Трагедия гражданской войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:32, доклад

Описание

Любая война — это большая трагедия для народа, в чью страну она приходит. Шолохов в романе «Тихий Дон» мастерски описывает это народное бедствие. Первая мировая повлекла за собой гражданскую войну. Многие казачьи станицы уже в полной мере ощутили тяготы военного времени. Каждая из них уже собрала и отправила свое войско первого призыва. Многие семьи уже поняли, что придется вести свое хозяйство без мужиков. А некоторые даже успели получить похоронки.

Работа состоит из  1 файл

Трагедия гражданской войны.docx

— 22.13 Кб (Скачать документ)

Трагедия гражданской  войны. (М. А. Шолохов «Тихий Дон»)

Любая война — это большая  трагедия для народа, в чью страну она приходит. Шолохов в романе «Тихий Дон» мастерски описывает  это народное бедствие. Первая мировая повлекла за собой гражданскую войну. Многие казачьи станицы уже в полной мере ощутили тяготы военного времени. Каждая из них уже собрала и отправила свое войско первого призыва. Многие семьи уже поняли, что придется вести свое хозяйство без мужиков. А некоторые даже успели получить похоронки.

Казаки оказались втянуты  в новый конфликт. Вместо окончания  война развернулась на новых территориях, на их собственных полях, которые  бабы не успели хорошо обработать, в  их селах, где остались без защиты малые дети. Исторически казацкие поселения были военными, но долгие годы мирной жизни приучили людей  решать спорные вопросы без оружия. И казаки времен гражданской войны, описанной Шолоховым, уже не те суровые  воины, которые первыми организовывали эти поселения. После войны они  затосковали по сохе и домашнему  размеренному укладу. А война не останавливалась и постоянно  требовала новых вливаний: людей, продовольствия, обмундирования. Казацкие станицы беднели день ото дня. В каждом доме с ужасом встречали  новый день: то ли придет похоронка, то ли нападут голодные мародеры, то ли забредут раненые из разбитого  полка, то ли уведут со двора последнюю  корову для прокорма армии, то ли придет приказ срочно снарядить и выставить  готовым к бою очередной военный  корпус. Многие хозяйства были полностью  разорены и дома сожжены. Были семьи, где мать получила похоронку на каждого  сына и, проводив туда же убитого горем  мужа, умирала на лавке от отчаянья.

Первые войска станицы  снаряжали как на парад войск. Счастливые призывники первой очереди  наперебой торговались за лучшую военную форму, самые красивые украшения  для коней. Разодетые, на лоснящихся строевых конях, гарцевали парни  перед всем хутором и друг перед  другом. Ребяческая удаль светилась  в каждом лице. Известие о войне  было воспринято как радостная новость, как возможность отдохнуть от рутинной деревенской жизни, показать себя, свою молодецкую удаль.

Горькое разочарование принесли уже первые «военные действия». Вместо веселых схваток и яростных атак, о которых так мечтали мальчишки, полки шли и шли, то вперед, то обратно. Потом, нежданно нападал неприятель и разбивал ничего не подозревающие ряды. Впервые столкнувшись со смертью, не все оказались готовы увидеть ее страшный лик. Испугавшись, многие уже после первых боев не хотели возвращаться в строй. Буйный нрав воинствующих казаков остался только в их воспоминаниях да в сказках стариков.

Те же, кто смог пересилить свой страх и сумел поддержать честь своего народа, оказались не готовыми к профессиональным военным  действиям. Ежегодные сборы, которые  проводились для обучения солдат, на деле оказались только формальностью. Без тренировок и военных знаний мальчишки становились легкой мишенью  для регулярной немецкой армии. На этом, по сути, и должны были сыграть большевики, поднимая гражданскую войну во время  страшной народной трагедии. И расчет оказался верным. Большинство солдат, измученных и уставших, поверили обещаниям  быстрого окончания войны, да в придачу  получения всей власти.

В этот момент трагедия войны  многократно усилилась тем, что  народ, вчера еще стоявший в окопах плечом к плечу, разошелся по разные стороны фронта. Уставшие солдаты  бросили оружие, как призывали  большевистские лидеры, и ушли по домам. Понесли домой идеи свободного общества, свержения царя и власти, рассказывали об этом отцам и младшим братьям, чтобы поднять и их на защиту нового строя. Но прожившие жизнь старики оказались не такими доверчивыми. Хоть и нелегка была жизнь тыла, однако она крепко поддерживалась традицией. Каждый знал свое место в обществе, свои возможности. А как жить при новой власти — еще неизвестно. Без власти жить нельзя — это старики знают наверняка. А если новая власть начинает с войны, то добра от нее ждать не приходится.

Итак, отцы не поддержали своих  сыновей. Младшие братья оказались  перед тяжелым выбором: стать  врагом отца или брата. Отец жизнь  дал, научил всему, что он знает. С  братом дальше жить. В трудный момент кто поможет, кроме отца и брата? Но никому этот раскол не принес большего горя, чем матерям. Вчера еще крепкая  семья, братья, радовавшие мать своей  силой, молодостью, смотрят друг на друга врагами. Для матери все  Хорошо, что ее ребенку хорошо, но как же две правды в один сундук уложить? И нет матерям радости: вернулись дети, но чужие.

Из домов эта беда пришла и в армию. Братья, вчерашние товарищи по играм, соседи стали врагами. Однако самым страшным горем было не это, а то, что большинство вставших на новый путь не задумывалось о его сути. Лишь единицы добирались до ядра идеи. Другие же просто поверили в возможность счастливой мирной жизни. Обрадовались обещанной земле и лошади. Эти простые крестьянские мужики, никогда не изучавшие политики, без оглядки поверили теоретикам, говорившим горячо, убедительно. Дело в том, что и эти мальчишки не хотели ничего плохого для своих товарищей. Но они не хотели замечать, что их идеи противоречат той Науке, которая сложилась в народе. Науке, по которой жили веками их предки, по которой и сами они выросли.

Но традиция на этот раз  отступила. Уставший, измученный народ  принял новый закон. И новая власть полноправно начала свой путь по стране. В романе «Тихий Дон» Шолохов не описывает устройство нового общества. Однако первые шаги уже не обещают  ничего доброго. Страна разрушена, хозяйства  разорены. Беднейшие до войны крестьяне  потеряли даже те крохи, которые имели. Новых граждан новой страны нужно  было одеть и накормить. И начались опять разгромы — продразверстки. Военная власть не умеет жить в  мире — те, кто обещал мир и  счастье после разгрома «классового  врага», начали искать нового «классового  врага». Беда никогда не приходит одна. Как снежный ком, она катится  и, набирая вес и скорость, сметает  все больше и больше жертв на своем  пути.

Трагедия русского народа (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)

 

Роман Шолохова «Тихий Дон» — одно из самых выдающихся произведений русской литературы. Шолохов получил  за него Нобелевскую премию, и это  не просто так. В первую очередь этот роман поражает любого читателя своей  масштабностью и многоплановостью. Десять лет, составляющих хронологические  рамки повествования, охватывают Первую мировую войну, две революции, гражданскую войну.

Исторический процесс  предстает в живом движении масс народа, в последовательной смене  событий на большом географическом пространстве, чередовании мирных, бытовых и военных сцен, переплетении индивидуальных человеческих судеб. Этот широкий фон необходим Шолохову, чтобы подробно изучить самому и  показать читателям проблемы национального  бытия русского народа, понять, каковы были истоки и причины огромной трагедии, которая разыгралась в те годы.

На мой взгляд, главную  причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого  в те времена, Шолохов видит в  драматизме самого этого перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни. Сталкиваются два мира представлений и верований, все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а к новому ещё  надо привыкнуть, в то время как  не все могут даже просто принять  это новое. Этот переход от прошлого к будуидему Шолохов показывает на примере казачества, которое гибнет как сословие, поскольку в новом укладе жизни ему уже нет места.

То, как сложно и трудно людям понять, ради чего рушится  их привычная жизнь, Шолохов показывает на примере Григория Мелехова, обобщившего  все дурные проявления «неравенства», «пьянства от власти» и отбросившего вместе с ними даже то хорошее, что  могла бы принести революция. В этом его личная беда, такая же, как  и многих тысяч других похожих  на него людей в те времена. В этом и состоит своеобразие таланта  Шолохова: ему удалось добиться редкой гармонии и урав­новесить образ главного героя Григория Мелехова и собирательный образ народа. Мелехов воплощает в себе народ, а весь народ состоит из миллионов таких же Ме­леховых.

Шолохов показывает, как революция  и гражданская война вносят крутые перемены в издавна сложившийся  уклад казачьих семей. Рушатся привычные  родственные связи, рождаются новые  мораль и нравственность. Все это  очень сильно влияет на людей, живущих  в такие переломные моменты истории. Каждый человек должен решать для  себя, к какой из сторон ему примкнуть, чьи идеи воспринять. Но не всегда такие  решения даются легко, человек мыслящий видит недостатки этого выбора, и  ему, как и Григорию Мелехову, почти невозможно однозначно принять ту или иную сторону.

В своем романе-эпопее Шолохов  развивает и такую мысль, как  ответственность личности перед  историей и истории перед личностью. По его мнению, каждый человек в  своих поступках влияет на будущее  всего народа, поэтому ничего нельзя делать, не осознавая правильности своего выбора. Кроме того, и история  ответственна перед каждым человеком, перед каждой личностью. Никакая  революционная необходимость не оправдывает всех жертв, сломанных  жизней, разрушенных семей. Шолохов  понимает это и хочет, чтобы это  поняли и читатели.

Талант Шолохова признан  во всем мире. «Шолохов открыл Дон, как  Колумб открыл Америку», — такие  и им подобные признания делают писатели разных стран. И это совершенно верно, ведь, воссоздавая быт и нравы  русского казачества, неповторимые краски Дона, все права защищены 2001-2005 Шолохов  раздвигает границы своего творчества до планетарных масштабов.

 

Шолохов "Тихий Дон" - сочинение "Гражданская война как трагедия народа"

 

Гражданская война, по – моему  мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в  одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой русским царям, сражались  за них и за державу. Семьи их жили своим трудом, в достатке и уважении. Веселую, радостную, полную труда и  приятных забот жизнь казаков  прерывает революция. И перед  людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить – красным, обещающим во всем равенство, но отрицающим веру в Господа  Бога; или белым, тем, кому служили  верой и правдой еще их деды и прадеды. Но нужна ли народу эта  революция и война? Зная, какие  жертвы нужно будет принести, какие  трудности преодолеть, народ, наверное, ответил бы отрицательно. Мне кажется, никакая революционная необходимость  не оправдывает всех жертв, сломанных  жизней, разрушенных семей. И вот, как пишет Шолохов, «в смертной драке  брат идет на брата, сын на отца». Даже Григорий Мелехов, главный герой  романа, ранее противившийся кровопролитию, сам легко решает чужую участь. Конечно, первое убийство человека г лубоко и больно поражает его, заставляет провести немало бессонных ночей, но война делает его жестоким. «Я сам себе страшный стал…В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе»,- признается Григорий. Жестокими стали все, даже женщины. Вспомнить хотя бы сцену, когда Дарья Мелехова без раздумий убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра. Однако не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны. Неужели «на потребу богатым гонят на смерть»? Или же отстаивать права, общие для всех, смысл которых не очень – то понятен народу. Простой казак может только видеть, что война эта становится бессмысленной, ведь нельзя же воевать за тех, кто грабит и убивает, насилует женщин и поджигает дома. А такие случаи были как со стороны белых, так и со стороны красных. «Все они одинаковы…все они – ярмо на шее казачества», - говорит главный герой.

На мой взгляд, главную  причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого  в те времена, Шолохов видит в  драматизме перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни. Сталкиваются два мира: все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а новое еще  нужно принять и привыкнуть к  нему.

 

 

 

Михаил Александрович  Шолохов в романе-эпопее “Тихий I Дон” создает широкую картину  исторических перемен в жизни  донского казачества.

Главная тема романа — судьба народа в годы революции и гражданской  вины. В шатаниях казачества между  революцией и контрреволюцией проявилась действенная прир 

ода психологии мелкого собственника, который тяготеет невольно и неизбежно, то к буржуазии, то к пролетариату. Самостоятельной “линии” у него экономически быть не может. Его прошлое влечет его к буржуазии, его будущее к пролетариату. Его рассудок тяготеет к последнему, его предрассудок к первому.

У казачества колебания, свойственные среднему крестьянству, проявились с  особой силой. Если в остальных районах  России основой союза крестьянства с пролетариатом была борьба за землю, то на Дону казачество, в своей массе, имело достаточно земли. Белогвардейцы  запугивали казаков слухами, будто  бы большевики хотят отнять у них  землю и отдать ее “мужикам”. Эти  провокационные слухи рождали среди  казаков слепую ненависть, толкали  их на борьбу за свою “делянку земли”. Спровоцированные белыми на восстание  против Советской власти, казаки с  тоской думали о весенней пахоте, об оставленном хозяйстве, отказывались отходить далеко от родных хуторов. В  привязанности казаков к своему хозяйству проявилась и душа труженика, и психология собственника. Чувства  усталости, вины и раздражения особенно сильно овладевают казаками после соединения их с прорвавшейся на Дон белой  армией. Даже у хозяйственного Пантелея Прокофьевича Мелехова, истого хранителя казачьего духа, воодушевлявшего еще недавно своих сыновей на войну с большевиками, резко меняется настроение. “Война разорила его, лишила прежнего рвения к работе, отняла у него старшего, внесла разлад и сумятицу в семью. Прошла она над его жизнью, как буря над делянкой пшеницы, но пшеница и после бури встает и красуется под солнцем, а старик подняться уже не мог. Мысленно он махнул на все рукой — будь что будет!” Казаки все больше отходили от белого командования, и после разгрома белой армии оставшиеся в живых стали воз- вращаться в родные хутора. Не все и не сразу признали Советскую власть. Первое время многие поддерживали бандитов и помогали им в борьбе с продотрядами, но постепенно казаки поняли, что этим они мешают установлению нормальной жизни, и решительно стали на сторону советов. Сама жизнь разбила иллюзии казаков. Им стала ясна нелепость затеи организовать “свою республику из десяти станиц”. Либо возвращаться к старой жизни: тянуться перед офицерами, гнуть спину на кулаков и помещиков, либо идти вслед за большевиками. Третьего пути нет. И подавляющая масса казачества повернула на путь строительства новой жизни.

Информация о работе Трагедия гражданской войны