Структура поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 05:51, реферат

Описание

Данте Алигьери — личность поистине знаковая. С его «Божественной комедией» связано не только рождение новой итальянской литературы и итальянского литературного языка, но и настоящая революция в сознании европейцев. Данте — прежде всего поэт, автор «Новой жизни» и «Божественной комедии», «Пира» и «Стихотворений». Гениальный поэт был мыслителем, ученым и политиком. Ученость Данте современники ценили не меньше, чем достоинства его поэтических произведений. Поэтическая слава Данте основывается на грандиозном здании «Божественной комедии».

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 23.88 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего образования «» 

Гуманитарный  факультет

Кафедра общественных связей 
 
 

Структура поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Проверил:____________

 

 

     Конец средневековья. Сознание европейцев изменяется. Мир перестает ограничиваться стенами  города и поражает своим разнообразием. На площадях все еще жгут еретиков и распевают мессы, но острая критичная  мысль гуманистов уже готова изменить Европу.

     Данте Алигьери — личность поистине знаковая. С его «Божественной комедией»  связано не только рождение новой  итальянской литературы и итальянского литературного языка, но и настоящая  революция в сознании европейцев. Данте — прежде всего поэт, автор «Новой жизни» и «Божественной комедии», «Пира» и «Стихотворений». Гениальный поэт был мыслителем, ученым и политиком. Ученость Данте современники ценили не меньше, чем достоинства его поэтических произведений. Поэтическая слава Данте основывается на грандиозном здании «Божественной комедии».

     Произведение  «Божественная комедия» - уникальное явление в истории мировой  культуры и литературы. Она была написана в 1307-1321 годах. В то время  возрос интерес к человеческой личности, к ее земным радостям и надеждам. Постепенно формируется новый, гуманистический  тип осмысления действительности, зарождается  вера в неограниченные человеческие возможности и неповторимость человеческой индивидуальности. В истории культуры этот период был назван Предвозрождением. И ярким представителем того времени был Данте, который не разъединял, а связывал две эпохи - средневековье и Возрождение. Всюду поэт находил мысли для поддержки и оправдания своих взглядов на мир. Он претворял эти философские концепции в литературные идеи, а идеи - в образы, которые человечество не в силах забыть и в третьем тысячелетии.

     Эта двойственность находит отображение  и в художественной манере Данте. По авторскому определению, главное  произведение всей его жизни принадлежит  к жанру комедии: согласно нормам античной поэтики начиналась комедия  печальной, грустной нотой, а завершалась  благополучной и радостной развязкой. «Комедия» в названии поэмы означает вовсе не развлечение, а серьезный драматический спектакль, который разыгрывается на сцене Вселенной под управлением самого Бога. Слово «божественная» почитатели прибавили после смерти автора. Эпитетом «божественная», то есть «прекрасная», поэму наградил первый биограф Данте, автор «Декамерона» Дж. Боккаччо. Преклоняясь перед гением, великого итальянца, А. С. Пушкин отмечал, что «единый план Дантова «Ада» есть уже плод высокого гения ». Повествовательное начало творения Данте уходит корнями к аллегорическо-назидательной и религиозно-фантастической традиции средневековых описаний хождений в загробный мир и видений посмертных человеческих судеб. Тончайше разработанная система католического учения о потусторонней жизни, кающихся грешников и угодных Богу праведников обусловила основные разделы поэтического рассказа Данте и членение его поэмы на три части, посвященные рассказу об Аде, Чистилище, и Рае. Таким образом, сложная и совершенная композиция поэмы имеет в своей основе число « три », представление о магическом значении которого существовало с незапамятных времен.. В детских сказках мы можем встретить трех братьев, три дороги, три испытания, через которые должен был пройти герой на пути к счастью. Почти в каждой языческой мифологии есть образ Мирового дерева, строение которого отображало структуру Вселенной. И снова мы встречаем здесь цифру «три»: корень древа - потусторонний мир, ствол - Земля, ветки - Небо.

     Тройственное  начало имеет и представление о времени: настоящее, прошлое, будущее. Во времена средневековья магический смысл этой удивительной цифры расширился, объединившись со святой Троицей: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Как символ всего, что рождается, развивается и завершается, число «три» как нельзя лучше соответствовало художественному замыслу Данте.

     Троичную  структуру имеет и композиция произведения: три части по тридцать три песни в каждой из них, написанных терцинами, то есть трехстрочными строфами. Вместе со вступительной песнью «Ада»  количество песен в поэме - ровно  сто (квадрат десяти символизирует  абсолютное совершенство). Символика  чисел заключена не только в композиции поэмы, но и в самом повествовании. Примеров этому множество: у Поэта  три проводника по потустороннему миру - Вергилий, Беатриче и средневековый философ-мистик Бернард Клервосский. Знаменитый римский поэт Вергилий, автор «Энеиды», в средние века пользовался славой мудреца, чародея и предвозвестника христианства. Для автора он - любимый учитель, который вручил ему «прекрасный слог, везде превозносимый».

     Бернарду  Клервосскому принадлежит учение о том, что места в раю, оставшиеся пустыми после низвержения в преисподнюю Люцифера и его приспешников, пополняются святыми и праведниками. Данте и его друзья-поэты, рискуя прослыть еретиками, решили, что именно их дамы призваны самим Богом занять пустующие на небесах места. Для Данте толчком к пробуждению в нем поэта явилась трепетная и благородная любовь к дочери его друга Фолько Пор-тинари - юной и прекрасной Беатриче. Именно Беатриче является той благодатной женой, которая в небе скорбит о том, кто сурово страдает. Она склоняет к милости того, кто распоряжается судьбами людей:

Господня чистая хвала,

О, Беатриче, помоги усилью

Того, который, из любви к тебе

Возвысился над  повседневной былью.

     Необходимо  понимать, что Данте не просто копирует средневековую литературную традицию с ее аллегоризмом и абстрагированием. Он создает особенный художественный мир. Гениальность поэта состоит  в том, что он объединяет страстные, необузданные чувства со строгой, логичной геометрией. Своей реальностью мир  Данте борется с миром, который  окружает человека. Здесь восходит и заходит солнце, сияют звезды, текут реки. Мы чувствуем на собственной  коже порывы ветра: удушающие в Аду  и освежающие в Чистилище. Конкретика присуща даже аллегориям! Каждое художественное произведение, согласно Данте, имеет  четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический. Например, в первой песне герой очутился в густом лесу:

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в  сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

     Путь  поэта к спасительному холму  преграждают три зверя, которые, в соответствии с моральным значением, являются человеческими пороками: любострастие, гордыня и корыстолюбие. В аллегорическом плане три зверя должны были означать: пантера - Флорентийскую республику, лев - правителей-тиранов, волчица - папский престол. Наиболее широким является анагогический символ: это силы зла, которые преграждают человеку дорогу к совершенству. Такая же многозначительность сопутствует и образу Вергилия. Он любимый поэт античности автора «Божественной комедии», философ, который предрек появление Христа, и одновременно аллегория человеческого разума. Одновременно в образе Вергилия появляется драматический мотив: он лишен надежды приблизиться к созерцанию совершенства Творца, поэтому в конце путешествия его душа наполняется печалью.

     Данте творчески чувствовал органическое единство мира. Ощущение всего мироздания как живой целостности позволило  Данте взглянуть на мир, для него нет разницы между «маленькой»  и «великой» Флоренцией. Для поэта  «бездушный лик» природы и мир  человека едины и крепко связаны  друг с другом. Зло, поднимающееся  из глухих тайников души, — это то самое зло, которое подтачивает изнутри прекрасный центр божественного плода — Вселенной. Лихоимец, по мнению Данте, виновен так же, как и насильник и развратник, которые отступают от путей и указаний природы. По мере того как жизненный опыт открывал перед Данте отвратительную картину падения человека, для него становилась все более отчетливой необходимость спасения мира. И поэт хотел оповестить всех о грозящей беде и бил тревогу, раскрывая перед всеми свою хорошо продуманную и строго рассчитанную картину и систему мирских и человеческих дел.

     Главный герой «Божественной комедии» —  сам Данте. Поэт путешествует по «трем  мирам» христианской, а точнее, католической мифологии. Его проводником по Аду  становится Вергилий. Заметим, что долгое время Вергилий считался первым язычником, возвестившим о пришествии в мир  Спасителя — Иисуса Христа.

     Данте создал поистине несравненное произведение, которое интересно не только своей  фабулой, но и актуальностью. Поэт написал  злободневное произведение, которое  бичевало пороки его современников, точнее, политических противников. Могучим  словом он казнил врагов, помещая их в разные круги преисподней. Данте очень точно описывает все мелочи и подробности пути. Изменения почвы, спуски, лестницы, скалы, тропинки и проходы обрисованы автором так, что у читателя не остается сомнения в реальности изображаемого.

     Поэт  увидел Ад с совершенно новой точки  зрения. Он стремился оставаться в  рамках католической экзегезы, согласно которой грешники в Аду распределяются по категориям и каждой назначается  особое наказание, но взгляд Данте уже  гораздо шире, пристальнее.

Данте смог увидеть  в каждом грешнике личность. Поэт вступает в беседу с давно умершими людьми, спорит с ними, узнает много нового и неожиданного для себя. Многие тайны открываются Данте. Если пользоваться современными аналогиями, беседы рассказчика напоминают интервью, которые живой берет у мертвых.

     В первом круге ада нет мук, а  есть только тихая грусть и вздохи. Тут — души добродетельных нехристиан и некрещеных младенцев, героев Древней  Греции и Рима. Здесь в светлом, уютном месте Данте встречает  величественные тени Гомера, Овидия, Горация, Лукана, тут постоянно живет и дух Вергилия. Данте размещает здесь вместе с героями Троянской войны и Юлием Цезарем дух султана Саладина,который воевал с крестоносцами.

     Настоящий ад начинается со второго круга, в  котором вихрь гонит души повинных в сладострастии. Здесь, в пятой  песне, один из самых трогательных моментов мировой поэзии — история несчастной любви Паоло и Франчески. И хотя Данте как христианин должен был осудить любовников, все повествование проникнуто сочувствием, которое невозможно выразить.

     Сочувствует Данте и чревоугоднику Чакко, который находится в смрадном болоте под холодным дождем в следующем, третьем круге. Именно Чакко предсказывает Данте его будущее изгнание. Следующие четвертый и пятый круг (скупцы и расточители, гневные) пройдены вроде бы успешно. Зато перед шестым кругом — огненным городом, где начинается глубинный ад, в котором караются самые страшные грешники, Данте и его проводнику приходится остановиться. Только посланец с неба приходит на помощь и раскрывает перед ними ворота. Здесь, в шестом кругу ада, — еретики.

     В трех самых нижних кругах наказывается насилие. В седьмом круге Ада — насилие над ближним и над его достоянием (тираны, убийцы, разбойники), над собою (самоубийцы и моты), над божеством (богохульники), над естеством (содомиты), над естеством и искусством (лихоимцы). В восьмом — обманувшие недоверившихся (сводники и обольстители, льстецы). В девятом — обманувшие доверившихся (предатели родных, родины и единомышленников, друзей и сотрапезников, благодетелей, величества божеского и человеческого). Поскольку обманывать способны только сознательные существа, то эти грехи — более тяжелые, чем насилие. Сюда Данте помещает и продажных пап. И, наконец, в глубине девятого круга мучаются трое самых позорных, по мнению Данте, предателей — Юда и Брут с Кассием, убившие Цезаря.

     Читатели  вместе с Данте вступили в преддверие «Ада», где караются столь ненавистные  ему «нерешительные», не примкнувшие  ни к одной из партий, и увидели, как они несутся вслед за знаменем — нагие, мучимые мухами и осами, обливаясь кровью и слезами, которыми у их ног питаются отвратительные черви. И читатели ни на минуту не остаются в неведении относительно всех ужасов и чудес, открывающихся перед нашими глазами. Мы вместе с автором проходим через тесный и смрадный «Ад», озаренный багровым заревом города Данте, видим там пленительную Франческу, узнаем подробности мучений, видим злобные игры адских служителей, слышим, какая мука уготована ненавистному Бонифацию, как терзается в центре Джудекки гигантский Люцифер. Ненависть, скорбь, негодование и гордое упорство в грехе — вот господствующая атмосфера, в которой разворачиваются отдельные сцены и картины.

     Но  все-таки верится, что и сегодня, когда многие потеряли прямую дорогу, выйти из «темной чащи» недоверия  и сомнений поможет гармоничность  мира великого Данте, где властвует  «любовь, которая водит солнце и  другие звезды».

     Основное  чувство, которое испытывает рассказчик, — страх и все его разновидности. Смертным запрещено находиться среди  мертвых, и лишь Данте получает возможность  посетить «мир теней». Только развитое самообладание помогает рассказчику  сдержаться и не проявить весь свой ужас при виде страданий, выпавших на долю тех, кто, так или иначе, нарушил  божественные установления.

     Части поэмы «Чистилище» и «Рай», продолжают рассказ о восхождении человеческой души к Богу. Завершает поэму строка, которая звучит так: «Любовь, что  движет солнце и светила». Божественная Любовь побеждает хаос, и освобожденная  от оков греха душа воссоединяется со своим источником.

     Данте утверждает, что активная жизненная  позиция помогает человеку в выборе собственного пути. В жизни самого поэта случилось так, что он покинул  Флоренцию по политическим мотивам  и стал изгнанником. Эта обида  осталась в сердце Данте на всю  жизнь, сделалась спутницей его  гения. В отличие от авторов «классического»  средневековья, автор «Божественной  комедии» верит в силу человеческого  разума, в честь и справедливость, которые побеждают ложь и коварство.

     «Величественным сооружением» назвал «Божественную  комедию» один из исследователей. Сцены, которые изображает Данте, поражают читателя своей монументальностью  и в то же время живостью действия. Лучшие художники иллюстрировали «Ад», «Рай» и «Чистилище», создавая шедевры графики. Лучшие поэты вдохновлялись строками «Божественной комедии». И сегодня это произведение представляет большой интерес не только для специалиста-филолога, но и для рядового читателя.

Информация о работе Структура поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия»