Справочно-информационный фонд библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:05, реферат

Описание

Цели библиографической деятельности чрезвычайно разнообразны, обусловлены самыми различными внутренними и внешними, субъективными и объективными обстоятельствами. Цели библиографической деятельности имеют многоуровневую иерархическую структуру.

Содержание

Введение. 3
Справочно-информационное обслуживание. 5
Представление о справочно-информационном обслуживании. 7
Новые технологии в библиографическом обслуживании. 10
Состав и структура справочно-библиографического аппарата. 14
Организация справочно-библиографического обслуживания (СБО). 15
Заключение. 17
Литература. 19

Работа состоит из  1 файл

Библиография.docx

— 44.87 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

Введение. 3

Справочно-информационное обслуживание. 5

Представление о справочно-информационном обслуживании. 7

Новые технологии в  библиографическом обслуживании. 10

Состав и структура  справочно-библиографического аппарата. 14

Организация справочно-библиографического обслуживания (СБО). 15

Заключение. 17

Литература. 19

 

 

Введение.

Библиографическая деятельность — область документально-информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации, т. е. всестороннее обеспечение (выявление, удовлетворение и формирование документальных информационных потребностей), осуществляемое в научно-вспомогательных, производственных, воспитательных, пропагандистских и  иных целях библиотеками, органами НТИ, издательствами и другими общественными  институтами в системе документальных коммуникаций; с системной точки  зрения охватывает процессы (библиографирование, библиографическое обслуживание и  др.), организационные формы, субъекты, объекты, результаты и средства.

Библиотечно-библиографическое  обслуживание — это деятельность, осуществляемая специально созданными для этой цели структурными подразделениями  библиотеки, которые предоставляют  пользователям библиографическую  и фактографическую информацию, сами документы или их копии, другие библиотечные услуги, обеспечивающие удовлетворение духовных, производственных, образовательных  и других потребностей.

Именно обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех других подразделений библиотеки, а также осуществляемые ими технологические  процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в  обществе и сферу социального  влияния.

Комплектование фонда, обработка  документов, создание СБА, подключение  к компьютерной сети должны строиться  так, чтобы обеспечивать бесперебойную  работу отделов обслуживания.

Библиографическое информирование- регулярное библиографическое обслуживание без запросов и (или) в соответствии с долговременно действующими запросами.

Исторически первоначальные формы библиографической информации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, вместе с библиографической информацией  возникла и библиографическая деятельность. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно  и в связи со своими основными  занятиями. Нередко в этих целях  привлекались просто грамотные люди, которые и составляли «инвентари», «описи», «реестры» книжных собраний. Но с течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила  библиографического описания книг и, наконец, выделяется в особую область профессиональной человеческой деятельности. В ходе исторического усложнения библиографической деятельности ее задачи и функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными и в пределах самой библиографической деятельности неизбежно начинается процесс разделения труда. Разграничиваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание,.

 Цели библиографической  деятельности чрезвычайно разнообразны, обусловлены самыми различными  внутренними и внешними, субъективными  и объективными обстоятельствами. Цели библиографической деятельности  имеют многоуровневую иерархическую  структуру.

Наиболее  общей  конечной  целью  является  содействие  удовлетворению информационных потребностей членов общества. Эта цель дифференцируется  (конкретизируется)  в понятиях основных общественных функций  библиографической информации, которые, представляя собой способы достижения конечной цели библиографической деятельности, в то же время осознаются библиографом как самостоятельные цели (найти, информировать, рекомендовать). В пределах этих целей выделяются еще более  конкретные цели, связанные с различными участками и направлениями библиографической  деятельности, и т. д. Эта декомпозиция целей, их субординация и координация  практически беспредельны. Насколько  сложны и разнообразны сама библиографическая  деятельность и ее связи с окружающей действительностью, настолько сложны и разнообразны цели, которые ставят перед собой библиографы.

Конечная цель библиотечно-библиографической  деятельности, являющейся по своей  сути культурной, состоит в духовной самореализации личности. Библиотека помогает ее осуществлению, содействуя развитию индивидуальных способностей, благодаря чему пользователь библиотеки усваивает и преумножает накопленный  человечеством жизненный опыт.

Задачи:

1. Изучить организацию справочно-информационного обслуживания (СБО).

2. Выявить основные формы и методы организации библиографического информирования. 

Справочно-информационное обслуживание.

Шаг за шагом, постепенно наша страна входит в информационное общество. Это касается не только самых крупных  федеральных и областных библиотек, но и городских и даже сельских. В то же время многие библиотеки еще только приступают к компьютеризации, и выражение «Организация локальной  сети» звучит для их сотрудников  непривычно и пугающе.

Еще в 80-егг. страна не думала о таком буме информационных технологий. Обслуживание читателей традиционными  методами составляло предмет особой гордости. Непременной составной  частью библиографической работы библиотек  всех систем и ведомств являлось справочно-библиографическое  обслуживание (СБО), которое предполагает наличие конкретных (разовых) запросов, с ними в библиотеку обращаются отдельные  читатели или коллективные абоненты. Библиотека обязана удовлетворить  запрос или оказать содействие в  поиске ответа за пределами данной библиотеки. СБО часто называют библиографическим  обслуживанием в режиме «запрос- ответ». Сегодня многие библиотеки, не имеющие компьютеров, работают в  этом режиме. Цели обращения в библиотеку с запросами очень разнообразны. Это — самообразовательные, учебные, производственные, научные.

Первоочередным требованием  к СБО является достижение максимально  возможной оперативности удовлетворения запросов в сочетании с высоким  качеством выдаваемых читателям  справок. Качество справки, прежде всего, измеряется ее релевантностью (степенью соответствия найденной библиографической информации запросу читателя) и пертинентностью (степенью соответствия выданной библиографической информации действительной потребности читателя).

Качество и оперативность  справочно-библиографического обслуживания зависит от следующих факторов: состояния  справочно-библиографического аппарата библиотеки; уровня координации и  взаимодействия библиотек в области  справочно-библиографического обслуживания; квалификации и опыта библиографа; уровня библиографической грамотности  читателей.

Потребность в справочно-библиографическом  обслуживании возникает у читателя тогда, когда другие каналы получения  справочно-библиографической информации не оказывают ему необходимой  помощи. Чем богаче СБА библиотеки, чем лучше он организован, тем  чаще читатели получают нужную им информацию.

Таким образом, библиотека на всех этапах развития Российского государства  всегда играла важную социальную и  культурно-просветительную роль. Наряду с выполнением своих основных функций по организации, сбору, хранению и предоставлению читателям во временное пользование рукописей и произведений печати, в советский период она вынуждена была выполнять также идеологические функции. Нельзя выпускать из виду и то, что библиотека всегда сближала под одной крышей людей разных поколений и профессий, различных мировоззрений и вероисповеданий. «И в этом она похожа,- как справедливо полагает директор Библиотеки Российской Академии наук В.П. Леонов, - на церковь, да это и неудивительно, ведь первыми хранилищами и популяризаторами книг как раз и были монастыри и церкви- источники формирования библиотечного процесса».*

В конце прошлого столетия отечественные библиотеки все больше стали превращаться в научно-информационные учреждения, в работе которых (наряду с организацией библиотечного и  справочно-библиографического обслуживания) заметное место отводится научно-методическому  и информационному обеспечению  библиотечной деятельности.

Особенно актуальным данное направление становится в условиях формирования информационной среды  российского общества и быстрого развития в последние годы общемировых  процессов глобальной информатизации. Поэтому, в принятом, в 1994г. Государственной думой Федеральном законе «О библиотечном деле» библиотеку определяют как «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам».1

В условиях информационной революции, все больше затрагивающей  и библиотечные вопросы, в последнее  время в Российские библиотеки внедряются компьютеры, даже в сельские библиотеки.

Сейчас, когда прекратилось регулярное финансирование, заполнять  фонды стало нечем, единственным решением проблемы стал доступ к дополнительным источникам информации. С внедрением новых технологий в библиотеки, качественно  улучшилось и обслуживание читателей. Появился новый термин «информатизация». В последнее время говорят  «Справочно-информационное обслуживание». Рассмотрим, что означает данное понятие.

 

Представление о  справочно-информационном обслуживании.

Ресурсы социальной информации весьма велики. Однако, одна из информационных, социальных, экономических и культурных проблем заключается в том, как  найти, получить нужную информацию.

Другими словами это проблема разрыва между накапливаемой  информацией и ее использованием. При наличии в обществе многих миллиардов документов, миллионов баз  данных, человек часто не получает ответа на свой вопрос (запросы на которые  потенциально можно предоставить информацию). Можно назвать разные причины, почему это происходит: все возрастающий объем информации, с которой трудно справиться, низкий уровень технической  оснащенности библиотек, а также  отсутствие координационной связи  между библиотеками разных структур и ведомств (не везде даже в крупных  библиотеках есть факсы); недоступность  накапливаемой информации для читателей, слабая их информированность, низкая информационная культура для читателей (неумение сформулировать запрос, осуществлять поиск и т. п.), а также недостаточная квалификация библиотечных работников.

Для того, чтобы получить необходимую информацию читатели и обращаются в библиотеку. Деятельность, которая обеспечивает удовлетворение информационных потребностей людей, есть информационное обслуживание (информационный сервис).

Библиотеки специально созданы  для информационной деятельности, в  рамках ее функционально (иногда и организованно) выделено справочно-информационное обслуживание, которое существует в режиме вопрос- ответ.

Следует отметить, что библиотеки осуществляют долгосрочную кумулятивную функцию (т.е. собирают, организовывают и длительное время хранят документальную информацию) и трансляционную функцию, которая реализуется в процессе справочно-информационного обслуживания. Данная функция содействует распространению  информации, обеспечению доступа  читателей к накопленным информационным ресурсам, удовлетворению их информационных и культурных потребностей.

Кроме того библиотеки предоставляют, главным образом, документы и  информацию широкого распространения  для разнообразных групп населения (что не исключает хранение и выдачи некоторыми библиотеками рукописных материалов).

Итак, термин «информационное  обслуживание» в ГОСТе 7.0.-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» определяется как «обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг».

Предоставление информационных услуг пользователям — один из общих признаков, характерных для  библиотек (и других учреждений), занятых  обслуживанием читателей. Информационная услуга трактуется в ГОСТе 7.0.-99 как «предоставление информации определенного вида потребителю по его запросу». Отметим следующие ее свойства — полезность, способность облегчить доступ к информации, расширить возможности ее выбора, интеллектуальный характер услуги, неотделимость от исполнителя и т. п.

В каждой библиотеке свой набор  информационных услуг — это предоставление документов во временное пользование, выполнение справок, тематический подбор литературы для рефератов, дипломных, курсовых, составление сценариев  и т. п.

В последнее время в  библиотеках широко используется такая  услуга, как копирование документов, позволяющая не выдавать документы  во временное пользование, а продавать  копии документов.

Таким образом в ходе справочно-информационного  обслуживания посредством выполнения услуг удовлетворяются потребности  читателей в информации (информационные потребности), -это второе общее свойство справочно-информационного обслуживания. Потребности бывают: познавательные, учебные, профессиональные и др.

Третья черта справочно-информационного  обслуживания — это обеспечение доступа пользователей к информации. В библиотеках создаются информационные ресурсы — информационный фонд, справочный аппарат в виде БД, каталогов и т. п., являющихся необходимым условием для справочно-информационного обслуживания.

Итак, цель справочно-информационного  обслуживания — удовлетворение информационных потребностей читателей разной направленности (книга, информация, справка и др.).

Следует отметить, что в  структуру информационного обслуживания, согласно ГОСТу 7.0 –99 (раздел 3.2.2) входит библиографическое, включая справочно-библиографическое, обслуживание, и библиотечное обслуживание, в том числе внестационарное библиотечное обслуживание. Это означает, что в стандарте понятие «информационное обслуживание» мыслится как обобщающее по отношению к библиографическому и библиотечному обслуживанию. В терминологическом словаре «Библиотечное дело», библиотечное обслуживание и информационное обслуживание рассматриваются изолированно. Между тем, пользователь — один: он может обратиться и в библиотеку и в информационный центр, и ему должна быть предоставлена информация, независимо от ее местонахождения.

Информация о работе Справочно-информационный фонд библиотеки