Шпаргалка по "Коррекционной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:58, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Коррекционная педагогика".

Работа состоит из  1 файл

коррекционная педагогика.docx

— 27.32 Кб (Скачать документ)

  Вопрос 42. Организация и  содержание коррекционно-развивающего обучения детей с  ЗПР

  Дети  с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные  учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии (как отмечает Е.А. Екжанова).

  Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании  решения постоянно действующей  психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

  Медицинскими  показаниями для приема ребенка  являются типы задержки психического развития, отраженные в классификации  К.С. Лебединской: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического  генеза.

  Для оказания помощи открываются следующие  группы:

  • младшая (от 2,5 до 3,5 лет);

  • средняя (от 3,5 до 5 лет);

  • старшая (для детей в возрасте 5—6 лет).

  По  окончании специального дошкольного  учреждения или группы ребенок переводится (в зависимости от диагностических  показателей):

  • в школу (или) класс для детей  с ЗПР;

  • общеобразовательную школу;

  • специальную школу соответствующего типа.

  2. В специализированном дошкольном  учреждении решаются задачи:

  • диагностические;

  • воспитательные;

  • коррекционно-развивающие;

  • оздоровительные;

  • образовательные.

  Основными направлениями деятельности детей  в специализированном дошкольном учреждении являются:

  • общее и коммуникативное взаимодействие;

  • физическое воспитание;

  • развитие тонкой ручной моторики и  зрительно-пространствен-;! ной координации;

  • сенсорное развитие;

  • музыкальное воспитание;

  • предметная деятельность и игра;

  • познавательное развитие;

  • социальное воспитание;

  • развитие продуктивной деятельности;

  • подготовка к школьному обучению.

  Виды  групповых и подгрупповых занятий, которые проводит вое-* питатель:

  уроки здоровья;

  лепка;

  аппликация;

  рисование;

  конструирование;

  ручной  труд;

  физическое  и трудовое воспитание;

  обучение  игре;

  социальное  развитие;

  ознакомление  с окружающим миром.

  Виды  подгрупповых и индивидуальных занятий, проводимых де-фектологом:

  социальное  и познавательное развитие;

  ознакомление  с окружающим миром;

  обучение  игре;

  математика;

  развитие  речи и тонкой ручной моторики;

  подготовка  к обучению грамоте.

  Координационно-развивающая  работа ведется при участии семьи  ребенка.

  Школьники с задержкой психического развития могут обучаться:

  в специальных образовательных учреждениях (школах VII вида), сеть которых была организована в нашей стране в начале 80-х гг.;

  в коррекционных классах при общеобразовательных  школах (на основании приказа Минобразования России "О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР", 1981).

  Особенности обучения в коррекционном классе:

  адаптированные  программы и учебные планы (в  соответствии со специальным образовательным  стандартом);

  изучение  специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика  и др.);

  индивидуально-групповая  коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в  знаниях, пропедевтика нового учебного материала);

  факультативные  курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т. п.).

  Образовательный процесс в классе коррекционно-развиваюшего обучения осуществляется (как отмечает Е.А. Медведева) на основе: учета актуальных возможностей ребенка; охраны и укрепления его здоровья; создания благожелательной образовательной среды; _ взаимодействия с родителями.

  По  данным, которые приводит Н.М. Назарова, около половины детей с ЗПР  после начальной школы способны обучаться далее в обычных  классах, другие дети со стойкими формами  ЗПР - только в условиях коррекционного класса. Многие школьники с задержкой  психического развития (после 9 лет  обучения) продолжают свое образование (вечерние школы, профессионально-технические  училища, техникумы) или устраиваются на работу.

  4. В нашей стране функционирует  система комплексной помощи детям  с ЗПР, которая, по определению  Е.А. Медведевой, включает в себя:

  различные модели специальных образовательных  учреждений (дошкольные образовательные  учреждения (группы) компенсационного вида, специальные школы и школы-интернаты  для детей с ЗП Р, классы коррекционно-развивающего обучения при школе общего назначения;

  ранее выявление детей ЗПР, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного  образования;

  совершенствование системы медицинского, педагогического  и психологического диагностирования (для определения особенностей организации  коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);

  нормативное и учебно-методическое обеспечение  практики, образования детей с  ЗПР;

  определение задач и содержания профессиональной ориентации профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации  выпускников;

  создание  и применение критериев и методов  оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;

  разработку  моделей служб консультативной  помощи семье;

  подготовку  соответствующих педагогических кадров. Система комплексной помощи детям  с ЗПР отражает концепцию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной  школы, авторы - В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Т.В. Егорова, С.Г. Шевченко, Г.Д. Тригер, Г.И. Капустина и др., Институт коррекционной педагогики РАО, 1993.

Учение  Л.С Выготского о системном строении дефекта 
Учение Л.С Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке. В структуре любого дефекта  можно выделить первичные и вторичные нарушения. Первичные - обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур, а вторичные детерминированы первичными, так как психическое развитие ребенка происходит на неполноценной основе.  Помимо этого могут возникать третичные, и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу. 
Чем меньше возраст ребенка, тем более выражен первичный дефект, а вторичные нарушения формируются по мере того, как ребенок развивается на дефектной основе. Таким образом, при раннем начале коррекционной работы можно ослабить проявление первичного дефекта и предупредить появление вторичных нарушений. Для практической работы с детьми также важно понимать что, чем дальше от первопричины отдалено нарушение, тем легче оно поддается коррекции. 
Возможность компенсации нарушений за счет опоры на сохранные функции. Эта закономерность вытекает из учения Л.С.Выготского о сложном, системном строении дефекта. Любой дефект характеризуется сложной иерархией первичных нарушений, обусловленных поражением центральной нервной системы; вторичных нарушений, обусловленных тем, что ребенок развивается на дефектной основе; третичных нарушений – ( отклонений в личностном развитии ) и сохранных функций. 
Например, вследствие поражения слухового анализатора возникает первичный дефект – снижение или отсутствие слуха, что в свою очередь приводит к отсутствию или грубому недоразвитию речи (вторичный дефект), в результате возникают проблемы личностного характера (третичный дефект). Однако имеются и сохранные функции (зрительное восприятие и т.д.), на которые в своей работе опираются специалисты. 
Вся коррекционная работа с детьми, имеющими недостатки в развитии строится с опорой на сохранные функции, в «обход» пострадавших функций, т.е. при коррекции нарушений используется принцип «обходного пути».

Информация о работе Шпаргалка по "Коррекционной педагогике"