История зарождения таможенного дела в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:11, реферат

Описание

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его возникновения определить невозможно, но известно, что в III веке до н. э. в городе Тарифа, в провинции Кадис, на юге Испании была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, единица его измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа в честь города - тариф. Таможенный тариф стал для государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической ситуации.

Содержание

Введение
Зарождение внешней торговли на Руси и ее влияние на развитие таможенного дела
Восстановление государственности на Руси и ее влияние на внешнеторговые связи
Таможенные органы и их структура
Таможенный доход в России
Характеристика таможенных органов в XIX – начале ХХ веков
Таможенные органы советского государства
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

таможня.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

 Александр  III был убежденным защитником  национальной промышленности и  во время своего правления  решительно вводил систему таможенного  покровительства. Поворот в таможенной  политике России стал необратимым. В последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались почти каждый год и всякий раз в сторону увеличения.  
     С 1 января 1881 года были повышены сборы за право торгово-промышленной деятельности и усилено таможенное обложение. Пошлины повышались несоразмерно и исходили в основном из интересов казны, а не промышленности. Законом от 3 июля 1885 года устанавливается дополнительный таможенный сбор в размере 20% с каждого рубля золотом по 168 статьям экспорта.     

 Новый тариф был принят 11 июня 1881 года. С его принятием произошло распространение мер таможенно-тарифного регулирования на ряд товаров, которые до этого ввозились свободно и подлежали сравнительно невысокому обложению. Он отличался от прежних тарифов тем, что в нем был отражен принцип полного покровительства русской промышленности на всех стадиях производства, начиная от добычи сырья и заканчивая изготовлением готовых изделий. Этому тарифу было присвоено название толкового. Эти мероприятия предпринимались в соответствии с главной целью царствования Александра III: ускорение развития России и защита национальной промышленности. 
     Введение тарифа 1891 года с неизбежностью обострило проблему контрабандного ввоза. 
     Именно поэтому в 1892 году был принят новый таможенный устав, обновивший соответствующий законодательство: были определены различные проявления контрабанды и соответствующие правовые санкции. Основная ответственность при этом возлагалась на владельца товара. Несостоятельным контрабандистам денежное взыскание могло быть заменено тюремным заключением. На западной сухопутной границе России в дополнении в дополнение к пограничной и таможенной страже создавалось специальная   стража  из вооруженных стражников и объездчиков с целью пресечения контрабанды заграничных напитков посредством устройств засад, досмотра обозов, транспортов .  
     К началу  90-х годов в стране сформировалась  разветвление систем таможенных платежей, различавшихся в зависимости от источника поступления: внешние пошлины (ввозные и отпускные) складочные и канцелярские сборы, сборы за наложение таможенных клейм, за бандероли, штрафные деньги, и т.д. Тариф 1891 года рассматривался правительством России в качестве минимального .  
     В дополнение к нему путем прибавок создавался максимальный тариф. В 1893 году он был воплощен в жизнь в законе о двойном таможенном тарифе, согласно которому товары из стран, отказавших России предоставлении льготных условий для ввоза или транзита российских товаров, облагались пошлинам на 15-20% превышающими обычные ставки.  
     Закон 1893 года был направлен против Германии, которая отказывалась предоставить на товар из России режим наибольшего благоприятствования и подписать с ней торговый договор. Началась торговая война между Россией и Германией. После нескольких месяцев бессмысленной и изнурительной войны Россия и Германия пришли в 1894 году к соглашению и подписали торговый договор сроком на 10 лет. Договор 1894 года знаменовал собой принципиальный поворот в развитии международных торговых отношений. Во избежание похожих конфликтов европейские государства в 90-е годы XIX века стали отказываться от принципа таможенно-тарифной автономии и  подписывать двусторонние торговые конвенции, предусматривающие взаимные уступки и обязательства при выработке и корректировке национальных таможенных тарифов. Россия помимо Германии заключила подобное конвенционное соглашение с Францией, Австро-Венгрией, Болгарией, Италией и Португалией. По истечении срока действия русско-германского торгового договора в 1903 году был утвержден новый общий тариф, ставший последней значительной вехой в дореволюционном таможенно-тарифном законодательстве.  
         К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральным из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. При департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабанде т.п. Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа. В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов, разделявшихся на главные складочные таможни, таможни первого класса, таможни второго класса, таможни третьего класса, таможенные заставы, переходные пункты. 
     В начале XX века таможенные платежи в доходной части государственного бюджета составляли 14,5% (более 200 млн. руб.) в год, уступая лишь поступлениям от торговли крепкими спиртными напитками.    

 Таможенные  уставы 1904-1910 годов отразили происшедшие  после 1892 года перемены в таможенном  деле. В частности, они больше  не содержали статей, которыми  определялись многочисленные права  и обязанности пограничной стражи. Устав 1904 года впервые содержал раздел «О привозе иностранных товаров по железным дорогам». Устав 1910 года уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах стоверстной пограничной полосы. 
     События 
первой мировой войны (1914-1918) самым пагубным образом сказались на таможенном деле России.  
     К осени 1917 года таможенная система России оказалась практически разрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена

 Департамент  таможенных сборов, входивший в  состав Министерства финансов, бездействовал.  
     Функционирование таможенных органов было возобновлено новой революционной властью только в начале 1918 года. 
 
 

    1. Таможенные  органы советского государства
  

     

 События первой  мировой войны и 1917 года практически разрушили таможенную систему России. 
     В сентябре 1917 года был сформирован ЦК профсоюзов таможенных работников, и около года он руководил таможенным делом в стране. 
     С зимы года Департамент таможенных сборов возобновил свою деятельность.  
     С 1 января 1918 года вводилось в действие Постановление Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров». В соответствии с этим Постановлением устанавливались подчиненность и функции таможенных органов Советской республики. 
     Согласно предписаниям Декрета СНК РСФСР от 29 мая 1918 года «О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений»  таможенное обложение передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти. Также 29 мая 1918 года образована Пограничная охрана. 
     Организация управления таможенным делом возлагалась на Департамент таможенных сборов Наркомата финансов (НКФ). 
     Таможни в своей работе объявлялись независимыми от местных властей, которые получали право ограниченного надзора за ними, без вмешательства в административную и распорядительную деятельность.  
     При этом местные Советы наделялись правом назначения при таможнях комиссаров, осуществляющих общий надзор за их работой.  
     Декрет от 29 мая 1918 года стал правовой основой формирования советских таможенных учреждений. 
     Декретом Совета народных комиссаров 1918 года внешняя торговля была национализирована.     

 Декретом  от 29 июня 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в непосредственное подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), последний в 1920 году был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). 
     Закреплялось новое содержание деятельности советской таможни. Ввиду реализации идеи о государственной монополии внешней торговли таможенный контроль ставился ее вспомогательным инструментом. Товары не продавались а распределялись. Внешнеторговый оборот оставался нерегулярным и незначительным. 
     Но и отказ от широкого применения таможенно-тарифного регулирования с переходом к системе лицензий требовал введения вспомогательных регуляторов, в частности – таможенного обложения. Вызывалось это двумя основными причинами. Во-первых, лицензионная система в начале 20-х годов охватывала не весь внешнеторговый оборот – из нее были изъяты посылочный обмен и отчасти торговля с некоторыми восточными странами. Во-вторых, при калькуляции цен на товары приходилось учитывать наличие таможенных пошлин. 
    При последовавшем переходе к НЭПу восстанавливались многие утраченные функции таможенных органов. Это обусловливалось как расширением объема внешней торговли, представлением ряду государственных и хозяйственных организаций права  самостоятельного выхода на мировой рынок. Отмеченные факторы настоятельно требовали восстановления таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, введения соответствующего таможенного тарифа.  
     Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в 1922 году в связи с переходом к новой экономической политике.  
СНК РСФСР 14 февраля 1922 году утвердил Таможенный тариф по европейской торговле для привозных товаров, 11 апреля 1922 года – Таможенный тариф по азиатской торговле и 15 июля 1922 года – Таможенный тариф по отпускной торговле.  
     По причине товарного дефицита и голода в стране тарифы были довольно либеральными, будучи призванными в кратчайшие сроки наполнить внутренний рынок импортной продукцией.    

 Согласно  этим решениям в данный период были запрещены к вывозу многие продукты питания «первой необходимости» (хлеб в зерне всякий, горох, фасоль, бобы и чечевица, картофель, мука, крупа всякая, отруби, крахмал, макароны и некоторые другие). 
     В годы 
гражданской войны был значительно ослаблен правовой статус таможенных органов    

 К концу  20-х годов государство все более  активно вмешивается в деятельность  промышленности, национализируя почти  все предприятия. Уничтожается частная собственность на землю, окончательно монополизируется внешняя торговля. Государство контролирует все сферы деятельности, вводится административный порядок управления, создается административно-бюрократический аппарат. 
     На фоне монополизации внешней торговли происходит смена законодательства. Таможенное законодательство подвергается сильному изменению в сторону усиления контроля за перевозкой товаров и выполнением решений о монополии государства на внешнюю торговлю. 
     В соответствии с задачами и функциями таможенных учреждений в условиях перехода  к НЭПу началось формирование многоступенчатой системы управления таможенным делом. 
     Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 года был утвержден Таможенно-тарифный комитет при СНК РСФСР.  
     Таможенно-тарифный комитет занимался разработкой вопросов о введении новых и изменением действующих ставок таможенных пошлин; составлением новых и изменением старых списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу; решением вопросов по применению таможенного тарифа; рассмотрением жалоб по вопросам применения таможенного тарифа; составлением заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. 
     В пределах своей компетенции ТТК принимал постановления, которые приобретали юридическую силу после утверждения СНК. При рассмотрении споров, имеющих отношение к таможенно-тарифному регулированию, ТТК вносил свои постановления на утверждение НКВТ.  
     Правовой статус ТТК был закреплен в Таможенном уставе СССР 1924 года  и Таможенном кодексе СССР 1928 года . 
     Приказом НКВТ от 2 марта 1924 года было учреждено Главное таможенное управление (ГТУ) при НКВТ. Вопросами таможенно-тарифной политики занимался специально созданный в системе ГТУ тарифный отдел. Этот орган разрабатывал и готовил для ТТК материалы о необходимости введения новых и изменения действующих ставок таможенных пошлин; составлял заключения по проектам законов, международных договоров, конвенций и соглашений, касающихся вопросов таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. 
     На Главное таможенное управление при НКВТ СССР были возложены функции по организации борьбы с контрабандой на территории Советского государства. 
     Управление таможенным делом на всей территории СССР было возложено на НКВТ, который осуществлял свои задачи в центре и на местах через входящие в состав НКВТ Главное таможенное управление и иные учреждения и через состоящий при НКВТ таможенно-тарифный комитет. НКВТ открывал и упразднял таможенные учреждения, определял их месторасположение, присваивал таможням разряды. 
     В марте 1922 года Совнарком утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях. В соответствии с ним Наркомат внешней торговли по согласованию с Наркоматом финансов определялся состав таможенных округов, а все таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты. В 1922 году было сформировано восемь таможенных округов: Петрозаводский, западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В их состав вошли 134 таможни и 149 таможенных постов. Помимо таможенных округов создавались два таможенных участка – Петрозаводский и Крымский . 
     Таможенный устав СССР 1924 года включал в себя 283 статьи в составе шести разделов. Его основой стал декрет Совнаркома от 12 ноября 1920года «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров». С введением в действие Таможенного устава законодательно закрепилась сложившаяся к этому времени структура таможенных органов. В союзных республиках непосредственное наблюдение за деятельностью таможенных учреждений возлагалось Уставом на уполномоченных НКВТ при Совнаркомах. Руководство таможенными учреждениями на местах поручалось районным таможенным инспекторским управлениям во главе с районными таможенными инспекторами. На инспекторов возлагалось общее руководство деятельностью таможенных учреждений района и контроль за исполнением ими требований нормативных документов. 
    Таможенный устав предусматривал четырехзвенную структуру таможенных органов:  
- Наркомат внешней торговли  (НКВТ), Главное  таможенное управление  (ГТУ); 
- уполномоченные НКВТ при Совнаркомах союзных республиках; 
- районные таможенные инспекторские управления; 
- таможни и  таможенные посты. 
     Таможни первого разряда создавались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом. Таможни второго разряда – на шоссейных дорогах и в небольших речных  и озерных портах. Таможни третьего разряда – на грунтовых дорогах. В отдаленных от таможен пунктах в качестве их филиалов при необходимости учреждались таможенные посты. При этом таможенные посты осуществляли пропуск через границу пассажиров с ручной кладью, багажа, международных почтовых отправлений. Таможни третьего разряда оформляли и контролировали ввозимые в страну и вывозимые из нее грузы, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможни первого и второго разрядов осуществляли все виды таможенного оформления и контроля. 
     Руководство таможенными учреждениями осуществляли управляющие. При них действовали рабочие органы – технические совещания, в состав которых входили помощники управляющих и инспекторы. Техническое совещание являлось консультативным органом, тогда как всю ответственность за деятельность таможни (отделения ГТУ, инспекторского управления таможенного поста) нес управляющий. 
     В феврале 1927 года в интересах развития отечественных промышленности и сельского хозяйства был принят третий советский таможенный тариф, еще более либеральный, чем тариф 1924 года. 
     В декабре 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР.  
     Кодекс определял цели деятельности  таможенных учреждений. Он устанавливал, что управление таможенным делом  на всей территории СССР осуществляется Наркоматом внешней торговли через входящее в его состав Главное таможенное управление. При этом значительно расширялись права ГТУ. Детально раскрывались полномочия Таможенно-тарифного комитета при НКВТ при СНК союзных республик, компетенция местных таможенных учреждений. В то же время в кодексе уже проявлялась тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов: не предусматривалось создание районных таможенных инспекторских управлений. 
     Таможенный кодекс 1928 года подробно регламентировал порядок осуществления таможенных операций, регулировал вопросы ответственности за нарушение таможенных правил, развивал понятие административно наказуемой контрабанды, определял другие аспекты таможенной практики. В целом же он не внес принципиальных изменений в организацию таможенного дела. 
  21 января 1930 года был принят Свод таможенных тарифов СССР, просуществовавший до 1 октября 1961 года, когда вступил в силу новый Таможенный тариф СССР 1961 года. 
     В Тарифе 1930 года было проведено резкое сокращение товарной номенклатуры: по сравнению с таможенным тарифом 1927 года число статей уменьшилось вдвое. Кроме того, осуществлялся переход на метод ценовых пошли, при котором пошлина стала взиматься в виде определенного процента с фиксированной государственной цены товара. 
     Наметившаяся тенденция снижения роли таможенного дела во внешнем обороте окончательно закрепилась в 30-е годы.  
     В 1932-1934 годах был регламентирован пропуск через границу грузов и порядок централизованного осуществления расчетов по таможенным пошлинам за эти грузы. Ликвидировались таможенные склады для временного хранения экспортных и импортных грузов. Сокращается и число таможенных служащих. В 30-е годы закрепляется тенденция снижения роли таможенных органов во внешнеторговых связях.  
     В 1935-1938 годы были разработаны и введены в действие инструкции по осуществлению контрольно-инспекторских функций в отношении  транспортировки экспортно-импортных грузов. Система управления таможенным делом последовательно упрощалась.  
     Сложившаяся к концу 30-х годов структура таможенных органов с незначительными изменениями просуществовала до середины 80-х годов. 
Вторая мировая война не могла не наложить отпечаток на деятельность таможенных органов. Таможни, захваченные фашистами, были разрушены, многие их сотрудники погибли на фронте. Однако и в таких условиях таможенники продолжали свою деятельность, сконцентрировавшись на пресечении незаконного провоза товаров. 
     В годы Великой Отечественной войны действовали таможни по сухопутной границе от Тихого океана до Черного моря, прикаспийские и северные  таможни. Работа большинства таможен была прекращена. Поступавшие в СССР благотворительные грузы пропускались беспошлинно. 
     В период 30-60-х годов XX века СССР практически был изолирован от внешнего мира, что сказывалось на торговых и таможенных отношениях. Послевоенные десятилетия не были отмечены серьезными изменениями в организации таможенного дела. 
     В новом Таможенном тарифе СССР 1961 года учитывались изменения, сложившиеся в практике мировой торговли в послевоенный период, а также новые взаимоотношения между странами – членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).  
     К товарам, происходящим или ввозимым из стран, в торговле с СССР которые применяют режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применялись минимальные ставки таможенных пошлин, а к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые во взаимной торговле с СССР не применяют этого режима, - максимальные ставки пошлин.  
     С 1 января 1965 года Совет Министров СССР отменил таможенные пошлины на товары, экспортируемые из дружественных стран Азии, Африки и Латинской Америки. 
     Новый Таможенный кодекс СССР был принят 5 мая 1964 года . Впервые в Кодексе вводилось понятие таможенного режима. Таможенный кодекс предусматривал три таможенных режима: режим экспорта, режим импорта и режим транзита. 
         К основным функциям таможенных учреждений относились: контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой. 
     Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: 
- ГТУ; 
- таможни и таможенные посты. 
     Нижестоящим звеном были признаны таможни, основная функция которых сводилась к контролю за соблюдением государственной монополии.    

 Однако до 80-х годов таможенная служба  входила в состав различных  ведомств и только в середине 80-х годов таможенное ведомство  приобрело самостоятельность –  было создано Главное управление  государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР. 
     На протяжении 70-х – начала 80-х годов таможенное законодательство пополнялось отдельными правовыми актами, направленными на предотвращение контрабанды валюты и культурных ценностей, рационализацию процедуры таможенного оформления, уточнение таможенного тарифа. 
     В связи с принятием Конституции СССР 1977 года были изменены некоторые таможенные правила. В частности, были приняты новые Правила таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР. Эти правила упростили процедуру таможенного контроля. 
     Постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 года был утвержден новый Таможенный тариф СССР, который предусматривал значительное расширение списка товаров, беспошлинно ввозимых в СССР. 
     Середина 80-х годов ознаменовалась началом реформы системы таможенных органов.  
     В начале 1986 года ГТУ было преобразовано в самостоятельный орган государственного управления – Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР. С этого времени началась реорганизация управления таможенным делом. Впервые за всю свою историю таможенная служба была выведена из подчинения финансового и внешнеторгового ведомств. 
     Однако основные функции таможенных органов остались прежними. На них было возложено осуществление контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой. 
     Правовой статус и порядок деятельности ГУГТК определялся Положением о ГУГТК при СМ СССР и Инструкцией о порядке подготовки нормативных актов ГУ ГТК при СМ СССР. 
     Общее руководство в области таможенного дела осуществлял Совет Министров СССР. А также Совет Министров СССР определял основные направления развития таможенной политики. Непосредственное оперативное руководство таможенным делом также было возложено на Государственную внешнеэкономическую комиссию Совета Министров СССР. 
     Существенные изменения таможенной политики Советского Союза приходятся на конец 80-х и начало 90-х годов. Это было связано с начавшейся в 1986 году новой экономической реформой.  
     Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю и либерализация внешнеэкономической деятельности потребовали внесения изменений в таможенное законодательство СССР. Нормативные правовые акты по таможенному делу стали составляться с учетом международно-правовых стандартов и требований в таможенной сфере. 
     В период с 1986 по 1991 годы происходило организационно-правовое развитие таможенной системы.    

 В 1988 году  вводится обязательное декларирование  товаров в специально созданных  зонах таможенного контроля. С  1 апреля 1989 года в практику таможенного  оформления была введена грузовая  таможенная декларация (ГТД), форма которой совпадала с формой единого административного документа (ЕАД), применяемого в странах ЕЭС.     Предусматривалось образование двух координационных центров – таможенно-тарифного совета и координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.  
     Таможенный кодекс юридически закреплял сложившуюся к этому времени структуру таможенных органов: от таможен – через региональные таможенные управления – до Таможенного комитета.     

 Но срок  действия Таможенного кодекса  СССР 1991 года и Закона о таможенном  тарифе оказался непродолжительным.  Он был прерван распадом СССР. 
     Прекращение существования Союза ССР и правопреемство Российской Федерации привели к логичному обновлению таможенного законодательства и перестройке работы таможенных органов. Этому способствовало и то, что «с распадом СССР России досталось 20% действующих таможен, тогда как доля товарооборота во внешней торговле превышала 50%» .  
     Таможенные органы получили самостоятельность в связи с подписанием 25 октября 1991 года Президентом РСФСР Указа «О создании Государственного таможенного комитета РСФСР». 
   
 

    1.   Заключение

В настоящее  время таможенное законодательство регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Порядок фактического пересечения товарами и транспортными  средствами таможенной границы в  местах ее совпадения с Государственной границей РФ регулируется законодательством о Государственной границе РФ, а в части, не урегулированной им, - таможенным законодательством Российской Федерации.

При регулировании  отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Информация о работе История зарождения таможенного дела в РФ