и анализа документов. Она может включать не только товароведные, но и стоимостные характеристики. Этот вид экспертизы применяют в тех случаях, когда необходимо всесторонне оценить товар с учетом позиций продавца, потребителя, а также сложившейся рыночной конъюнктуры. Комплексную экспертизу широко применяют в практике комиссионной торговли, при экспортно-импортных операциях внешнеторговой деятельности, при заключении договоров купли-продажи по образцам крупных партий товара. Комплексная экспертиза включает другие виды экспертизы (количественную, качественную, ассортиментную и документальную), и поэтому все средства и методы, используемые для их проведения, применяются и для этой экспертизы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Методы экспертизы.

       В товарной экспертизе используются разнообразные методы: физико-технические, химические, биологические, математические и др., исследования проводятся с применением сложных современных приборов и технических средств.

     Процедура проведения экспертизы — это последовательность определенных операций, выполняемых экспертами.

     Общая схема проведения экспертизы потребительских  товаров. СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
 
 

4.Особенности экспертизы. 

      Экспертиза служит эффективным  средством повышения качества  выпускаемых

товаров   и   совершенствования   их   ассортимента.   Она   выступает   как

специфический вид  деятельности, связанной с  проведением  анализа  и  оценки

потребительского  качества товара  с  использованием  экспертных  методов  на

основе  исследований  и  учета  результатов  испытаний.  Как  и  любой   вид

деятельности,  экспертиза  имеет  свою  структуру,   включающую   несколько

основных  компонентов: субъект,  объект,  критерии,  методы,   процедуру   и

результат.   Экспертизу    потребительских    свойств    товаров    проводят

квалифицированные   специалисты-эксперты,   организованные   в    экспертные

комиссии. Эксперты должны хорошо знать  исследуемые  группы  товаров,  иметь

опыт работы  по  оценке  их  качества.  Экспертные  комиссии,  как  правило,

состоят из двух групп:  экспертной  и  рабочей.  Профессиональный  состав  и

численность специалистов, входящих в эти  группы,  их  структура  и  принцип

организации зависят  от целей и этапов экспертизы, особенностей  оцениваемого

изделия,  условий  проведения  экспертизы  и  устанавливаются  нормативными

документами.

      Объектом  экспертизы  являются   потребительские   свойства   товаров,

проявляющиеся при  их взаимодействии  с  человеком-потребителем  в  процессах

потребления.

      Критерии, используемые при анализе  и  оценке  потребительских  свойств

товаров,  подразделяются  на  общие  и  конкретные.   Общие   критерии   это

сложившиеся в  обществе  ценностные  нормы  и  представления,  руководствуясь

которыми,  эксперты  судят о потребительской ценности  товара.  Конкретные

критерии  это реальные  требования  к качеству   товаров   данного   вида,

зафиксированные  в  отечественных  или   зарубежных   нормативно-технических

документах,   а   также   совокупность   базовых    значений    показателей,

характеризующих качество планируемой или  проектируемой  продукции,  реально

существующих изделий, выпускаемых в  стране  или  за  рубежом,  и  т.  д.

 В зависимости от  целей  экспертизы  или  анализируемых  показателей  эксперты могут принимать один или несколько различных критериев.

      При проведении экспертизы отдельных групп потребительских свойств в

ряде случаев  эксперты формируют также ценностные шкалы в виде базовых  рядов

образцов. Этот специфический  вид критериев, используемый, в  частности,  при

экспертизе эстетических свойств товаров,  представляет  собой  ряд  изделий-

аналогов, упорядоченных  по уровню  их  качества  и  разделенных  на  группы,

который совмещен с балльной шкалой оценки.

      Методы проведения экспертизы  потребительских  свойств   товаров  могут

быть сгруппированы с учетом различных оснований. Для  классификации  методов

выбрано два основания.  Первым  основанием  классификации  служат  различия,

определяемые   спецификой   объекта   экспертизы   на   стадиях   разработки

(техническое задание,  проект,  опытный  образец)  и  эксплуатации  (средство

труда, предмет  потребления). Вторым основанием классификации  методов  служат

различия, определяемые спецификой подхода  специалистов  к  решению  стоящих

задач и набором  используемых для их решения средств.  Это  второе  основание

обусловливает  деление  общих  методов  на  комплексные  и   оперативные   с

последующим   выделением    экспертных,    социологических    и    расчетно-

инструментальных  методов.  Таким  образом,   представленная   классификация

методов экспертизы потребительских свойств включает раскрытие общих методов

через  частные  методы  с  их  одновременным  отнесением  к  сложившимся  на

практике видам  экспертных работ.

      Несмотря  на  обилие  существующих   методов   проведения   экспертизы

потребительских  свойств  непродовольственных  товаров,   ведущим   является

экспертный  метод,  применяемый   как   для   решения   отдельных   вопросов

экспертизы, так  и  для  проведения  ее  в  целом,  особенно  для  получения

итоговых результатов.  При  этом  используются  две  основные  разновидности

метода, различающиеся  по составу экспертов и выполняемым  процедурам:  метод

ведущего эксперта и группы и метод комиссий.

      Проведение  экспертизы,  потребительских   свойств   товаров   включает

выполнение  ряда  этапов  и   операций,   порядок   и   содержание   которых

определяется  целями  экспертизы,  видом  исследуемого  товара,   сложностью

функционального процесса, в котором участвует  данный товар.

      В  общем  случае  экспертиза  потребительских  свойств  включает   два

основных этапа:  анализ  с  целью  обеспечения  экспертов  всей  необходимой

информацией о  качестве  товара  для  вынесения  ими  оценочных  суждений  и

оценку,   которая   основывается   на   результатах   анализа   и  содержит

характеристику  потребительского уровня качества товара и ее  обоснование.  В

практике экспертизы потребительских свойств товаров  в  основном  применяются

комплексная  экспертиза  и  оперативная  экспертиза,  проводимая  на  этапах

разработки изделий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Виды методов экспертизы: 

      Комплексная  экспертиза   потребительских   свойств   проводится   для

всестороннего  изучения  и  оценки  качества   групп   однотипных   товаров,

выпускаемых серийно  для  массового  потребления.  Поэтому  проведение  такой

экспертизы ориентирует  экспертов на системный, комплексный  подход к  анализу

объекта   оценки.   Оцениваемый   объект   рассматривается   в   сложных   и

многочисленных  взаимосвязях  с  человеком-потребителем  и  его   предметным

окружением. В процессе экспертизы формируются критерии  оценки,  отбираются

базовые  образцы  и  показатели  качества.  Поэтому  комплексные  экспертизы

позволяют получить не только  научный,  познавательный,  но  и  определенный

Информация о работе Экспертиза как специфический вид деятельности, ее место в защите прав потребителя