Движение товара от производителя к потребителю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:25, реферат

Описание

Приемка товаров по качеству и количеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству чаще носит выборочный характер, а по количеству -сплошной. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб. От правильности отбора проб зависит достоверность определения качества всей товарной партии, так как результаты оценки пробы переносятся на партию целиком.

Работа состоит из  1 файл

движение товара.docx

— 37.46 Кб (Скачать документ)

Следует иметь в виду, что  один и тот же дефект, в зависимости  от принятого способа проверки качества, может считаться либо явным, либо скрытым. Так, если какие-либо металлические  изделия обычно проверяются с  помощью рентгеноскопии, то раковины в металле будут отнесены к  явным недостаткам, так как они, безусловно, должны были -быть обнаружены при таком способе проверки. В  большинстве же случаев раковина в металле считается скрытым  дефектом.

Покупатель по своему выбору вправе потребовать: либо замены вещи, определенной в договоре родовыми признаками, вещью надлежащего качества; либо соразмерного уменьшения покупной цены; либо безвозмездного устранения недостатков  вещи продавцом или возмещения расходов покупателя на их исправление; либо расторжения  договора с возмещением покупателю убытков. Указанные требования покупателя, за исключением требования о возмещении причиненных ему убытков, имеют  целью добиться надлежащего исполнения договора в соответствии с его  условиями по качеству. Поэтому они  подлежат удовлетворению независимо от того, знал или должен был знать  продавец о недостатках продаваемой  вещи. Что же касается убытков, то требование об их возмещении (требование о возложении на продавца имущественной ответственности  за ненадлежащее исполнение обязательства) подлежит удовлетворению только при  наличии вины продавца. Если покупатель требует устранения дефектов, то продавец должен безвозмездно и без промедления  исправить дефект или заменить дефектный  товар. В этих случаях покупатель вправе потребовать от продавца уплаты штрафа как за просрочку в поставке товара за время с даты заявления  претензии по день устранения дефекта  или до даты поставки товара взамен забракованного. Все транспортные и  другие расходы, связанные с возвратом  и/или заменой дефектных товаров  или дефектных частей товара, относятся  за счет продавца. Продавец вправе потребовать  возврата дефектных товаров или  дефектных частей товара не позднее 6 месяцев с даты замены. Не предъявление требования о возврате замененного  дефектного товара в этот срок лишает продавца права обращаться в арбитраж. Покупатель, в свою очередь, обязан обеспечить возврат продавцу замененных предметов не позднее 6 месяцев с  даты замены. В случае, если продавец не устранит дефектов, покупатель может  устранить их сам за счет продавца. Мелкие же недостатки, если их устранение не терпит отсрочки и не требует  участия продавца, исправляются покупателем  с отнесением на продавца нормальных фактических расходов. В случаях, когда покупатель требует устранения дефекта, но впоследствии стороны договариваются об урегулировании претензии путем  предоставления продавцом уценки, они  должны договориться о том, засчитывается  ли в сумме уценки штраф, начисленный  на продавца за время, прошедшее с  даты заявления претензии об устранении дефекта до даты согласования сторонами  уценки. При отсутствии соглашения сторон вопрос об уплате этого штрафа решается в зависимости от того, в каком соотношении находятся  фактические убытки и сумма штрафа. Если размер фактических убытков  ниже суммы штрафа, штраф снижается  до суммы фактических убытков.

Покупатель вправе расторгнуть  договор только в случаях, когда  такое право предусмотрено в  договоре. Если такое право покупателя предусмотрено, но не содержится условий  расторжения, то покупатель может воспользоваться  этим правом, если арбитраж признает, что  продавец не может устранить дефект путем исправления или замены, а покупатель не может использовать товар по назначению с уценкой, предложенной продавцом. При повторяющихся поставках  дефектных партий можно потребовать  приостановки дальнейших отгрузок до устранения дефектов.

Гарантийный срок — срок для установления в продукции  недостатков, которые не могли быть обнаружены при обычной ее приемке. Если недостатки установлены в течение  гарантийного срока, покупатель вправе предъявить поставщику претензии.

Значение сертификата  о качестве. Сертификат, подтверждающий качество товара при несовпадении реального  качества с данными сертификата, может быть оспорен покупателем. Основанием для признания его  недействительным могут служить  не только установление умысла (обмана) со стороны продавца и доказательство наличия злонамеренного соглашения продавца с контрольной организацией, но и доказательство ненадлежащего  исполнения им своих обязанностей.

Проверка качества товара непосредственно покупателем становится возможной в подавляющем большинстве  случаев после доставки товара к  месту назначения. Но договором может  быть предусмотрена окончательная  приемка на заводе (складе) продавца, в порту или на станции отгрузки. По праву многих стран в этом случае исключается ответственность продавца за явные недостатки при отсутствии в договоре условия о том, что  приемка в стране продавца не является окончательной. Такая проверка не снимает  с продавца ответственности за качество, в том числе и за явные дефекты. Но в контракте можно предусмотреть, что такая проверка (приемка) является окончательной, и в этом случае претензии  по качеству могут предъявляться, если иное не оговорено в контракте, лишь по скрытым дефектам. С рядом стран  существуют соглашения об условиях взаимного  командирования специалистов для участия  в приемке поставляемых товаров (а также для согласования технических  вопросов, возникающих в ходе исполнения контрактов). В них предусмотрены  обязанности сторон по уведомлению  о готовности товара к проверке и  о дате выезда специалистов. Закреплена обязанность специалистов соблюдать  правила техники безопасности и  охраны труда, а также правила  внутреннего распорядка предприятия, в котором они будут выполнять  свои обязанности.

Методика определения  качества товаров имеет большое  значение, так как применение различных  способов проверки (разных методов  отбора проб, неодинаковой продолжительности  испытания оборудования и т. п.) может  привести к существенно отличающимся результатам. Проверка качества товара производится продавцом в соответствии с условиями, согласованными с покупателем, а в случае их отсутствия — в  соответствии с обычными условиями  проверки, существующими в стране продавца в отношении данного  товара.

Несоблюдение требований к таре и упаковке может привести к повреждению и даже гибели всего  товара. Тара и упаковка многих товаров  придают им определенный внешний  вид, который может оказать решающее воздействие на возможность продажи  и перепродажи товара. Упаковка может  иметь значение также при определении  ответственности перевозчика за утрату или повреждение товара в  тех случаях, когда такая ответственность  ограничивается определенной суммой за отдельное место или единицу  товара. Убытки, вызываемые ненадлежащей тарой и упаковкой, могут намного  превзойти стоимость самого товара. Независимо от того, предусмотрено  ли это специально договором, продавец обязан обеспечить такую тару и упаковку, которые должны отвечать условиям перевозки и предохранить товар от повреждений во время доставки к месту назначения. Какие-либо дополнительные требования к таре и упаковке покупатель может предъявить только при наличии о том особых условий в договоре. В соответствующих случаях должны учитываться также продолжительность и способы транспортировки.

Маркировка представляет собой наносимое на упаковке каждого  грузового места обозначение, содержащее данные, необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю. Содержание маркировки определяется либо по соглашению с покупателем, либо требованиями правил перевозки, либо — в случае предупредительной (предохранительной) маркировки (надписи и знаки, указывающие  на способ обращения с товаром  при погрузке, выгрузке и хранении, такие как “верх”, “не кантовать”, “огнеопасно”) — свойствами самого товара. Нанесение предупредительной  маркировки — обязанность продавца.

 

Срок поставки

 

 

Срок поставки определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется  годами, месяцами, неделями, днями или  часами. Срок может определяться также  указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. При массовых поставках товаров отгрузка отдельных  партий в пределах сроков, установленных  договором, должна, по возможности, осуществляться равномерно. Это правило не распространяется на комплектные заводы и установки, а также скоропортящиеся сельскохозяйственные и животноводческие товары сезонного  характера, равномерная поставка которых, как правило, исключается. Датой  поставки считается, по общему правилу, дата передачи товара; законом или  договором дата поставки может быть определена иначе. В договорах чаще всего предусматривают, что датой  поставки считается дата товарораспорядительного  документа (дата штемпеля на железнодорожной  накладной или коносаменте), который  выдается перевозчиком грузоотправителю. Досрочное исполнение договора далеко не всегда может соответствовать  интересам покупателя. Оно может, например, повлечь за собой дополнительные складские расходы, несение связанных  с хранением рисков и т. д. Досрочную  поставку товара следует признать поэтому  допустимой только с согласия покупателя, которое может быть выражено либо в самом договоре, либо в дополнении к нему. По общему правилу согласие покупателя на досрочную поставку нет  оснований рассматривать как  согласие на досрочную оплату товара, если она специально не оговорена.

Продавец считается просрочившим исполнение обязательства поставки товара, если в установленный договором  срок он не осуществит передачи товара в собственность покупателю. ГК РФ предусматривает три возможных  последствия просрочки: возмещение убытков, ответственность продавца за случайно наступившую во время  просрочки невозможность исполнения и отказ покупателя от принятия исполнения после истечения срока с взысканием с продавца убытков. На случай просрочки  поставки может быть установлена  неустойка, подлежащая уплате продавцом  покупателю. Обязанность возмещения убытков, причиненных продавцом  покупателю просрочкой поставки, является наиболее важным следствием просрочки  в поставке товара. При этом возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательства, не освобождает должника от исполнения обязательства в натуре. Покупатель поэтому наряду с взысканием убытков может потребовать от продавца передачи ему указанного в договоре товара. В отличие от убытков, покупатель вправе потребовать уплаты продавцом неустойки за просрочку поставки только в тех случаях, когда такое право специально предусмотрено законом или договором.

Лицо, не исполнившее обязательство, несет имущественную ответственность, как правило, лишь при наличии  вины и, следовательно, не отвечает, если неисполнение было вызвано обстоятельствами, от него не зависящими. В соответствии с этим продавец должен быть освобожден от ответственности, если товар, который  он намеревался передать покупателю до истечения срока поставки, постигла случайная гибель, например в результате действий третьих лиц, за которых  продавец не несет ответственности. Иначе решается вопрос, когда случайная  гибель товара наступила во время  просрочки продавца. В качестве одной  из санкций в отношении просрочившей стороны закон возлагает на нее  ответственность и за случайно наступившую  во время просрочки невозможность  исполнения. Продавец в этом случае несет за неисполнение обязательства  такую же ответственность, как если бы он не выполнил обязательство по своей вине. Наиболее тяжелой санкцией, направленной против просрочившего  продавца, является отказ покупателя от принятия товара после срока исполнения обязательства. Такой отказ допускается, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для  кредитора; покупатель в этом случае вправе требовать также возмещения причиненных просрочкой убытков. В  частности, покупатель утрачивает интерес  к принятию исполнения, если предметом  поставки были семена или ядохимикаты, необходимые к началу посевных работ, но не поставленные к этому времени. Утрата интереса налицо и в том  случае, когда покупатель вследствие просрочки продавца был вынужден удовлетворить свои потребности, например в машинах или материалах для  строительства, путем закупки их у других продавцов.

Договором может быть прямо  предусмотрена недопустимость после  срочного исполнения и, следовательно, право покупателя отказаться от принятия исполнения после срока. Договоры, содержащие такие условия, называются “договорами  на срок”.

В неисполнении продавцом  обязательства по передаче товара может  быть повинен сам покупатель, который  является кредитором по этому обязательству. Как указано в законе, кредитор считается просрочившим, если он отказался  принять предложенное должником  надлежащее исполнение или не совершил действий, до совершения которых должник  не мог исполнить своего обязательства. Просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных  просрочкой убытков, если кредитор не докажет, что просрочка не вызвана  умыслом либо неосторожностью его  самого или тех лиц, на которых  в силу закона или поручения кредитора  было возложено принятие исполнения. Срок поставки — опоздание вызывает ущемление интересов — товар  опаздывает в переработку или  реализацию, простаивают мощности, зря оплачиваются взятые кредиты, простаивает  незагруженное ваше судно и т. д.

Неисполнение покупателем  в сроки, оговоренные в контракте, каких-либо предусмотренных контрактом обязательств по обеспечению производства у продавца (например, задержка передачи чертежей при изготовлении оборудования по чертежам покупателя) дает право  продавцу перенести сроки поставки, но не более чем на срок задержки. В исключительных случаях по согласованию между продавцом и покупателем  срок поставки может быть продлен  на другой, “технически обоснованный”  период. Продавец вправе также потребовать  от покупателя возмещения понесенных в связи с этим фактических  убытков. Аналогичные последствия  наступают также в случае изменения покупателем ранее представленных им продавцу данных, если такое изменение приведет к существенным для продавца затруднениям, связанным с производством. О принятом решении перенести срок поставки продавец обязан своевременно известить покупателя. Для своевременной отгрузки товара продавцом существенное значение имеет заблаговременное получение им от покупателя отгрузочных инструкций. Несоблюдение покупателем этого обязательства при поставке товаров по железной дороге дает продавцу право по истечении установленного срока поставки передать товар на хранение за счет и риск покупателя, при этом дата складского свидетельства или сохранной расписки о приеме товара на хранение считается датой поставки. На покупателя в подобных случаях возлагаются также все дополнительные расходы, связанные с доставкой товара на склад и со склада в вагоны. Складское свидетельство или сохранная расписка служат основанием для расчета за товар.

Информация о работе Движение товара от производителя к потребителю