Рыцарская литература Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 09:36, реферат

Описание

Рыцарская культура средневековья – один из мощных корней, на которые опирается ствол современной европейской, а через неё и общечеловеческой культуры. В рамках этой культуры формировались основы большинства светских литератур европейских стран и даже, более того, литературные языки многих из них. Так, например, создатель итальянского литературного языка великий поэт Данте Алигьери прямо называл своим учителем в поэзии провансальского трубадура Арнаута Даниэля. Испанские романсы, воспевавшие подвиги рыцарей, сыграли немалую роль в консолидации Испании и реконкисте – освобождении испанских территорий от арабского господства.Если проследить, какие феномены культуры порождало рыцарское мировоззрение, и мировосприятие по мере исторического хода времени можно полнее понять сущность феномена рыцарской культуры

Содержание

1.Вступление.
2.Основная часть.
1. Рыцарская культура в координатных осях «прошлое-будущее» и «Север-Юг»
2. Общая характеристика средневековой эпохи
3. Рыцарь. Происхождение термина, сословные рамки, место в мире
4. Культурное наследие рыцарской эпохи
4.1. Эпическая поэзия. «Шансон де жест», песни о деяниях
4.2. Испанское романсеро, «Захват Испании маврами», «Песнь о моём Сиде»
4.3. Куртуазная поэзия. Провансальская поэзия трубадуров. Северофранцузские
труверы
4.4. Рыцарский роман
4.5. Миннезанг
3.Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по лит-ре.docx

— 57.59 Кб (Скачать документ)

      Поэтических текстов, созданных в ту эпоху, чрезвычайно  много, и сегодня, конечно, уже никто  не знает, кто были авторы большего числа их, но среди поэтов бесцветных появлялись и запоминающиеся фигуры с яркой индивидуальностью. Наиболее известными трубадурами были трепетный  Бернарт де Вентадорн, пылкий Гираут де Борнейль, суровый Маркабрюн, рассудительный Пейролъ, мечтательный Джауфре Рюделъ.

      В Провансе существовало множество форм куртуазной поэзии, но к наиболее распространенным относились кансона, альба, баллада, пасторела, тенсона, плач, сирвентес.

      Кансона («песня») в повествовательной форме излагала любовную тему: 

      В час, когда разлив потока

      Серебром  струи блестит,

      И цветет шиповник скромный,

      И раскаты соловья

      Вдаль плывут волной широкой

      По  безлюдью рощи темной,

      Пусть мои звучат напевы!

      От  тоски по вас, Далекой

      Сердце  бедное болит.

      Утешения  никчемны,

      Коль  не увлечет меня

      В сад, во мрак его глубокий,

      Или же в покой укромный

      Нежный  ваш призыв, - но где  вы?!

      (Джауфре Рюделъ) 

      Вот прямо на этом примере можно увидеть яркий след, оставленный куртуазной поэзией Прованса в европейской и мировой культуре. Французский поэт Эдмон Ростан написал на сюжет любви Джауфре Рюделя к далёкой «неведомой» принцессе Триполитанской свою великолепную пьесу «Принцесса Грёза».

      Альба («утренняя заря») посвящалась земной, разделенной любви. В ней рассказывалось о том, что после тайного свидания влюбленные расстаются на заре, и о  приближении утренней зари их предупреждает  слуга или друг, стоящий на страже: 

      Молю  тебя, всесильный, светлый  Бог,

      Чтоб  друг живым уйти отсюда мог!

      Да  бодрствует над ним  твоя десница!

      С зари вечерней здесь  свиданье длится,

      И близок час рассвета…

      Мой милый друг! Я с  вечера не спал,

      Всю ночь я на коленях  простоял:

      Творца  молил я жаркими  словами

      О том, чтоб снова свидеться  мне с вами.

      А близок час рассвета.

        (Гираут де Борнейль) 

      Баллада в то время в Провансе обозначала хоровую плясовую песню: 

      Все цветет! Вокруг весна!

      - Эйя! -

      Королева  влюблена,

      - Эйя! -

      И, лишив ревнивца сна,

      - Эйя! -

      К нам пришла сюда она,

      Как сам апрель, сияя.

      А ревнивцам даем мы приказ:

      Прочь от нас, прочь от нас!

      Мы  резвый затеяли пляс.

       (Безымянные песни) 

      Пасторела - песня, в которой рассказывалось о встрече рыцаря и пастушки: 

      Встретил  пастушку вчера я

      Здесь, у ограды блуждая.

      Бойкая, хоть и простая

      Мне повстречалась девица.

      Шубка на ней меховая

      И кацавейка цветная,

      Чепчик - от ветра прикрыться

      К ней обратился  тогда я:

      - Милочка! Буря  какая

      Нынче взметается злая!

      -Дон!-отвечала  девица,

      Право, здорова всегда я,

      Сроду простуды не зная, -

      Буря  пускай себе злится!..

       (Маркабрюн) 

      Плач - песня, в которой поэт тоскует, оплакивает свою долю либо скорбит о смерти близкого человека: 

      Нет, не вернусь я, милые  друзья,

      В наш Вентадорн: она ко мне сурова.

      Там ждал любви - и ждал напрасно я,

      Мне не дождаться жребия иного!

      Люблю ее - то вся вина моя,

      И вот я изгнан в  дальние края,

      Лишенный  прежних милостей и крова...

       (Бернарт де Вентадорн) 

      Тенсона - стихотворный спор, в котором принимают участие либо два поэта, либо поэт и Прекрасная Дама, поэт и Любовь: 

      Я велел с недавних пор

      Сердцу  моему молчать,

      Но  Любовь со мною спор

      Не  замедлила начать:

      - Друг Пейроль, решили, знать,

      Распрощаться  вы со мной,

      Да  и с песнею былой?

      Что ж, бесславный ждет удел

      Тех, кто сердцем охладел!

      - Ах, Любовь, на ваш  укор

      Мне не трудно отвечать:

      Долго Донны светлый  взор

      Я готов был воспевать,

      Но  в награду мог  стяжать

      Только  боль обиды злой,

      Дайте ж наконец покой!

      Я роптать на вас  не смел,

      Но  уж песни-то отпел!

      (Пейроль) 

      Сирвентес - песня, в которой поднимаются уже социальные вопросы, главный из которых: кто больше достоин любви - учтивый простолюдин или бесславный барон? 

      - Перигон? Порой бесславно

      Жизнь ведет свою барон,

      Он  и груб и неумен,

      А иной виллан бесправный

      Щедр, учтив, и добр, и  смел,

      И в науках преуспел.

      Что Донне можете сказать:

      Кого  из этих двух избрать,

      Когда к любви ее влечет?

      - Мой сеньор! Уже  издавна

      Был обычай заведен

      (И  вполне разумен  он!):

      Если  Донна благонравна,

      С ровней связывать  удел

      Тот обычай повелел.

      Как мужику любовь отдать?

      Ведь  это значит потерять

      И уваженье и почет...

      (Дальфин и Перигон) 

      Наличие в провансальской поэзии таких форм, как тенсона, сирвентес и плач, свидетельствует о том, что хотя любовная тема и занимала в ней господствующее положение, она не являлась единственной. Трубадуры охотно откликались на злобу дня, касались в своих песнях вопросов политических и социальных.

      Трубадуры были первыми куртуазными лириками Европы. За ними последовали северофранцузские  труворы, давшие миру ещё несколько новых жанров – «куртуазная баллада» и «лэ» - сюжетная новелла в стихах. А им наследовали немецкие миннезингеры - «певцы любви». Но прежде чем говорить о них, необходимо сказать о куртуазном рыцарском романе, который явился одновременно и совершенно новым жанром литературы и – в плане тематики - связующим звеном между любовной поэзией Франции и Прованса и мистико-философской лирикой миннезанга. 

      4.4 Рыцарский роман

          В XII веке появились, быстро получив широкое распространение, рыцарские романы, излагавшие в прозе либо в стихах различные рыцарские приключения, по мере того как рыцари разных стран Европы познакомились более друг с другом и обогатились впечатлениями от далеких стран в процессе крестовых походов на Восток. Наибольшей известностью пользовались циклы романов о древнебританском короле Артуре, которыми зачитывались в замках Англии и Франции, и романы Амадиса Голльского, читавшиеся в Испании, Франции и Италии.

      Роман был совершенно новым литературным жанром. Создание романа предполагает не только вдохновение и особое творческое восприятие мира, но и обширные знания. Авторами были чаще всего ученые люди, пытавшиеся примирить идеалы куртуазности и всеобщего равенства перед  Богом с реальными придворными  обычаями и нравами эпохи; идеалы куртуазности являлись своеобразным протестом  против не очень поэтичной повседневности. Эта специфическая мораль рыцарства  была утопична, но именно она была отражена в романе.

      Первые  романы появились во Франции, в англо-нормандской  культурной среде, как своеобразный сплав кельтских эпических преданий, позднеантичных латинских пересказов Гомера, Вергилия, Овидия, увлекательных рассказов крестоносцев о неведомых странах и провансальских куртуазных песен.

      Одним из создателей рыцарского романа был  Кретьен де Труа (30-90-е гг. XII в.). Сюжеты его многочисленных произведений прочно вошли в арсенал европейской словесности, но наиболее знаменит «Ивейн, или Рыцарь со львом». Сюжет и герои романа связывают его с британским циклом о короле Артуре, сенешале Кее, королеве Геньевре, рыцарях Ивейне, Ланселоте и других. Важной приметой того мира, в котором живут и действуют герои, является переплетение реалистических и фантастических элементов. По описанию турниров, многолюдных охот, осад можно составить представление о быте обитателей средневековых городов и замков, его праздничности; вместе с тем чудесное встречается в романе на каждом шагу (вся природа заколдована и населена загадочными существами) и, передается через будничное, обыденное. Мир, созданный фантазией Кретьена де Труа, - воплощение рыцарственности, и действия героев, живущих в этом мире, направлены на совершение подвига, «авантюры». При этом не любовь толкает рыцаря на «авантюру», хотя любовь к даме играет в романе олень большую роль, ибо способность к любви - непременное качество настоящего рыцаря, - им движет страсть к приключениям, в ходе которых он оттачивает воинское мастерство, воспитывает волю, демонстрирует мужество. В то же время в романе «Ивейн» Кретьен показал, что сам по себе подвиг бессмыслен, что «авантюры» непременно должны быть внутренне исполнены смысла, целенаправленны: это защита оклеветанной дамы, спасение родственников друга, избавление от костра девушки. Благородство и самоотречение Ивейна иносказательно подчеркнуто в романе его дружбой со львом, царем зверей, спасение которого является определяющим в формировании характера героя. И показательно, что не воинские свершения, а полезные целенаправленные действия приводят героя к нравственному совершенству, делая его истинным рыцарем, не только смелым и ловким, но и обладающим душевной широтой и благородством.

Информация о работе Рыцарская литература Средневековья