Тема национальной борьбы в драме Шиллера «Вильгельм Телль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:16, реферат

Описание

Предание, о Вильгельме Телле еще до Шиллера привлекало внимание драматургов. Но все эти обработки народных сказаний о легендарном герое и борьбе за национальную независимость швейцарцев, как, например, произведения Циммермана или Бодмера, написанные в 70-х годах XVIII века, давным-давно забыты. Большего внимания заслуживает драма «Вильгельм Телль» французского писателя Лемьера, которая пользовалась немалым успехом до и во время французской революции. Лемьер создал из Телля образ аскетического народного трибуна типа древнеримского Брута, излюбленного героя писателей Просвещения и якобинцев. Одним из основных недостатков авторов всех прежних драматических обработок сказания о Телле был ограниченный, локальный подход к этой теме.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Основная часть………………………………………………………………...…..5
Творчество Фридриха Шиллера………………………………………..…5
Тема национальной борьбы в драме «Вильгельм Телль»…………...…..6
Заключение………………………………………………………………….……13
Список использованной литературы…………………………………….……..15

Работа состоит из  1 файл

Реферат.зарубежка.docx

— 45.75 Кб (Скачать документ)

 

 

Реферат на тему:

«Тема национальной борьбы в драме Шиллера «Вильгельм Телль».

 

 

Дисциплина: История  зарубежной литературы (17-18 век)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ    

Введение……………………………………………………………………...……3

Основная часть………………………………………………………………...…..5

  1. Творчество Фридриха Шиллера………………………………………..…5
  2. Тема национальной борьбы в драме «Вильгельм Телль»…………...…..6

Заключение………………………………………………………………….……13

Список использованной литературы…………………………………….……..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Драма «Вильгельм Телль» последнее  законченное крупное произведение Шиллера. Она непосредственно продолжает идею народоправия весьма актуальную в условиях освободительного движения в Германии. В основу сюжета драмы Шиллер положил популярную легенду о швейцарском охотнике Вильгельме Телле, смелом борце против австрийского владычества.

Предание, о Вильгельме Телле  еще до Шиллера привлекало внимание драматургов. Но все эти обработки  народных сказаний о легендарном  герое и борьбе за национальную независимость  швейцарцев, как, например, произведения Циммермана или Бодмера, написанные в 70-х годах XVIII века, давным-давно  забыты. Большего внимания заслуживает  драма «Вильгельм Телль» французского писателя Лемьера, которая пользовалась немалым успехом до и во время  французской революции. Лемьер создал из Телля образ аскетического  народного трибуна типа древнеримского Брута, излюбленного героя писателей  Просвещения и якобинцев. Одним из основных недостатков авторов всех прежних драматических обработок сказания о Телле был ограниченный, локальный подход к этой теме. Шиллер с самого начала почувствовал опасность такого подхода.

С осени 1802 года Шиллер окончательно останавливается на сюжете из истории  национально-освободительной борьбы Швейцарии XIV века, о котором он впервые  услышал от Гете. Осенью 1797 года Гете путешествовал по Швейцарии и  в письме от 14 октября он написал  Шиллеру, что собирается обработать поэтическое швейцарское народное сказание о Вильгельме Телле и  с этой целью осматривает Фирвальдштедтское  озеро, а также, другие места, где, по преданию, происходила борьба трех швейцарских кантонов за освобождение от австрийского владычества. Тогда же Шиллер ответил, что замысел произведения очень интересен, но ему лично кажется, что «изобразив такой узко ограниченный мир, следовало бы из этой узости локально-характерного бросить взгляд на дальнейшие перспективы развития человеческого рода. Так из узкого ущелья человек смотрит на открывающийся впереди простор необъятной равнины». Но, Гете так и не обработал этого сюжета. Зато для Шиллера сюжет, предложенный Гете, его живой рассказ о людях, событиях, швейцарской природе и особенно идея борьбы за свободу и национальную независимость, вдохновлявшая швейцарцев, были настоящей находкой. Этот взгляд и лег в основу трактовки темы самим Шиллером. Сохраняя характерные местные, национальные черты сюжета, Шиллер расширяет единичное и местное явление до исторически типического и раздвигает узкие рамки восстания швейцарских пастухов, превратив его в типическое изображение борьбы целого народа против чужеземного ига, за свободу и независимость родины.

После длительной подготовительной работы он в августе 1803 года начал  писать, а 18 февраля 1804 года закончил драму  о Вильгельме Телле.

Гёте, «уступивший» тему о  Телле Шиллеру, советовал другу  при драматизации легенды бросить  более широкий взгляд «на дальнейшие перспективы человеческого рода». Шиллер и сам прекрасно осознавал, что народно-героическая драма, создававшаяся  под несомненным воздействием событий  Французской революции, должна обрести  современное звучание. Таким образом, пьеса о событиях XVI в. становилась  проекцией в настоящее.     

Основным источником фактов для Шиллера послужила хроника  Эгидия Чуди, написанная в XVI столетии. В этой хронике, близкой «по духу Геродоту или даже Гомеру», как говорил  Шиллер, уже содержатся все главные  моменты действия драмы. Чуди повествует о бесчинствах австрийских ландфохтов в швейцарских кантонах, об образовании  тайного союза поселян для  освобождения страны от ига чужеземных угнетателей; повествует он, с указанием  места и времени, и о всех других подробностях, в частности, о столкновении Телля с ландфохтом Гесслером, о  том,,как Телль отказался поклониться  выставленной на шесте шляпе и  как ландфохт в наказание за это  заставил его выстрелом из лука сбить  яблоко с головы сына.

Кроме Чуди, Шиллер использовал  хроники Эттерлинга и Штумпфа, также  написанные в XVI столетии. Само восстание  трех швейцарских кантонов (Ури и  Унтервальден) против Австрии и подвиг Вильгельма Телля Чуди приурочивает к XIV столетию (ноябрь 1307 года). Немецкий историк Иоганн фон Мюллер, работы которого также использованы Шиллером, утверждал, что Вильгельм Телль - историческое лицо, что изложенный в хронике Чуди рассказ о тайном союзе трех лесных кантонов и возникновении  из него швейцарского союза, соответствуют  исторической истине. Но позднее историческая наука доказала, что сообщения  Чуди основаны на народных преданиях, а не на документально подтверждаемых фактах.

Исторический оптимизм и  демократизм «Вильгельма Телля» проявился прежде всего в страстном  обличении деспотизма и тирании. Именно в этой драме писатель в  большей мере, говоря словами Гейне, «разрушал Бастилии духа» и «участвовал  в сооружении храма свободы».  Подлинным героем драмы является народ, олицетворяющий принципы правды и справедливости и являющийся, по мысли автора, движущей силой истории, силой, способной решить задачу национального  единства. Не случайно поэтому в центре «Вильгельма Телля» оказывается тема национально-освободительного движения. Поэт ясно отдавал себе отчет в трудностях, стоявших перед ним при обработке сказания о Телле. Он пишет Кернеру 9 сентября 1802 года: «…Здесь надо наглядно и убедительно показать на сцене целый народ в определенных местных условиях, целую отдаленную эпоху и, что главное, совершенно местное, почти что индивидуальное явление». Другими словами, единичное, узколокальное явление надо было поднять до исторически типического. Шиллер блестяще справился с этими трудностями.

 

 

 

  1. Творчество Фридриха Шиллера.

 

Оценивая самобытность и  художественное мастерство драматургического  наследства Шиллера, его славный  соотечественник, писатель Томас Манн, писал о пьесах Шиллера: “Он изобрел  для себя свой неповторимый сценический  язык, который безошибочно узнаешь  за интонацией, за ритмом и звучанием, язык самый блестящий, самый поэтичный  из всех, когда - либо созданных в  немецкой, а может, и в мировой  литературе, - своеобразная смесь раздумий и душевных порываний, настолько  насыщенную драматизмом, что после  Шиллера тяжело говорить со сцены, не наследуя его”. Весомым вкладом  в достижения немецкой просветительской литературы стала также и лирика Шиллера. Свои первые стихи “Вечер”, “Завоеватель”, “Памятник разбойнику Моору” Шиллер написал, еще учась  в академии. Его ранняя лирика преисполнена просветительских упований на счастливое будущее человечества, которое, уничтожив  тиранию, получит долгожданную свободу, на практике реализует лозунга равенства, братства, справедливости.  

Социально-бунтарские мотивы в стихах Шиллера объединяются с  утонченной любовной лирикой. Чувство  любви к женщине возвеличивает, по мнению автора, душу человека, приобщает  ее к моральному идеалу и совершенным  формам красоты, которые не только облагораживают человека, но и оказывают содействие его духовному перерождению.

Последним произведением, над  которым Шиллер вдохновенно работал, была драма из русской истории XVI в. — «Деметриус». Пьеса осталась незавершенной, однако подробно разработанный  план ее позволяет уяснить общую  концепцию произведения. С поздними драмами Шиллера пьесу о «смутном времени» роднят идеи народоправия, национального  единства. Лжедмитрия писатель считал натурой трагической, обманщиком «невольным», поскольку он сам был «обманут»  польскими сановниками, врагами  России и Бориса Годунова. Лишь в  обстановке «смуты» удалось появиться  Самозванцу и мечтать об успехе похода в Москву.

Последние годы жизни Шиллера  в Веймаре, несмотря на широкую известность, становились все более невыносимыми. Кратковременное пребывание в Берлине  в мае 1804 г. побуждено его стремлением (подобно Гёте) бежать из удушливой  атмосферы Веймара. Но планы его  не сбылись. Резко ухудшалось некогда  подорванное здоровье. Безвременная его кончина вызвала различную  реакцию — холодное безразличие  со стороны герцога и придворных кругов и скорбь Гёте, близких ему  людей и революционно настроенной  молодежи, видевшей в поэте своего кумира.

Наследие Шиллера живет  в веках, его гуманистические  идеи и немеркнущая мечта о  прекрасном вдохновляют в борьбе с социальным злом, в отстаивании  дела свободы, счастья человечества.

 

 

  1. Тема национальной борьбы в драме «Вильгельм Телль».

 

"Вильгельм Телль" (1804) - последняя законченная драма  Шиллера. Это подлинно народное  произведение. В его основу положено  предание о борьбе швейцарских  крестьян против австрийского  ига в XIV в. и о метком стрелке  Вильгельме Телле - герое швейцарского  фольклора. Шиллер изображает  чудовищные бесчинства австрийских  завоевателей и мужественное  сопротивление швейцарского народа.

Начав работу над драмой Шиллер, по свидетельству его друзей, не вставал из-за письменного стола  до тех пор, пока не закончил драму. Изнуренный работой, он засыпал за письменным столом, а проснувшись, пил крепкий  кофе и снова продолжал писать. Вдоль шести недель на одном дыхании  он создал одну из лучших своих драм. “Он отлился как слиток металла!” - писал Гете о шиллеровском “Вильгельме  Телли”. Действие драмы охватывает территорию трех швейцарских кантонов - Ури, Швеца и Унтервальдена, что  вместе с Люцерном расположены вокруг знаменитого фирвальдштетского  озера или еще - “озера четырех  лесных кантонов” - колыбели независимости  Швейцарии. Композиционная структура  драмы имеет 5 действий с разным количеством  явлений (от 2 до 4х) в каждом. Хотя драма  “Вильгельм Телль” и писалась Шиллером в период “веймарского” классицизма, за характером своей идейной направленности она непосредственно соотносится  с программными основами и идеологией немецкого штюрмерского движения, которое  провозглашало необходимость объединения  Германии, поэтизировало борьбу за свободу и прославляло патриотизм. Именно такой идейный пафос пронизывает  содержание шиллеровской драмы.

Шиллер был против кровавых бунтов, но в своих драмах старался решить проблему закономерности вмешательства  в ход истории народных масс. Германия времен Шиллера была измельчена на карликовые государства, страдала от междоусобиц. Вопрос объединения был актуальным. Проблема состояла в выборе форм объединения - или "сверху", или "снизу". Изображенные в драме исторические события  средневековья, которые привели  к объединению швейцарских кантонов, мало напоминали современную автору политическую ситуацию в стране. Но именно в такой способ на материале  отдаленных исторических пор он старался решить важную для в свое время  проблему правомерности вмешательства  широких народных масс в судьбу страны.

Настоящим героем в драме  есть народ: земледельцы, пастухи, рыбака, охотнике, каменщике. Телль - один из рядовых  представителей простого люда. В драме  его выдвинуто на первый план, но не отделено от народа, не противопоставлено, не сведено на пьедестал, как Жанну  в "Орлеанской деве". Здесь Шиллер делает большой шаг вперед в понимании  исторической роли народа. В "Вильгельме Телли" раскрылась в полной мере мастерство Шиллера в создании массовых сцен. Одной из центральных и ярчайший есть сцена на Рютли, куда собираются представители трех швейцарских  кантонов. Драматург сумел оживить эту сцену, привести в движение большое количество людей. Со всех выделяются народные вожаки Штауффахер, Фюрст, Мельхталь. Этим крестьянам принадлежит инициатива объединения жителей кантонов для борьбы против австрийского нашествия. Одним из первых основателей этого движения стал Штауффахер, мужчина умный и довольно смелый. Но ярчайше обрисован образ Телля. Он - типичный представитель своего народа. В нем, как в зеркале, отразились сильные и слабые черты народного характера, которые можно постичь, исходя из конкретных социальных условий.

Телль - человек большой  души, твердый и мужественный. Занятие  охотам, постоянный риск и опасность  закалили его характер. Он идет на риск, спасая от расправы Баумгартена. Телль  долго не раздумывает, когда нужна  его помощь ("мысль про себя - последняя у храбрых").

Драматург показал и слабые стороны его характера. Довольно продолжительное покорение деспотической  власти даром не прошло и для такого смельчака, как Телль. Он высказывает  мысли, которые сначала не выдают в нем мужественного человека. В разговоре со Штауффахером он говорит: "Терпеть, молчать - весь подвиг ныне в этом" или "Пусть дома каждый в тишине живет: кто мирен сам, того оставят в мире".

Шиллер сумел мастерски  раскрыть индивидуалистскую отдаленность крестьянской психологии Телля. Его  герой привык к самостоятельности, рассчитывает только на собственные  силы. Чувство коллективизма не присущее для него. Не случайно Телль отсутствовал на Рютли, где принимались важные решения. Он убежден, что "тот, кто  силен, всего сильней один". Сам  автор, решая проблему национального  освободительного движения, учитывал опыт французской революции. Шиллер понимал, что времена феодализма прошли, и дворянство должно было уступить своими привилегиями. Недаром Руденц в конце драмы дает волю своим  крепостным.

В начальных эпизодах драмы  Вильгельм Телль – человек  спокойный и мирный. Он с радостью помогает людям в беде, живет уединенно  с женой и сыном Вальтером, ежедневно рискуя жизнью в борьбе со стихиями. Хороший охотник на серн и отличный гребец, Вильгельм  Телль вовсе не собирается с кем-то конфликтовать:

Информация о работе Тема национальной борьбы в драме Шиллера «Вильгельм Телль»