Русские писатели о природе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание

В школе тоже появился такой предмет « Экология». В самостоятельную науку она выделилась совсем недавно. Она относится к блоку биологических дисциплин. Но значение этого предмета в школе очень велико. Если на уроках биологии дети в основном узнают строение растений и животных, их эволюцию. То экологическая дисциплина показывает взаимосвязь человека и живой природы, его влияние на окружающий мир. Экология рассказывает о той реальности, в которой мы живем и предостерегает о том, что может быть через несколько лет.

Содержание

Введение.
Русские писатели о природе:
а) Аксаков С.Т.
б) Благосклонов К.Н.
в) Дементьев Г.П.
г) Кайгородов Д.Н.
д) Бианки В.
Природа у зарубежных авторов:
а) Фабр Ж. – А.
б) Сетон – Томпсон Э.
в) Брем А.
г) Лондон Д.
Сценарий экологического вечера.

Работа состоит из  1 файл

Беседы об экологии.DOC

— 101.50 Кб (Скачать документ)

       Он  любил жизнь, людей, труд. Сам построил себе дом вблизи населения индейцев, дружил с ними. Сетон-Томпсон любим  во всем мире. Его почитают ученые-биологи, художники, писатели и многочисленная читательская аудитория. Он не только исследователь и пропагандист природы. Он еще и наставник, которого называют учителем сотни тысяч людей на земле. Его книги помогли выбрать профессию множеству юных любителей природы. И наверняка будут помогать впредь.

       А великого немца Альфреда Брема, вероятно, знают очень многие. И не только как великого писателя, но и как прекрасного ученого-биолога. За свою короткую жизнь (55 лет) он сделал столько, что хватит на десяток жизней талантливых людей. Он не только исколесил землю и познал ее живые сокровища, но так подробно, талантливо и интересно описал ее в своем многотомном труде «Жизнь животных», что эти книги стали настольными для многих любителей природы во всем мире. Более ста лет люди разных стран читают книги Брема как захватывающую художественную литературу, справочники, учебники.

       В 18 лет Брем отправился в длительную экспедицию по Африке. Там он сформировался  как зоолог, исследователь и описатель  царства животных. Странствия стали  сутью его жизни. Они давали ему  материал для книг, в которых он описал все живущее на планете  – от козявки до слона. Последнее путешествие Брем совершил в Россию, побывал в Сибири – Омске, Тюмени, Тобольске. Книги Брема не сухая регистрация фактов, это художественное повествование. Животные у него наделены достоинствами и недостатками, они хитры или доверчивы, жестоки или добросердечны, жадны или щедры, веселы или угрюмы. Читая Брема, вы влюбляетесь в мир природы, делаетесь зорче, добрее и уже никогда не обидите братьев наших меньших. Стать хорошим биологом, не зная Брема, нельзя. Пройти мимо его книг, - значит обделить себя одной из самых ярких радостей жизни.

       Блестящий организатор, Брем создал знаменитый Берлинский аквариум, руководил зоопарком в  Гамбурге.

       Сопоставление человека и природы делает в своих  рассказах Джек Лондон (1876-1916). В его произведениях человек находится с природой в постоянной борьбе, и ее исход часто оборачивается не в пользу людей. Д. Лондон показывает, что ждет нас, если мы не прекратим беспощадную травлю всего живого, что значит наша жизнь, если мы останемся с природой один на один, без всевозможных приспособлений и орудий. Вот как он пишет об этом на страницах рассказа «Белое безмолвие»: «У природы много способов убедить человека в его смертности: непрерывное чередование приливов и отливов, ярость бури, ужасы землетрясения, громовые раскаты небесной артиллерии. Но всего сильнее, всего сокрушительнее – Белое Безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнется, небо ярко, как отполированная медь. Малейший шепот кажется святотатством. И человек пугается звука собственного голоса. Единственная частица живого, передвигающаяся по призрачной пустыне мертвого мира, он страшится своей дерзости, остро осознавая, что он всего лишь червяк».

       Во  многих своих рассказах скрытым  подтекстом Лондон призывает человека остановиться уничтожать природу. Он не произносит громких слов, не пишет красивых фраз, рассказывает о том, что есть сейчас, и о том, что может быть через несколько лет. Конечно, нельзя сказать, что это является красной нитью всех его произведений, но их не так уж и мало, чтобы оставить в стороне тему экологизации его рассказов. Во времена жизни Д. Лондона слово «экология» было еще неизвестно, но автор уже тогда так описал последствия деятельности человека, что кажется, будто бы он мог предвидеть на несколько десятилетий вперед.

       В 1907 г. Джек Лондон отправился на своей яхте «Снарк» в длительное морское путешествие, продолжавшееся почти 2 года. Побывав на Гавайях, Самоа, Фиджи и Новых Гебридах, он собирал обширный материал, который лег в основу его «Южных рассказов». Он описал тихоокеанские острова, как царство буйной тропической зелени, цветов и ярких красок, и здесь же пишет, как «нашествие прогресса» оборачивается для туземного населения и островов жестокими трагедиями. Дорогой ценой платит народ острова за «дары цивилизации».

       Творческий путь писателя был неровным и тернистым, но в нем всегда жила любовь к правде и справедливости, которая, по словам его современников, «доходила до страсти».

       Конечно, невозможно перечислить всех писателей, для которых природа играла не последнюю роль. Здесь приведены лишь некоторые из них, имена которых известны не только в их стране, но и далеко за ее пределами. И если в школе на уроках приводить цитаты из их произведений, то это будет прекрасным дополнением к фактам и цифрам учебника.

       Призывают охранять и любить природу не только авторы – прозаики, но и поэты. Наиболее наглядно это можно показать детям, проведя экологический вечер на тему «Береги свою планету!». Сценарий такого вечера может выглядеть следующим образом. 

       Сценарий  экологического вечера

       «Береги свою планету!». 

  1. Оформление  зала: зал украшен самодельными плакатами  и рисунками на экологическую  тему. Возможные варианты плакатов:
    1. «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой».

      2. «Говорить  сегодня об экологии – это  значит говорить не                     об изменении жизни, как прежде, а о спасении».

                                                             В. Распутин

      3. «Природа  – наше богатство: сберечь  это богатство для последующих  поколений – наша задача и  наш долг».

                                                              М. Пришвин

      4. «О, люди, мыслю я

                       у всех у нас

            есть мать одна

            по имени ПРИРОДА!»

                                                            С. Викулов 

  1. На заднем плане сцены плакат земного шара с большой ромашкой и бабочкой и лозунг – название вечера: «Береги свою планету!» (возможный вариант в приложении).

    На стенах зала висят рисунки учеников, приготовленные специально для вечера.

    В зале выключен свет, освещается только сцена, на которую  выходит чтец. Он читает стихотворение С. Михалева «Стон Земли». Звучит тихая классическая музыка. 

    Вращаясь в  космосе, в плену своей орбиты,

    Не год, не два, а миллиарды лет

    Я так устала…  Плоть моя покрыта

    Рубцами ран  – живого места нет.

           Терзает сталь мое земное тело,

           И яды травят воды чистых рек,

           Все то, что я имела и имею

           Своим добром сметает человек. 

    Мне не нужны  ракеты и снаряды,

    А ведь на них  идет моя руда!

    А что мне  стоит только штат Невада,-

    Его подземных  взрывов череда! 

           Зачем друг друга люди так боятся,

           Что позабыли о самой Земле?

           Ведь  я могу погибнуть и остаться

           Обугленной  песчинкой в дымной мгле. 

    Не потому ли, загораясь мщеньем,

    Я против сил  безумных восстаю

    И сотрясая твердь землетрясеньем

    На все обиды  свой ответ даю. 

           И не случайно грозные вулканы

           Выплескивают  с лавой боль Земли.

           Очнитесь, люди!

           Призовите страны,

           Чтобы меня от гибели спасти!  

    (В  зале включается  свет, чтец уходит  со сцены, на  нее входят двое  ведущих.) 

    1 ведущий: Земля… какая она? Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны. Облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей. 

    2 ведущий: Человека Земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом? И человек собирался в путь, оставляя крестьянский рубленый двор, стрелецкий посад или тихую над прудом усадьбу.  

    1 ведущий: По тропам, по безымянным дорогам шел землепроходец, меняя ладью на лошадь, обдирая ноги об камни, пока не дохнет ему в лицо соленой пеной голубой океан, не кинет к ногам заморскую водоросль. Стоял человек на краю Земли, седой состарившийся в странствиях, опираясь на посох, и огромной казалась ему Земля. И слаб и мал был человек перед силами природы. 

    (Эти  ведущие уходят, появляются  новые, они ставят  перед зрителями  макет машины времени) 

    1 ведущий: Ребята, перед вами макет «машины времени». Она поможет нам сделать путешествие в далекое прошлое и пронаблюдать развитие жизни на земле. Усаживайтесь поудобнее, не бойтесь, будет очень интересно. Итак, внимание! Отсчет времени пошел! 5, 4, 3, 2, 1, пуск!!!

    Наше  путешествие началось. Мы мысленно переносимся на несколько тысячелетий назад и поднимаемся над территорией нынешней густонаселенной Европы. Вы видите очень мало признаков обитания человека: кое – где группы примитивных шалашей и навесов, дымки костров, узкие тропинки, теряющиеся сразу же за поселениями. И леса, леса, леса! У людей очень примитивные орудия, и человек не может нанести природе сколь-нибудь существенный урон. Он сам является частью природы и не отделяет себя от нее. 

    2 ведущий: С развитием скотоводства и земледелия начинается новый Этап в развитии человечества. Голод перестал быть постоянным спутником людей. Их становится все больше. И соответственно возрастает давление человека на природу. Смотрите: выжигаются и вырубаются леса, разрастаются поселения, прокладываются дороги, под натиском человека все глубже в лес отступают животные, а некоторые исчезают совсем. Так,  по мнению некоторых ученых, не без помощи человека исчезли мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь, морская корова. (Если есть возможность, демонстрируются слайды, а если нет, то показываются картинки с изображением этих животных). Ведущий предлагает зрителям рассказать о том, как человек мог повлиять на исчезновение этих животных (охота, бессмысленное уничтожение ради спортивного азарта). 

    3 ведущий: С появлением железных орудий этот процесс убыстряется. Копья и стрелы с металлическими наконечниками все чаще находят свою жертву, под натиском железного топора трещат и отступают лесные дубравы и их место занимают новые поля. 

    4 ведущий: Населенные пункты становятся крупнее, обносятся рвами, стенами, совершенствуются транспортные средства, развивается кораблестроение. Люди пытаются заглянуть за горизонт, и вот уже качаются на волнах ладьи и каравеллы, и чудом вернувшиеся из плавания моряки утверждают: океан безбрежен, земля необъятна, в неведомых краях огромные стада дичи. И вот уже не за горами колонизация Африки и Америки, истребление коренного населения, а заодно и местных видов животных и растений. Человек научился прокладывать каналы и осушать болота. Родился лозунг: все ведущие говорят вместе: «Покоряй природу». 

    1 ведущий: Создано новое водохранилище (ведущие хором: «Человек покоряет природу»). 

    2 ведущий: Пользуйтесь ДДТ! Создан новый химический препарат, который избавит нас от всех насекомых: летающих и кусающих! (ведущие хором: «Человек покоряет природу»). 

      3 ведущий: Открыть новое месторождение, в тайге построим новый комбинат, новый поселок, проложена новая железная дорога!

    (ведущие  хором: «Человек покоряет природу»).

    Звучат  слова песни: «Я Земля, я своих провожаю питомцев: сыновей, дочерей. Долетайте до самого солнца и домой возвращайтесь скорей!» 

    4 ведущий:  Но постепенно человек начал понимать, что не в покорении нуждается наша природа, а в глубоком ее понимании. Начиная с 60-х годов нашего столетия человечество все больше склоняется к этой мысли, все больше волнуют людей проблемы экологии. Создается Красная книга, объявляется международная биологическая программа по исследованию биосферных явлений.

    (ведущие  хором: «Люди обеспокоены, скоро покорять будет уже нечего! Природа на грани гибели»). 

    Эти ведущие покидают сцену, появляется новый  Он говорит:

    Ведущий: В июне 1980 г. в нашей стране приняты законы об охране природы, животных, воздуха. 

    (на сцене появляются 2 чтеца)

Информация о работе Русские писатели о природе