Становление реализма в русской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 08:35, доклад

Описание

Реализм - правдивое изображение реальной действительности (Типичные характеры в типичных обстоятельствах).
Перед реализмом стояла задача не просто отображать действительность, но и проникать в сущность отображаемых явлений путём раскрытия их общественной обусловленности и выявления исторического смысла, а главное - воссоздать типические обстоятельства и характеры эпохи
1823-1825 - создаются 1-ые реалистические произведения.

Работа состоит из  1 файл

Фонвизин.docx

— 24.22 Кб (Скачать документ)

Стародум выступает  в комедии «Недоросль» как  проповедник просвещенности и образованности. Причем, его понимание этих явлений  — это понимание авторское. Стародум в своих стремлениях не одинок. Его поддерживает Правдин и, как мне кажется, эти взгляды также разделяют Милон и Софья.

Правдин олицетворяет собой идею юридической справедливости: он — чиновник, призванный государством совершить суд над жестокой помещицей. Стародум же, являясь глашатаем авторских  идей, олицетворяет справедливость общечеловеческую, нравственную. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», — таково жизненное кредо Стародума.

Его жизнь —  это образец для подражания для  многих поколений. Получив прекрасное образование, Стародум решает все свои силы посвятить племяннице. Зарабатывать деньги он отправляется в Сибирь, туда, где их «не променивают на совесть». Отцовское воспитание оказалось  таковым, что Стародуму не пришлось себя перевоспитывать. Именно оно не позволило ему остаться на службе при дворе. Служение Отечеству так  называемыми «государственными  деятелями» позабыто. Для них важны  лишь чины и богатство, для достижения которых хороши все средства: и  подхалимство, и карьеризм, и ложь. «Я отошел от двора без деревень, без лент, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правили». Двор, по мнению Стародума, болен, его нельзя вылечить, можно лить заразиться. Автор с помощью этого утверждения подводит читателя к выводу, что необходимы какие-то меры по ограничению деспотической власти.

Фонвизин создает  в своей комедии модель мини-государства. В нем существуют те же законы и  творятся те же беззакония, что и  в государстве Российском. Автор  показывает нам жизнь различных  социальных слоев общества. Образы крепостных Палашки, няни Еремеевны воплощают собой безрадостную жизнь самого зависимого и угнетенного класса. Еремеевна за свою верную службу получает «по пяти рублей на год, по пяти пощечин на день». Также незавидна участь и учителей недоросля Митрофана. Автор выводит на сцену и офицера Милона, и чиновника Правдина. Сословие помещиков представляет семья Простаковых - Скотининых, которые осознают свою силу, силу собственной власти.

Таким образом, Фонвизиным проводится параллель между  поместьем невежественных крепостников, этим «скотным двором», и высшим светом, императорским двором. Нельзя рассматривать  учение и воспитание как моду, утверждает Стародум, а значит, и Фонвизин. Мир  Простаковых и Скотининых не принимает образованности. Для них есть одно хорошее знание — сила и власть крепостников. По мнению Простаковой, ее сыну не обязательно знать географию, ведь дворянину стоит лишь приказать, и его отвезут, куда надо. Странно даже говорить об «идеалах» жизни Простаковых. Особенность их бытия состоит в том, что «идеалы», как таковые, отсутствуют, а там царствуют лишь грубость, низость и бездуховность. Объектом мыслей, чувств, желаний Скотинина являются свиньи. Он и жениться-то хочет лишь потому, что свиней у него может стать побольше.

Конечно, сейчас комедия нам кажется несколько  трудной для восприятия. Герои  кажутся однообразными, и уловить  идейно-художественный смысл, «растворенный» в образах произведения, ситуациях, сложно. Но, как оказывается после  внимательного прочтения, комедия  «Недоросль» служит вполне ясной  и определенной цели — исправлению  пороков общества, государства и воспитанию добродетели. Автор не оставляет надежды на изменение общества к лучшему. К лучшему и призывает нас его бессмертная комедия.

Информация о работе Становление реализма в русской литературе