Ссылка А.С.Пушкина в село Михайловское

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 14:01, доклад

Описание

Михайловское... С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г

Работа состоит из  1 файл

Михайловское.doc

— 42.00 Кб (Скачать документ)

Михайловское... С имением своей матери сельцом  Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был  связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г.г.  

      Под вашу сень, Михайловские рощи,

      Являлся я - когда вы в первый раз

      Увидели меня, тогда я был -

      Веселым юношей, беспечно, жадно

      Я приступал лишь только к жизни; - годы

      Промчалися - и вы во мне прияли

      Усталого  пришельца. 

Михайловское 
 

В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия "Борис Годунов", с конца 3-й и по начало 7-й главы романа "Евгений Онегин", поэма "Граф Нулин", окончена поэма "Цыганы", задуманы "маленькие трагедии", написаны такие стихотворения, как "Деревня", "Пророк", "Я помню чудное мгновенье", "Вновь я посетил" и многие другие.  

При жизни поэта владелицей с. Михайловского была его мать, однако устраивалось имение еще в XVIII веке его дедом О.А. Ганнибалом. Приехав сюда из Петербурга впервые на лето в 1817 г., юный поэт был очарован "сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.". "Запущенный сад" с. Михайловского, зеленые дубравы, "беспечный мир полей" и вспоминание о милых обитателях соседнего имения Тригорское - увозит поэт в душе своей, покидая эти места.  

Спустя два  года, он вновь провел здесь лето, отдыхая после тяжелой болезни. В этот приезд 1819 г. были написаны стихотворения "Деревня" и "Домовому":  

      Поместья  мирного незримый покровитель,

      Тебя  молю, мой добрый домовой,

      Храни селенье, лес и дикий садик  мой

      И скромную семьи моей обитель... 

Самое продолжительное  время пребывания Пушкина в Михайловском - годы ссылки с августа 1824 по сентябрь 1826 г. По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей.  

"Бешенство  скуки пожирает мое глупое  существование", - пишет он, приехав  в Михайловское. Дважды пытался  бежать из ссылки, хлопотал о  перемене с. Михайловского даже  на любую из крепостей.  

Друзья стараются  успокоить его. "На все, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, - писал В.А. Жуковский из Петербурга. - Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство."  

Тем временем Пушкин и сам заметил: "Я нахожусь в  наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман" ("Евгений  Онегин").  

Уединение в  глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. Через 10 лет, вспомнив об этом, Пушкин сказал:  

      Здесь меня таинственным щитом

      Святое  провиденье осенило,

      Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня

      И я воскрес душой. 

"Особенно  ценно было для Пушкина постоянное соприкосновение с Святогорским монастырем как хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. Наблюдая воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырем и углубляясь в изучение истории Карамзина и летописей, где развертывались перед ним картины древней аскетической Святой Руси, Пушкин со свойственной ему добросовестностью не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша Церковь, бывшая их вековой воспитательницей и строительницей.  

На почве расширенного духовного опыта поэта и углубленных  исторических познаний родился весь несравненный по красоте духовный и  бытовой колорит драмы "Борис Годунов", которую сам автор считал наиболее зрелым плодом его гения (хотя ему было в то время только 25 лет), и особенно "смиренный и величавый" образ Пимена, которого не могут затмить другие действующие лица драмы." ( Митрополит Анастасий ( Грибановский ). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви.// А.С. Пушкин: Путь к православию. - М.: Отчий дом, 1996. - С. 80)  

Благодаря переписке  с петербургскими и московскими  друзьями, Пушкин и в ссылке ведет  деятельную жизнь: хлопочет об издании своих сочинений, делится новыми замыслами, пишет критические статьи и находится в курсе живого литературного процесса.  

Краткие встречи  с лицейскими друзьями: И.И. Пущиным, А.П. Дельвигом,и А.М. Горчаковым, - новое  знакомство с Анной Керн, гостившей  в соседнем селе Тригорском, скрасили изгнанничество поэта.  

"Знаешь ли  мои занятия? - писал он брату  Льву, - до обеда пишу мои записки,  обедаю поздно, после обеда езжу  верьхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки  проклятого своего воспитания."  

Настоящей поэмой была для Пушкина каждая сказка его  доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. "Он все с ней, коли дома", вспоминали дворовые люди с. Михайловского. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).  

Почти все свободное  от поэтических трудов время он проводил в Тригорском, где "находил и строгий ум, и расцветающую молодость, и резвость детского возраста".  

Тригорское 
 

Роман "Евгений  Онегин" "почти весь был написан  в моих глазах, - вспоминал тригорский приятель поэта Алексей Вульф. - Так  я, студент Дерптский, явился в виде геттингенского под названием Ленского. Сестрицы мои суть образцы его деревенских барышень, и чуть ли не Татьяна одна их них."  

Общение с тригорскими  друзьями, наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту "краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России" (А.И. Тургенев).  

Впечатления русской  природы, обаяние древней псковской  земли с ее "благородными курганами" и городищами, общение с крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею - "все волновало нежный ум" Пушкина, способствовало постижению души русского народа.  

Талант Пушкина  окреп и освоеобразился в годы ссылки. Познакомившись с трагедией "Борис Годунов", П.А. Вяземский  писал: "... ум Пушкина развернулся не на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась, он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал."  

В сентябре 1826 г. окончилась ссылка Пушкина, но уже через  месяц он возвратился "вольным  в покинутую тюрьму" и провел в Михайловском около месяца.  

В 1827 г. вновь  приезжал Пушкин туда из Петербурга отдохнуть  от рассеянной жизни и чтобы писать на свободе. Его навести Алексей  Вульф из Тригорского: "По шаткому  крыльцу взошел я в ветхую хижину первенствующего поэта русского. В молдаванской красной шапочке и халате увидел я его за рабочим столом. ... Он показал мне только что написанные первые две главы романа в прозе, где главное лицо представляет его прадед Ганнибал." Речь здесь о первом прозаическом произведении поэта Пушкина - романа "Арап Петра Великого".  

Именно в Михайловском углубились и оформились исторические интересы Пушкина. От художественного  изображения русского общества в  царствование Петра I в романе "Арап Петра Великого" Пушкин в конце  жизни обратился к эпохе Петра Великого уже как историограф: смерть прервала его работу над "Историей Петра Великого". В этом труде Пушкин также упоминает своего прадеда Абрама Петровича Ганнибала.  

Петровское 
 

Родовое имение А.П. Ганнибала сельцо Петровское расположено  вблизи с. Михайловского, на противоположной стороне озера. Пушкин бывал в гостях у своих родственников, слышал "про стародавних бар рассказы" от старых слуг Ганнибала.  

Впервые в жизни  постоянное пребывание на отчинной земле, вблизи ганнибаловского родового гнезда дало Пушкину возможность явственно почувствовать тени прошлого и вдохновляло его на творчество в стихах и в прозе.  

Поэт настолько  сроднился с этими местами, что  будучи уже женатым, хлопотал о приобретении кусочка земли в Савкине, вблизи Михайловского и Тригорского. Но неудачно.  

Именно в Михайловском в первый и последний раз в  своей жизни Пушкин со всей открытостью  признался: "Je sens que mon ame s' est tout-a-fait developpee, je puis creer."  

Это - творческая мощь во всей ее полноте, вопреки положению  ссыльного и поднадзорного. Духовное перерождение, испытанное Пушкиным в Михайловском, обогатившее его как человека и как художникатворца, дало импульс всему творчеству в дальнейшем. Неслучайно Михайловское называли и называют поэтической родиной Пушкина.  

В последний  раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на несколько дней по печальным  обстоятельствам: хоронил в Святогорском монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну Пушкину.  

Через несколько  месяцев 6 февраля 1837 г. друзья хоронили рядом с матерью тело погибшего на дуэли Пушкина.  

Смерть и похороны Пушкина стали началом величайшей посмертной славы русского гения.  

      Живу, пишу не для похвал

      Но  я бы, кажется, желал

      Печальный жребий мой прославить,

      Чтоб  обо мне, как верный друг,

      Напомнил  хоть единый звук ... 

Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в экскурсиях.  

Места, которым  знакомо Пушкинское вдохновенье, с 1922 г. являются заповедником "Михайловское", овеяны народной любовью и вызывают интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.

Информация о работе Ссылка А.С.Пушкина в село Михайловское