Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума": два характера и две судьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:44, доклад

Описание

Расчетливому прагматизму Софьи противопоставлены искренность и душевная открытость Лизы. Два характера и две разных судьбы, в которых как бы две эпохи: старая, патриархальная, и новая, где не надо торговать чувствами. Софья, глядя на свою подругу Наталью Дмитриевну, подготавливает, "дрессирует" будущего мужа — Молчалина. Это рынок, где молодая женщина — товар, и она хочет совершить выгодную торговую сделку. Лиза иная, поэтому иначе сложится ее судьба.

Работа состоит из  1 файл

сочинение грибоедова.docx

— 14.09 Кб (Скачать документ)

Софья и Лиза в комедии  А.С. Грибоедова "Горе от ума": два характера и две судьбы

 

    Расчетливому прагматизму  Софьи противопоставлены искренность  и душевная открытость Лизы. Два  характера и две разных судьбы, в которых как бы две эпохи:  старая, патриархальная, и новая,  где не надо торговать чувствами.  Софья, глядя на свою подругу  Наталью Дмитриевну, подготавливает, "дрессирует" будущего мужа  — Молчалина. Это рынок, где  молодая женщина — товар, и  она хочет совершить выгодную  торговую сделку. Лиза иная, поэтому  иначе сложится ее судьба.

    Грибоедов рассказал  в своей комедии о том, что  произошло в одном московском  доме в течение одного дня.  Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух  истории. Грибоедов как бы раздвинул стены дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи — с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — "века нынешнего" и "века минувшего".

    Завязка общественного  конфликта происходит во втором  действии. Разговор Фамусова и  Чацкого о Софье переходит  в некий поединок "отцов"  и "детей", спорящих о России. Причем Грибоедов постоянно указывает  на противоречия Чацкого —  господина слов и Чацкого —  господина дел. Так, во втором  действии он говорит о жестоком  отношении к крестьянам и слугам, тогда как в первом сам не  заметил Лизы, как не замечают  шкаф или стул, да и имением-то  своим Чацкий управляет оплошно. 

    "Все, что он говорит,  — очень умно! Но кому он  это говорит?" — писал Пушкин.

    Действительно, ведь  ключевая ремарка в третьем  действии гласит: "Оглядывается, все в вальсе кружатся с  величайшим усердием. Старики разбрелись  к карточным столам". Он остается  один — кульминация общественного  конфликта. Кому же он говорит?  Может быть, себе? Сам, не зная  того, он разговаривает с собой,  пытаясь уладить бой "сердца" и "ума". Составив в своем  уме схему жизни, он пытается "подогнать" под нее жизнь,  нарушить ее законы, поэтому она  и отворачивается от него, не  забывается при этом и любовный  конфликт. Чтобы подробнее раскрыть  тему сочинения, можно попытаться  рассмотреть ситуацию в пьесе  как любовную коллизию. Тут, в  нарушение всех канонов классицизма,  вместо любовного треугольника  мы видим по меньшей мере четырехугольник. Чацкий любит Софью, Софья — Молчалина, Молчалин заигрывает с Лизой (вслед за Фамусовым), а Лизанька неравнодушна к Петруше. При такой сложной любовной линии единство действия нарушается, да еще все это перемешивается с общественной интригой. Но в том-то и дело, что общественный конфликт не получил бы развития, ответь Софья на любовь Чацкого.

    Софья же не принимает  его рационализма. Вообще оба  эти конфликта взаимосвязаны,  и если согласиться с Блоком, что "Горе от ума" есть  произведение "...символическое, в  истинном смысле этого слова", то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь "он  умен по-иному... умен не по-русски. По-чужому.

    Известно, что схему жизни  составили себе все герои пьесы:  Молчалин, Фамусов, Скалозуб, Софья... Именно Софья, которой "сна  нет от французских книг", пытается  прожить свою жизнь как роман.  Однако роман Софьи на русский  лад. Как заметил Баженов, история  ее любви к Молчалину не  фривольна, как у ее "французских  соотечественниц", она чиста и  одухотворена, но все же это лишь книжная выдумка. В душе Софьи тоже нет согласия. Может быть, поэтому в афише она указана как Софья, то есть "мудрая", но Павловна — дочь Фамусова, а значит, в чем-то похожая на него.

    Однако в конце комедии  она все же прозревает, "ломается" ее мечта, а не она сама. Чацкий  тоже показан в эволюции. Но  о его внутренней перемене  можно судить лишь со слов  о прошлом. Так, уезжая, он доверительно  разговаривал с Лизой: "Недаром,  Лиза, плачу..." — тогда как на  протяжении всего действия не  сказал ей ни слова. Интересен  еще один, почти бессловесный, персонаж  — лакей Петрушка. Он молча исполняет приказы Фамусова, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: "А как не полюбить буфетчика Петрушу?" В этой фразе присутствует скрытая ирония автора.

    Итак, суть произведения раскрывается через общественный (Чацкий и общество), интимный (Чацкий и Софья, Молчалин и Софья, Молчалин и Лиза), личный (Чацкий и Чацкий, Софья и Софья...) конфликты, что Грибоедов мастерски изобразил с помощью ремарок, вне сценических персонажей, диалогов и монологов. И конечно, образы Софьи и Лизы очень важны в раскрытии идей пьесы.


Информация о работе Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума": два характера и две судьбы