Силлабо-тоническая система стихосложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:31, реферат

Описание

Заслуга преобразования русского стиха принадлежит В.К.Тредиаковскому и особенно М.В.Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.

Содержание

Введение
Метры, стопы и размеры
Дактиль
Хорей
Ямб
Амфибрахий
Анапест
Рифма и ее разновидности
Мужская рифма
Женская рифма
Дактилическая рифма
Рифма точная и неточная
Системы рифмовки
Строфы
Четверостишия
Октавы
Терцины
Онегинская строфа
Балладная строфа
Одические строфа
Разновидности стихотворений
Акростих
Вольный стих
Смешанный стих
Верлибр
Белый стих

Работа состоит из  1 файл

Силлабо-тоническая система стихосложения.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)
stify">     Строфы

     Строфа - от греч. strophe - оборот, кружение. На порядке  расположения рифм в стихах основывается такая сложная ритмическая единица  стихотворных произведений, как строфа.

     Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое целое.

     Наиболее  распространенными видами строф  в классической поэзии прошлого были: четверостишия, октавы, терцины. Наименьшей из строф является двустишие.

     Существуют  также строфы:

     онегинские

     балладные

     одические

     сонеты

     лимерики

     Четверостишия

     Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид  строфы, знакомый всем с раннего  детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки.

     Октавы

     Октавой называется восьмистишная строфа, в  которой рифмуется первый стих с  третьим и пятым, второй стих - с  четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.

     В шесть лет он был ребенок очень  милый

     И даже, по ребячеству, шалил;

     В двенадцать приобрел он вид унылый

     И был хотя хорош, но как-то хил.

     Инесса  горделиво говорила,

     Что метод в нем натуру изменил:

     Философ юный, несмотря на годы,

     Был тих и скромен, будто от природы.

     Признаться  вам, доселе склонен я

     Не  доверять теориям Инессы.

     С ее супругом были мы друзья;

     Я знаю, очень сложные эксцессы

     Рождает неудачная семья,

     Когда отец - характером повеса,

     А маменька ханжа. Не без причин

     В отца выходит склонностями сын!

     Терцины

     Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с  весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.

     Чёрный  маг

     Когда сгустится тьма вокруг

     Ты  словно раб предназначенья,

     Начертишь кровью ровный круг,

     Отбросишь жалкие сомненья.

     Войдёшь в него, забыв про страх.

     Тебя  подхватят тьмы теченья.

     Отбросишь тело, - бренный прах.

     Ты  с теми, кто во тьму шагнули!

     Погасли огоньки в глазах.

     А где твой дух, а не в аду ли?

     (Джейнджер  Скауджер Алкариот)

     Онегинская  строфа

     Онегинская  строфа - четырнадцатистрочная строфа, созданная А.С.Пушкиным в лиро-эпической  поэме "Евгений Онегин".

     Эта строфа состоит из трех четверостиший  и заключительного двустишия. В  первом четверостишии перекрестная рифмовка, во втором - смежная, в третьем - кольцевая, последние два стиха рифмуются друг с другом. Такими строфами написан весь роман (за исключением писем Татьяны и Онегина).

     Театр уж полон; ложи блещут;

     Партер  и кресла - все кипит;

     В райке нетерпеливо плещут,

     И, взвившись, занавес шумит.

     Блистательна, полувоздушна,

     Смычку  волшебному послушна,

     Толпою  нимф окружена,

     Стоит Истомина; она,

     Одной ногой касаясь пола,

     Другою  медленно кружит,

     И вдруг прыжок, и вдруг летит,

     Летит, как пух из уст Эола;

     То  стан совьет, то разовьет

     И быстрой ножкой ножку бьет.

     Балладная строфа

     Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах.

     Наиболее  распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных.

     Королева  Британии тяжко больна,

     Дни и ночи ее сочтены.

     И позвать исповедников просит она

     Из  родной, из французской страны.

     Но пока из Парижа попов привезешь,

     Королеве  настанет конец...

     И король посылает двенадцать вельмож

     Лорда-маршала  звать во дворец.

     Одическая строфа

     Одическая строфа - строфа из десяти стихов, рифмуемых  по схеме абабввгддг, употреблявшаяся  в жанре торжественной оды.

     О вы, которых ожидает

     Отечество от недр своих

     И видеть таковых желает,

     Каких зовет от стран чужих,

     О, ваши дни благословенны!

     Дерзайте  ныне ободренны

     Раченьем  вашим показать,

     Что может собственных Платонов

     И быстрых разумом Невтонов

     Российская  земля рождать.

     Разновидности стихотворений

     Акростих

     За  термином акростих скрывается достаточно редкий, но весьма интересный и многими  любимый вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нем образуют какое-нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать новый смысл. Написание таких стихов требует изрядной доли мастерства и удается не каждому. Это несколько напоминает буриме и может использоваться в качестве прекрасной игры или поэтической тренировки.

     Лазурный  день

     Угас, угас.

     Ночная  тень

     Ах! Скрыла нас.

     Следует отдельно оговорить еще две разновидности  подобного стихотворного творчества: это - мезостих (слово образуют буквы  в середине каждой строки) и телестих (где используются конечные буквы).

     В качестве примера одной из разновидностей акростиха - так называемого алфавитного акростиха - где первые буквы строк составляют весь алфавит (без й, ь, ъ, ы), и телестиха приведем два произведения одного из наших авторов.

     Фиалка

     Абсолютно пустынная местность,

     Безымянные  темные скалы...

     Вечной  тенью покрыта окрестность,

     Где покрытые мхом перевалы

     Да  долины имеют дыханье,

     Его звук слегка в воздухе разлит...

     Жизнь - пустое без смерти страданье,

     За  страданьем - бессмертие манит...

     И не слышно ни строчки, ни слова,

     Красота пустоты завлекает,

     Лишь  притянет - отбросит, и снова

     Меня  тихо к себе подзывает.

     Но  в пустыне я чую движенье,

     Одинокое, но непростое

     По  долине немое круженье,

     Радость роста чего-то иного.

     Солнце  светит особенно ярко,

     Так торжественно, так вдохновенно...

     У горы вырастает фиалка -

     Фиолетовая  королева.

     Холод или тепло - без различья,

     Цвет  не важен, важней радость роста,

     Что бывает в мильонах обличий...

     Шаг вперед сделать очень непросто:

     Щит незримый - как камень в ограде.

     Эх, быть может, все это - напрасно?

     Юркий ветер фиалку погладил -

     Я увидел, она так прекрасна...

     Канава

     О, люди! Это вовсе не пустяК:

     Нетороплива, даже величавА,

     Корабликов  бумажных караваН

     Несёт, хоть не вода в ней, а отравА,

     Природные законы все попраВ,

     Обычная вонючая канавА

     Вольный стих

     Как ответить на вопрос: чем речь стихотворная отличается от прозаической? Большинство источников сходятся на том, что стихотворная - речь мерная, обладающая особой ритмической организацией, позволяющей отличить ее от любой другой. Как видим, о рифме как обязательном элементе здесь ничего не сказано. Именно поэтому, мы находим множество примеров стихов, казалось бы, не совсем отвечающих тем системам и правилам, которые рассмотрены в настоящем руководстве. Вот о них-то и пойдет речь в ближайших разделах.

     При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи - его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. Но вероятно, надо было сказать "сковывала", ибо существует такое явление как - вольный стих. Особенность такого стиха - строфы, как таковые, могут отсутствовать, все строки состоят из произвольного количества стоп. Рассмотрим пример:

     Позвольте... видите ль... сначала

     Цветистый луг; и я искала

     Траву

     Какую-то, не вспомню наяву

     В этом примере первые две строки - четырех- , третья - одностопная, а в  последней уже пять стоп. Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 - раздумье, 3 - припоминание, 4 - пояснение. И это все в четырех строках и, заметьте, с соблюдением рифмы. Рифма, кстати, обязательна в вольном стихе (знать, не так уж он и волен). И в восприятии такой стих нередко может и выигрывать, если сравнивать его с обычным. Другой пример - Борис Заходер, отрывок из "Песни игрушек" ("Веселые картинки", N5 1986):

     Дети  любят игрушки.

     Так все говорят!

     Ну  а разве игрушки

Информация о работе Силлабо-тоническая система стихосложения