Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л.Н.Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:13, реферат

Описание

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого началась в 1849 г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ .

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теория «свободного воспитания». Развитие детской активности и творчества. Яснополянская школа……………………………………………….5
2. Дидактические взгляды Толстого…………………………………7
3. «Азбука» Л.Н.Толстого и книги для чтения……………………10
Заключение……………………………………………………………….12
Список использованных источников…………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

Реферат яснополянская школа и педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.docx

— 29.02 Кб (Скачать документ)

     Ученики должны усваивать знания сознательно; правила, определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала.  

     Предавая  большое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности,

     Толстой широко практиковал в Яснополянской  школе экскурсии и опыты, пользовался  таблицами и картинками, отдавая  должное принципу наглядности. Вместе с тем он справедливо едко высмеивал  те извращения принципа наглядности, которые  рекомендовались немецкими методистами в виде так называемых «предметных уроков». 

     Толстой относился критически к звуковым методам обучения грамоте, который  рекомендовали все лучшие русские  педагоги 60-90-годов.

     Он  отмечал, что согласная буква  без гласной не может быть произнесена. 

     По  предложению Толстого Московским комитетом  грамотности была даже организованна  экспериментальная проверка результатов  обучения грамоте звуковым методом  и методом Толстого в двух школах с одинаковым возрастным составом учащихся. Обучение продолжалось семь недель, после  чего была назначена экспертиза, не давшая, однако, определенного результата: степень грамотности в обоих  классах оказалась примерно одинаковой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. «Азбука»  Л.Н.Толстого и книги  для чтения
 

     В своих дидактических высказываниях  Толстой дает много указаний, какими должны бать книги для первоначального  обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги  должны быть просто, немногословно. В  книгах для начальной школы надо давать материалы из жизни Родины, легко запоминающиеся и производящие на детей сильное впечатление.

     В соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной  книге, Толстой составил «Азбуку» , изданную в 1872 году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под названием «Новая азбука». Им были составлены также четыре «Русские книги для чтения». Как «Азбука», так и книги для чтения выдержали каждая свыше тридцати изданий, разошлись в миллионах экземпляров и были наряду с «Родным словом» Ушинского самыми распространенными учебными в земских учебных школах.

     Характерными  чертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский  язык. Весь материал составлен из русской  жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки.

     Педагогическая  печать по справедливости высоко оценила  эти учебные книги сразу же после их выхода в свет. Так, известный  соратник Ушинского, крупный педагог  Д.Д. Семенов писал, что эти книги  – «верх совершенства, как в психологическом, так и в художественном отношении. Какая картинность в изображении, и при том картинность чисто русская, народная, наша собственная!». 

     Рассказы, написанные Толстым для учебных  книг, богаты и разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в  литературу для детей. Многие из этих рассказов были помещены в советских  книгах для чтения в начальной  школе. 

     Следует, однако, отметить, и серьезный недостаток этих книг: нек5оторые имеющиеся в  них рассказы проникнуты религиозными взглядами Толстого.

     В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много положительных  сторон, обогативших русскую педагогическую мысль, было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его  педагогического учения относятся  глубокая любовь к детям, уважение к  личности ребенка, умение пробуждать и  развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося. 

     Важно отметить постоянные педагогические искания  Толстого, беззаветное увлечение  педагогической деятельностью, пламенный  призыв к творчеству, его большое  педагогическое мастерство как учителя  и составителя учебных книг.

     Л.Н.Толстой  вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальный педагог-мыслитель  и новатор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир  ребенка. Раскрепощенность видения  Толстого создавало условие для  свободы творчества и защищало его  от схематизма и однозначности. Лев  Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и  мироотношения. Это наше большое  счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики.

       Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические  задатки  и потребность жить  согласно идеям сохранения и  продолжения жизни. Школа должна  стать школой реального бытия  человека и в то же время  работать на перспективу духовного  обновления. Именно такая возможность  кроется в самом содержании  учения Льва Николаевича Толстого.

       Согласно концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону  величия разума и чувства, постепенно  созидает свой Путь жизни. 

       Осмысленный выбор своего жизненного  пути - это ли не основная задача  школы?!  Дело не в профориентации, не в перекачке информации  от одного к другому, а в  формировании такого статуса  личности, когда духовно сильная  личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать  сознательный нравственный выбор. 

       Сегодня школа, отражая противоречивость  общественного развития, должна  идти несколько впереди общественного  развития. Только тогда она будет  формировать личность, созидающую  жизнь и творчески работающую  на будущее. 

       Л. Н. Толстой ведет нас путями  педагогических исканий, учит  видеть истинное счастье в  раскрытии индивидуальности каждого  ученика. Теперь, столько лет спустя  после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает  перед судом времени в величии  своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого  педагога-гуманиста бессмертно. 
 

Список использованных источников: 

     
  1. Арискин И. Т. Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- , 2002.
  2. Бабский Ю. К. Педагогика-М., Просвещение, 1988г.
  3. Баланюк Г. И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 2003.
  4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История   педагогики-М., Просвещение, 1982г.

Информация о работе Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л.Н.Толстого