Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 20:23, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Русский язык".

Работа состоит из  1 файл

Мини шпаргалка.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Сравнительные      как будто, как, будто , словно, точно

Изъяснительные что, чтобы, как  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ч А С Т И Ц  А.

( вносит  различные оттенки значения в  предложение, служит для образования  форм слова)

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ:

Условное  наклонение бы, б

Повелительное наклонение пусть, пускай, давай, давайте, да

Время глагола бывало

Степени сравнения наречий  и прилагательных более, менее, самый

МОДАЛЬНЫЕ(СМЫСЛОВЫЕ):

Вопрос   ли разве  неужели

Выделение, ограничение  лишь     почти только исключительно

Восклицание  что за,  как

Указание  вот   а вот   вон   а вон

Сомнение  вряд ли   едва ли

Уточнение  именно раз      как раз

Усиление  даже,  даже и   ни     и   же  ведь  уж  всё все-таки,-то

Смягчение требования        -ка

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ Не  ни 

                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     С Т Р О Е  Н И Е     С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Й. 

1. Сочинительная связь.

      Папа  и мама; лес да горы; не марки, а  открытки; строит, но ломает.

      Между однородными членами предложения, между частями сложного  предложения.

2. Подчинительная связь.

      Искрящийся  снег ( зависимое  слово + главное слово). 

Тип связи.

Согласование в роде, числе и падеже.

      Главное слово может быть выражено мест., прил., прич.

      Заброшенная усадьба. 

Управление. Главное слово управляет падежом зависимого.

      Главное слово может быть выражено гл., прич., сущ.

      Уехать  в деревню (В.п.) 

Примыкание. Главное слово связано с зависимым по смыслу.

      Зависимое слово может быть выражено нар.,  дееприч., н.ф. гл.

      Приехал неожиданно. 
 
 

ПОДЛЕЖАЩЕЕ. 

      1. Главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?, например: Солнце сияло. Мы ехали по широкому лугу.

   2. Выражается именем сущ. в И.п.

                  мест. в И.п.

                  прил. (в значении сущ.)

                  прич. (в значении сущ.)

                  числ. (в значении сущ.)

                  нар. (в значении сущ.)

                  межд. ( в значении сущ.)

                  неопределенная  форма глагола ( в значении сущ.)

                  неделимые словосочетания ( в значении сущ.). Одно из слов в таких словосочетаниях обычно имеет форму И.п.

                  фразеологизмы ( в значении сущ.)

Ася задумалась на мгновение.

Она удивилась. Вдали  кто-то запел.

Во  время детского чая  большие сидели на балконе.

Присутствующие  говорили о разных предметах.

Десять  делится на два.

Завтра  не будет похоже на сегодня.

Далече грянуло ура.

Учиться всегда пригодится.

Шли два приятеля вечернею порой. Несколько  повозок въехало  во двор гостиницы. Дед  с матерью шли  впереди всех. 
 
 

      ТИПЫ    С К А З У Е М О Г О.

1. Простое  глагольное. Глагол в форме какого-либо  наклонения.

      В лесу звонко пели птицы. Ещё громче будут петь птицы.

      Вы  тренировались бы более регулярно.

      Вы  возьмите с собой  в поход карту.

2. Составное  глагольное. Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола.  Сестра стала рассказывать о поездке.

Группы  вспомогательных глаголов:

1) глаголы  со значением  начала, конца,  продолжения ( начать, перестать, кончить, прекратить, продолжать);

2) глаголы  и краткие прил. со значением  возможности, необходимости, желательности… ( мочь, смочь, хотеть, желать, рад, готов, должен, обязан, намерен).

      Скрипач начал играть. Я был рад помочь

3. Составное  именное. Глагол-связка + именная  часть.

      Дедушка был огорчен случившимся.

Группы  глаголов-связок:

1) быть( в наст. вр. не употребляется - нулевая);

ты  был бы смелым, ты будешь смелым, ты смелый.

2) делаться, стать, становиться, являться, считаться,  представляться, казаться, называться;  Совсем стал белый дедушка.

3) глаголы  со значением движения, положения  в пространстве: прийти, приехать, вернуться,  сидеть, стоять;

девушка пришла усталая

4) сочетания  вспомогательных глаголов с формой  глагола-связки

я хочу быть учителем.

Я был бы рад стать  учителем. 

В Т Р О С Т  Е П Е Н Н  Ы Е      Ч Л Е Н Ы     ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 

ДОПОЛНЕНИЕ. Отвечает на вопросы косвенных падежей. Родственники приехали (на чем?) на машине. ( пунктир) 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Какой? Чей?   (Какое?)   Яркое солнце слепило глаза. (волнистая линия) 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Отчего? Зачем?.. зима пришла (как?) рано. ( пунктир и точка) 

О С Н О В Н  Ы Е     Г Р У П П Ы     О Б С Т О Я Т Е Л Ь С Т В. 

1. Образа действия. Как? Каким образом?

2. Степени. В какой степени?

3. Меры. В какой мере?

4. Места. Где? Куда? Откуда?

5. Времени. Когда?  Как долго? С каких пор? До каких пор?

6. Условия. При каком условии?

7. Причины. Почему? Отчего?

8. Цели. Зачем? Для чего?

9. Уступки. 

Г Р У П П Ы   В В О Д Н  Ы Х    С  Л О В    П О    З  Н А Ч Е Н  И Ю 

1. Различная  степень уверенности.

2. Различные  чувства.

3. Порядок  мыслей и их связь.

4. Источник  сообщения (кому принадлежит сообщение).

5. Замечания  о способах оформления мыслей.  
 
 

В И Д Ы    П Р Е Д Л  О Ж Е Н И  Й.

    • По цели высказывания

Повествовательные Вопросительные Побудительные

  • По интонации Восклицательные  невосклицательные
  • По количеству грамматических основ Простые Сложные

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

  1. Бессоюзные              2.Союзные

          -Сложносочиненные

          -Сложноподчиненные

                =С  придаточными определительными ( который, кто, что, куда, где…) 

                      Какой? [ сущ. ] , ( с.сл.      ).

                            [  мест.+ - ук.сл.], (      ).

                =С  придаточными изъяснительными (что, как, будто, чтобы, ли…)

                      Падежные  вопросы. [  гл.], (     ).

                      Глаголы речи, мысли, чувства.

                =С  придаточными обстоятельственными

                            Образа  действия и степени,  Места    Времени  Условия Причины  Цели Сравнения

    Уступки      Следствия 
     
     
     
     
     

Придаточные обстоятельственные

Образа  действия или степени С.сл. как, сколько,

Насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно…

Девочка рассказала так хорошо, что ни у кого не было вопросов.
Места С.сл.  где, куда, откуда Путники шли  туда, откуда слышался шум машины.
Времени С.  когда, когда…то, пока, как только, едва, с тех пор; с тех пор, как; до тех пор пока; до тех пор, пока… Я вернусь, когда раскинет ветви по-осеннему наш сад.
Условия С. Если, если…то, когда, раз… Я приду к  вам, если ты не возражаешь.
Причины С. Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что… Нужно зажечь лампу, потому что становится темно.
Цели С. чтобы, для того чтобы… Мы пошли  через поле, чтобы сократить путь.
Сравнения С. Как, чем, чем…тем, словно, будто, точно… Перед грозой  в лесу стало тихо, будто все умерло.
Уступки

(несмотря  на что?)

С. Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд.
следствия 
 
С. Так что Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.
 

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"