Творчество Стефана Малларме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:37, реферат

Описание

Отец его Нума Малларме служил в столичном Управлении по делам собственности. Мать Стефана умерла, когда мальчику исполнилось пять лет. В дальнейшем он воспитывался дедом и бабушкой по материнской линии. Была у Стефана сестра Мари. Она умерла в 1857 году, девочке шел тринадцатый год. Ее кончина стала тяжелейшим ударом для подростка.

Содержание

Творческий путь……………………………………………..3
Символ в мировой литературе……………………………...7
История возникновения символизма……………………...10
Анализ творчества………………………………………….12
Вывод………………………………………………………..15
Список литературы………

Работа состоит из  1 файл

Малларме Стефан.docx

— 36.01 Кб (Скачать документ)
 

Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга

Государственное общеобразовательное учреждение

Среднего  профессионального образования

Некрасовский  педагогический колледж № 1

г. Санкт-Петербурга 
 
 

РЕФЕРАТ

по западноевропейской литературе

Тема:

Творчество  Стефана Малларме. 

                  Выполнила: Парфёнова Жанна

                  Студентка 4 курса 2 группы 
                   
                   
                   
                   
                   

Санкт-Петербург

2011 

Содержание 
 

    1. Творческий  путь……………………………………………..3
    2. Символ в мировой литературе……………………………...7
    3. История возникновения символизма……………………...10
    4. Анализ творчества………………………………………….12
    5. Вывод………………………………………………………..15
    6. Список литературы…………………………………………16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Глава I.Творческий путь. 

    Малларме Стефан (1842–1898) - французский поэт и писатель, глава символистской школы.

    Поэт родился 18 марта 1842 года в Париже.

    Отец его Нума Малларме служил в столичном Управлении по делам собственности. Мать Стефана умерла, когда мальчику исполнилось пять лет. В дальнейшем он воспитывался дедом и бабушкой по материнской линии. Была у Стефана сестра Мари. Она умерла в 1857 году, девочке шел тринадцатый год. Ее кончина стала тяжелейшим ударом для подростка.

    Вначале Стефана  отдали учиться в религиозный  пансион в Отейе, но через год он перешел в лицей Санса. Биографы обычно подчеркивают, что пребывание там стало для будущего поэта мучительным. Ему не удалось найти среди лицеистов друзей, и мальчик страдал от одиночества и всеобщего отторжения.

    В 1860 году Малларме получил диплом бакалавра. Отец полагал, что сын должен идти по его стопам и стать государственным чиновником. Однако у Стефана были другие планы. В 1862 году он уехал в Лондон, где почти год совершенствовал свои знания в английском языке.

    Вернувшись во Францию, молодой человек обосновался  в Турноне, где стал преподавать английский в местном лицее. Вскоре Малларме женился, у него родилась дочь. Семья жила скромно, но можно было не сомневаться, что мелкий буржуа состоялся. Дальше Стефану оставалось только обеспечивать семью, выполнять свои служебные обязанности и радоваться тихим радостям простого человека. Это было время Второй империи во Франции. С 1852 года страной успешно правил Наполеон III. Аристократическая Франция веселилась и танцевала, а в недрах ее зрели первая в истории пролетарская революция и диктатура пролетариата.

    Малларме было не до социальных катаклизмов. С 1862 года он писал стихи, и не намеревался ограничиваться складыванием рукописей в ящик письменного стола.

    В те годы большое  влияние на поэта оказывала Парнасская школа. В 1865 году Малларме отправил на суд одного из ведущих парнасцев Теодора де Банвиля свою поэму «Послеполуденный отдых фавна». Банвиль одобрил ее.

    Первой публикацией  Малларме стала подборка его стихов – всего десять произведений – в первом альманахе «Современный Парнас».

    Однажды экземпляр  альманаха попал в руки турнонских лицеистов. Когда Малларме вошел в класс, его встретили всеобщим хохотом. На доске красовалось четырежды повторенное слово – «Лазурь!».

    Поэт был оскорблен, и в 1866 году семья Малларме перебралась в Безансон. Но и там они надолго не задержались и уже через год переехали в Авиньон.

    Однако именно в Безансоне в душе поэта произошел  великий перелом. Сам Малларме сказал об этом так: «Я заложил основу грандиозного произведения». Он принялся за Книгу, окончательный вариант которой так и не был создан. Надо сказать, что 1860-е годы оказались для поэта странным периодом «незаконченных начал». Малларме приступал к созданию произведений, сохранившиеся отрывки которых говорят о выдающихся замыслах, но они так никогда не были окончательно воплощены в жизнь. Кризис, видимо, был связан с тем, что поэт разочаровался в парнасской школе. Он участвовал во втором альманахе «Современный Парнас» (1871), но на деле уже был далек от бывших единомышленников.

    Начало 1870-х годов – время грандиозных потрясений во Франции. В 1870-1871 годах шла Франко-прусская война, в ходе которой Наполеон III попал в плен, где через три года умер. Вторая империя кончила свое существование, началась Третья республика. А 18 марта – 28 мая 1871 года произошла первая в истории пролетарская революция – Парижская коммуна.

    Едва расстреляли  Коммуну, как Малларме, оставив семью в Безансоне, вернулся в Париж. Закончились девять лет его провинциальной жизни. Одновременно завершился парнасский период его творчества, итог которому подвел «Похоронный тост», написанный в связи с кончиной Теофиля Готье. Отныне Малларме предался поискам абсолюта в поэзии, он пытался «изобрести некий язык», передающий «не сами вещи, но производимое ими воздействие».

    В Париже поэт устроился  преподавателем английского языка  в лицее Фонтан. Он старался вести  по возможности уединенный образ  жизни и не вмешивался в злободневные художественные дебаты. Жилось не просто, в средствах Малларме был сильно ограничен. Но это не мешало ему заводить интересные знакомства: в 1872 году поэт познакомился с Артюром Рембо, в 1873-м – с Эдуардом Мане, в 1874-м – с Эмилем Золя.

    Особо близкие  отношения установились у него с  Мане. Художник был на десять лет  старше Малларме. Каждый вечер по дороге из лицея Фонтан домой поэт приходил в мастерскую Мане. Там Малларме познакомился с Мери Лоран. Романтические отношения связывали с ней Стефана всю жизнь.

    Чтобы как-то поправить финансовые дела, в 1874 году Малларме в течение нескольких месяцев в одиночку выпускал журнал

    «Дерньер мод» – «Последняя мода». В журнале обсуждались дамские туалеты, украшения, мебель – короче, все, вплоть до театральных спектаклей и ресторанных меню. Некоторые биографы полагают, что таким образом через легковесные писания поэт пытался найти свой путь к столичной публике. Журналистская эпопея Малларме продолжалась всего несколько месяцев. Неудачная попытка издания «Дерньер мод», как утверждают современные литературоведы, стала знаком «проклятости» поэта, оказавшегося чужим в мире современной ему литературы.

    В том же 1874 году поэт впервые начал снимать часть  дома в деревне Вальвен – на берегу Сены и напротив леса Фонтенбло.

    Относительно  долгое время Малларме почти ничего не предлагал к публикации. Те же стихи, которые он изредка публиковал, поэт впоследствии называл «визитными карточками», которые он из учтивости посылал окружающим, «чтобы они не побили тебя камнями, догадавшись, что ты знаешь, что их не существует». Но и эти редкие публикации дали Малларме определенную известность в литературных кругах. Творчество его все более сближалось с поэзией Поля Верлена. Постепенно Стефан Малларме выходил в лидеры французского символизма.

    В конце 1870-х годов критики парнасского направления Викэр и Боклэр в серии статей дали Верлену и Малларме обидное прозвище «декаденты». Неожиданно поэты с гордостью приняли это прозвище. Отвечая критикам, Верлен писал: «Нам бросили этот эпитет как оскорбление, я его принял и сделал из него военный клич, поскольку я знаю, он не означает ничего специального. Декадент. Да разве сумерки прекрасного дня не стоят любой утренней зари? И потом, если солнце заходит – то разве оно не взойдет завтра утром?»

    С 1880 года Малларме начал организовывать у себя в квартире на рю де Ром «литературные вторники», в которых участвовали преимущественно молодые поэты и писатели, которые принадлежали к поэтическому направлению, получившему в дальнейшем название символизм. 
     
     

         Глава II. Символизм в мировой литературе 

         Символ  – от греч. symbolon – условный знак.

         В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга в далеком месте.

         Символ  – предмет или слово, условно  выражающий суть какого-либо явления.

         Художественный  символ – универсальная категория  эстетики, лучше всего поддающаяся  раскрытию через сопоставление  со смежными категориями образа, с  одной стороны, и знака – с  другой.

         Символизм как литературное направление сложился во Франции уже в 70–80-е годы XIX века. Новое течение явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX – начале ХХ в.

         Для этого кризиса было характерно разочарование  в прежних общественных идеалах, ощущение неотвратимой гибели существующего  строя жизни. Кризис давал о себе знать в негативной оценке прогрессивных  общественных идей и пересмотре моральных  ценностей, в утрате веры в силу научного познания и во вспышке увлечения  идеалистической философией.

         Символизм был своеобразной эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область «общих», «вечных» идей и «истин». 
     
     
     
     
     
     

         В начале 1900-х внутри символизма обозначились 3 течения:

         1. Искусство, связанное с богоискательскими идеям, с идеями «религиозной общественности». «Новые» принципы искусства восходят к принципам зарубежного модернизма. Критика их называла тогда декадентами.

         2. 2-я половина 1990-х. Новое направление – естественная закономерность в поступательном движении искусства. Импрессионистическое восприятие жизни. Стремление к чисто художественному обновлению русской поэзии. «Старшие символисты»

         3. «Младшие символисты» – приверженцы философско-религиозного понимания мира.

           Отказ раннего символизма от  доминировавших в литературе  традиций во имя «новой красоты»  имел мировоззренческие корни.  И в творческой практике символисты  сталкивались с неудобством и  трудностью выражать прежними  средствами те образы и настроения, которые возникали в связи  с переживаниями увлекавших их  религиозно-мистических учений, эстетических  положений и художественных идей. Вынужденное, особенно на первых  порах, использование «старых  форм» в системе жанров, в поэтике  и стилистике нередко создавало  ощутимый диссонанс жанра и развития сюжета. 
    Литературные герои новой формации (по преимуществу, лирические) удивляли читателей необычными поступками и чувствованиями, побуждали символистов к пересмотру традиционной системы характеров, конфликтов, сюжетов, композиционных построений.

         Символ  для символистов – это не общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передает не объективную  суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределенное. Поэзия, согласно теории символизма, должна подходить к действительности, через  тонкие намеки и полутона: «Никаких цветов: ничего, кроме нюансов» (П. Верлен).

         Красота и истина постигаются не рассудком, а интуицией. Многие символисты выражали идеи декаданса, отражая пессимистические настроения, создавая символы смерти, увядания. Но к символам прибегали  и поэты, занимавшие прогрессивные  позиции, например бельгийский поэт Эмиль Верхарн, обличавший капиталистический  город (символично само название его  поэтического сборника «Города-спруты»), немецкий драматург Г. Гауптман, автор драмы «Потонувший колокол», бельгийский драматург М. Метерлинк, создатель драмы «Синяя птица» . 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Глава III. История возникновения символизма. 

     

    Историю символизма обычно делят на несколько этапов.

    Начало первому  этапу было положено открытием «вторников»  Малларме, где в первую очередь обсуждались вопросы о новых возможностях, открывавшихся перед поэзией, и прежде всего о суггестии, приближающей поэтический эффект к музыкальному. Через «вторники» Малларме прошли практически все поэты-символисты Франции вплоть до Андре Жида, Поля Клоделя и Поля Валери.

    К концу 1885 года символисты заявили о своем существовании  во всеуслышание. Их программной акцией стала публикация в январе 1886 года восьми «Сонетов к Вагнеру», созданных  Верленом, Малларме, Гилем, Стюартом Меррилем, Шарлем Морисом, Шарлем Винье, Теодором де Визева, Эдуардом Дюжарденом. Первым развернутым «манифестом» символизма стал «Трактат о Слове» Рене Гиля, причем предисловие к нему написал сам Малларме.

    Второй этап символизма пришелся на начало 1890-х годов. Его высшей точкой считается банкет 1891 года, устроенный по поводу выхода в свет сборника Жана Мореаса «Страстный пилигрим». На банкете председательствовал Малларме, окруженный литературно-художественной элитой во главе с Анатолем Франсом. Символизм получил официальное признание.

    С открытием  «вторников» Стефан Малларме постепенно стал самой популярной и влиятельной фигурой во французской поэзии. Его приглашали к сотрудничеству самые авторитетнейшие литературные издания страны, о нем писали критические работы, его приветствовала вся интеллектуальная элита Европы.

    В 1887 году вышел  сборник «Стихотворения Стефана  Малларме». Характерной чертой его поэзии позднего времени стала анормальная усложненность языка. Поэта окончательно перестал интересовать читатель, его в гораздо большей степени интересовала мысль о свободе, позволяющей языку открыто принимать «древние молнии логики» и дающей ему возможность не искажаться необходимостью сообщения и бесконечными клише, препятствующими поэзии высказать нечто радикально иное.

    В 1894 году Малларме оставил службу и полностью посвятил себя поэзии. Он продолжил работу над уже упоминавшейся здесь универсальной совершенной Книгой, которая дала бы исчерпывающее и уникальное объяснение мира.

    После смерти Поля Верлена, последовавшей в 1896 году, Стефан Малларме был избран «принцем поэтов».

    Через год поэт опубликовал свою последнюю поэму  – «Удача никогда не упразднит  случая». Написана она в виде одной  длинной фразы без знаков препинания, напечатана лестницей на развороте  двух страниц шрифтом разного  размера. Тогда же появилась серия  его статей под общим названием  «Бредни», где поэт высказал мысли  об упадке литературы и необходимости  восстановить ее прежнее сакральное значение.


 
 
 
 
 
 
 

     Глава IV.Анализ творчества. 

     Стефан  Малларме в своей поэзии противопоставил «прямому изображению вещей» искусство «намека», «внушения», в жесткой формуле закрепляя творческую практику поэтов своего поколения.

     Направляя все свои усилия к этой цели, Малларме уходил от реального источника впечатления; усложняются бесконечные, субъективные аналогии, вытесняющие прозрачные аллегории первых стихотворений.  

     Постоянные  аббревиатуры, эллипсы, инверсии, изъятие  глаголов – все создает впечатление  тайны; таинством становилась и  сама творческая работа. Каждое слово  приобретало в шифре поэзии Малларме особенное значение, и каждому слову поэт отдавал многие часы поисков. 

     Воплощая  Вечность, Малларме искал совершенства абсолютной Красоты. По этой причине он очень мало написал, всего лишь около шести десятков стихотворений (к ним, правда, надо добавить несколько десятков «стихов на случай», «стихов для альбома»). Каждое из них представляет собой обдуманную и тщательно отделанную композицию, где каждая деталь подчинена целому, поскольку Малларме заботился не о смысле, а об особом «мираже» словесных структур, взаимных «отсветах» слов.

     Малларме в общем следовал традиционным формам, что само по себе выдает органическую связь поэзии этого символиста с его предшественниками, с романтиками XIX в.

С.Малларме радикально переосмысляет предназначение поэзии: она должна не описывать и не учить, а заключать в себе нечто сверхреальное. «Поэзия, – говорит он, – это передача посредством человеческого языка, возвращенного к своему субстанциональному ритму, сокровенного смысла всех аспектов существования: она одаривает подлинностью наше пребывание на земле и является единственной духовной задачей».

Поэт – посредник  между людьми и тайнами вселенной. Приоткрыть завесу он может с помощью  слов-символов, за которыми предугадывается  эта иная реальность.  

В символическом меняется и назначение языка: он утрачивает свою прямую коммуникативную функцию и начинает играть другую роль (не называть, а вызывать ассоциации). Понятийная структура слова утончается до предела. На первый план выступает его звуковая составляющая. Символизм берет «у музыки ее добро». 

Рассматривая  поэзию как носительницу некоей сокровенной  сущности, С.Малларме возвращает ей прежний сакральный смысл. Поэт становится жрецом, поэма – заклинанием, а слова – элементами бесконечной мелодии. Язык, недоступный обычным смертным, обретает свою силу в стихии магических ритмов. Такая поэзия требует от поэта отрешения от всего бытийного и мирского, т.е. жертвенности и творческого одиночества.

С.Малларме не только формулирует основные принципы символизма, но и стремится реализовать их в своей поэтической практике. Он пытается существовать в некоем чистом и автономном пространстве и даже «создать для себя почти полностью собственный язык».  

Все, что обычно, что нравится и понятно всем, выбрасывается  из его творчества: никакого красноречия, никакой повествовательности, никаких  максим, ни одного образа, уже кем-то изобретенного. Здесь редкие слова  и слова в их архаичном значении (возврат к «первозданному источнику»), необычный ритм, сдвинутая цезура, неточная рифма, переносы, разрушенный или осложненный синтаксис, намерение сделать из стиха «тотальное новое слово», чуждое обычному языку.  

Открытие новых  возможностей поэтического таило в себе и опасность: неизбежно возникала преграда между автором и читателем. На упреки в герметичности и «темноте» С.Малларме отвечал, что поэзия и должна заключать в себе загадку, а если ее не разгадывают, то это не означает, что она «темна», а только свидетельствует о неподготовленности читателя. 

Поиск совершенной  формы выражения, боязнь «запачкать»  чистый лист бумаги банальными идеями и языковыми клише были, вероятно, причиной того, что собственно символистское  наследие С.Малларме оказалось скромным по объему. Его Иродиада так и осталась незаконченной. Не осуществилась и главная его мечта – создать универсальную Книгу, которая бы запечатлела Абсолютное.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава V.Вывод 

Творчество Малларме — образец высокого мастерства

 и совершенства  — таинственное по своей природе.

Только внимательное чтение поможет раскрыть чрезвычайную насыщенность слов (противопоставление мистического мира чувственных «идей» реальному миру вещей), вложенную  в них магичность.

Если раньше поэзия стремилась по возможности подробнее  отобразить мир вещей, то отныне ее задача, по убеждению Малларме, в том, чтобы найти скрытое сходство между предметами, раскрыть невидимые отношения, которые незримо пронизывают всю предметную действительность.

Он оставил  после себя тоненькую книжку из 65 стихов, каждый из которых достойный  многих больших томов. Недаром объем  критической литературы писателе в сотни раз превышает написанное им.

Все творчество Малларме обозначено духовным конфликтом с окружающим миром, с французским обществом второй половины XIX ст., хотя этот конфликт не имел ярких проявлений в биографии художника, в отличие от других писателей. 
 
 

VI.Список литературы. 

  1. Дубровкин Р.М. Стефан Малларме и Россия.  Frankfurt-an-Main, 1998 
  2. Швейбельман Н.Ф. «Поэтика блужданий» во французской литературе XIX века. М., 2003
  3. Баулер А., Ст. Малларме, «Вопросы жизни», 1905;
  4. Госсе Э., Символизм и Ст. Малларме, Критический очерк, «Мир божий», 1897, III;
  5. Клюкина А. В. Творение мифа и миф Творения в произведениях Стефана Малларме

Информация о работе Творчество Стефана Малларме