Роман Л.Н. Толстого "семейное счастие" в литературно-биографическом контексте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:11, дипломная работа

Описание

Роман Л. Н. Толстого «Семейное счастие» увидел свет в 1859 году. Само появление этого произведения, написанного на семейную тему, Б. М. Эйхенбаум связывает с активными дискуссиями о семье, браке и предназначении женщины, развернувшимися в русском обществе 2 трети 19 века.1 Для Толстого полемика по этим вопросам имела принципиальное значение, а его роман можно рассматривать как художественный ответ на общественные споры, реплику в диалоге с эпохой и современниками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО.
ТОЛСТОВСКАЯ ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ 1850-1860-Х ГОДОВ.
«СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В КОНТЕКСТЕ ПОЗДНЕГО ТВОРЧЕСТВА ТОЛСТОГО («КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА»).
ПОВЕСТЬ С.А. ТОЛСТОЙ «ЧЬЯ ВИНА?» В ПОЛЕМИКЕ С «КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТОЙ» И «СЕМЕЙНЫМ СЧАСТИЕМ».

ГЛАВА 2. «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ.
2.1. РОМАН Ж.-Ж. РУССО «ЭМИЛЬ» КАК ОДИН ИЗ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ «СЕМЕЙНОГО
СЧАСТИЯ».
2.2. «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В ДИАЛОГЕ ТОЛСТОГО С
Ж. САНД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ.

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 224.50 Кб (Скачать документ)
 

РОМАН  Л. Н. ТОЛСТОГО  «СЕМЕЙНОЕ  СЧАСТИЕ»

В ЛИТЕРАТУРНО-БИОГРАФИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ. 

ГЛАВА 1. «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В КОНТЕКСТЕ  ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО. 

    1. ТОЛСТОВСКАЯ ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ 1850-1860-Х  ГОДОВ.
    2. «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В КОНТЕКСТЕ ПОЗДНЕГО ТВОРЧЕСТВА ТОЛСТОГО («КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА»).
    3. ПОВЕСТЬ С.А. ТОЛСТОЙ «ЧЬЯ ВИНА?» В ПОЛЕМИКЕ С «КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТОЙ» И «СЕМЕЙНЫМ СЧАСТИЕМ».
 

ГЛАВА 2. «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ. 

      2.1. РОМАН   Ж.-Ж. РУССО   «ЭМИЛЬ»   КАК   ОДИН  ИЗ    

                 ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ «СЕМЕЙНОГО 

                 СЧАСТИЯ».

      2.2. «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» В ДИАЛОГЕ  ТОЛСТОГО С  

                  Ж. САНД. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

БИБЛИОГРАФИЯ. 
 
 

   
 
 
 

 

 ВВЕДЕНИЕ.

 

      Роман Л. Н. Толстого «Семейное счастие» увидел свет в 1859 году. Само появление этого произведения, написанного на семейную тему, Б. М. Эйхенбаум связывает с активными дискуссиями о семье, браке и предназначении женщины, развернувшимися в русском обществе 2 трети 19 века.1 Для Толстого полемика по этим вопросам имела принципиальное значение, а его роман можно рассматривать как художественный ответ на общественные споры, реплику в диалоге с эпохой и современниками.

      Очевидно, что именно в «Семейном счастии» Толстым впервые была заявлена «мысль семейная». Однако значимость этого произведения до настоящего времени не осознана исследователями, оставляющими роман на периферии своих научных интересов. Равнодушие исследователей объясняется, возможно, отношением  писателя к собственному произведению. Первое упоминание о романе относится к январю 1859 г. Поначалу Толстой работал над ним с большим воодушевлением, но постепенно  охладевал к своему труду и уже после публикации романа сделал такое признание: «Моя Анна ( так Толстой называл «Семейное счастие» в ранних редакциях ), как я приехал в деревню и перечел ее, оказалась такая постыдная гадость, что я не могу опомниться от сраму и, кажется, больше никогда писать не буду».2 Разочарование писателя в романе «Семейное счастие» стало одной из причин его первого «отречения» от литературной деятельности. Н. Н. Гусев объясняет негативное отношение Толстого к роману несколькими причинами, из которых наиболее значительными нам представляются : тревожное настроение писателя в период окончания работы и недовольство содержанием произведения или той формой, в которую оно было воплощено.

      Роман остался незамеченным и в критике 1850-1860-х годов. Исключение составила  лишь статья А. Григорьева «Явления современной  литературы, пропущенные нашей критикой», где «Семейное счастие» было объявлено «лучшим произведением» Толстого.1 Однако вполне вероятно, что такая высокая оценка  романа была обусловлена полемическими соображениями, поскольку критик не подтвердил конкретным анализом своего положительного отзыва.

      В литературоведении 20 века роман «Семейное счастие» в той или иной мере затрагивается лишь в работах биографического характера и общих        работах        по      творчеству      Толстого,     принадлежащих 

Б.  М.  Эйхенбауму,    В.  А.  Жданову,    Н.  Н. Гусеву,   Н.  Н.   Арденсу, 

С. П. Бычкову, Е. Н. Купреяновой.2 Исследователи обычно ограничиваются общим анализом проблематики романа или упоминанием о его биографической основе. Этим и объясняется актуальность нашего обращения к роману.

      Цель  нашей дипломной работы – показать значение «Семейного счастия» в творчестве Толстого; задачи: выявить выраженныенные в нем представления Толстого о роли мужчины и женщины, о распределении ролей в семье и нравственных основах семейной жизни; показать связь романа с поздним творчеством писателя ( «Крейцерова соната» ); проанализировать диалог Толстого с писателями-предшественниками и современниками по вопросу о семейном счастье ( Руссо, Ж. Санд ).

      Попытка включить «Семейное счастие» в литературный контекст была  предпринята  только  Б. М. Эйхенбаумом  в  работе  «Лев Толстой:

50-е  годы». В качестве литературных  источников романа он называет  книги, нашумевшие во Франции  в к. 1850-х гг.: труд Прудона «Правосудие  в революции и церкви»(1858), а  также книги Мишле «Любовь»(1858) и «Женщины»(1859).1 Однако идейное содержание романа Толстого позволяет предположить существование еще двух, до сих пор не учтенных источников: книги Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» и романа Ж. Санд «Жак». По мнению немецкой исследовательницы В. Эрих-Хэффели, 5 книга романа Руссо «София, или Женщина» определила переход к новому дискурсу о полах в европейкой культуре, который сохранил свою актуальность и в 19 веке.2 Этот новый дискурс характеризовался утверждением естественного неравенства мужчины и женщины, причем женщине отводилось в нем подчиненное положение.  Известно, что личность и взгляды Руссо оказали колоссальное воздействие на становление мировоззрения молодого Толстого. в нашей работе мы попытаемся доказать, что и та модель семейной жизни, которую Толстой воплотил в романе «Семейное счастие», создана под непосредственным влиянием Руссо.

      С другой стороны, время создания «Семейного счастия» совпало с

периодом  наибольшего интереса Толстого к  творчеству Ж. Санд и полемики с нею. Сами споры в русском обществе о проблеме положения женщины, в обстановке которых  возник роман, были вызваны в значительной мере появлением в литературе Ж. Санд. «Причисленная к литературному канону», Ж. Санд «заняла в сознании русских собратьев по перу почетное место в иерархии ценностей мировой художественной культуры. Это единственный случай в истории русской литературы 19 в., когда целая плеяда умных, просвещенных, талантливых мужчин открыто признавалась не просто в своем поклонении литературному дарованию женщины, но в ее огромном воздействии на себя и своих современников».1 Французская писательница пытается переосмыслить в своем творчестве многие ценности патриархатной культуры, что, быть может, неосознанно и вызывает острое неприятие к ней со стороны Толстого, придерживающегося традиционных взглядов на проблему семьи. В работе мы не ставим себе целью определить особенности воздействия художественного опыта Ж. Санд на творческое сознание Толстого в целом. Нас будет интересовать лишь сюжетная ситуация воспитания жены, реализованная в произведениях обоих писателей: романе Толстого «Семейное счастие»  и романе Ж. Санд «Жак», широко известном в России и, несомненно, учтенным Толстым при создании собственного текста.

      Не  менее важным, с нашей точки  зрения, является анализ «Семейного счастия» в контексте жизни и творчества  писателя. Ранний роман Толстого – уникальный пример того, как программа семейной жизни, созданная для себя писателем, переходит в ткань литературного произведения. Материалом для исследования послужил роман «Семейное счастие», а кроме того – письма Толстого к Арсеньевой и др. адресатам, дневники Л. Н. Толстого и С. А. Толстой. Рассмотрение «Семейного счастия» в контексте творчества Толстого предполагает сопоставление этого раннего произведения с более поздней повестью – «Крейцерова соната» и повестью С. А. Толстой «Чья вина?», которая явилась полемическим откликом на оба эти произведения. В результате мы попытаемся доказать, что взгляд Толстого на проблему семейного счастья являлся достаточно устойчивым и что корни тех изменений, которые произошли во взгляде писателя на семью, находятся в раннем его творчестве.   

      Все вышесказанное обусловило предложенную структуру работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ГЛАВА 1. «СЕМЕЙНОЕ  СЧАСТИЕ» В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНИ И  ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО. 

    1. ТОЛСТОВСКАЯ ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ 1850-1860-Х  ГОДОВ.
 

      Одной из важных страниц биографии Толстого является его роман с Валерией Арсеньевой, относящийся к 1856-1857 году. В это время писатель, создав в  своем воображении идеальный  образ  будущей жены, пытается найти воплощение своего идеала в жизни. Женитьба представляется  ему  чрезвычайно   важной  и   неотложной  задачей  -  и

В. Арсеньева  становится невестой Толстого. В письмах  к ней писатель создает «программу»  семейного счастья, предписывающую распределение ролей будущих супругов и их образ жизни. Программе, однако, не суждено было осуществиться: свадьба не состоялась. История же взаимоотношений Толстого с Арсеньевой послужила биографической основой романа «Семейное счастие».

      Биографическая  основа произведения была удостоверена самим писателем в ноябре 1903 г., когда, отвечая П. И. Бирюкову на вопрос о том, как личное любовное чувство  отразилось в его произведениях, Толстой ответил: «...Наиболее серьезное  – это была Арсеньева Валерия... Я был почти женихом ( «Семейное счастие» ) и есть целая пачка писем моих к ней»(  20, 241 ).

      По  мнению биографов Толстого, программа  «семейного счастия» впоследствии не воплотилась в его жизни. Принято  считать, что при встрече с  С. А. Берс Толстой под влиянием живого, искреннего чувства забывает о выработанных им нормах и требованиях к идеальной супруге. Однако действительно ли произошел отказ писателя от идеальной модели семейной жизни? В своей работе мы попытаемся ответить на этот вопрос.

      Интересно, что собираясь жениться на Арсеньевой, Толстой изна-

1Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. М., 1979-1986. Т. 20. С. 241. Это издание цитируется в тексте с указанием тома и страниц. 

чально  руководствуется не чувствами, а  разумом. «Вам надо примириться с мыслью, что той полноты чувства, которое вы будете давать мне, вы никогда не найдете во мне!» – пишет он своей невесте (18, 433). Толстой готов жениться без любви, так как ему представляется, что после женитьбы чувство его к ней будет возрастать и что «посредством этого чувства из нее можно было бы сделать хорошую женщину» В гендерном смысле эта ситуация вполне типична, так как предполагает подчинение одного пола другим, и в отношении Толстого к Арсеньевой мотив воспитания занимает центральное место. Его письма к Валерии носят нравоучительный характер: он дает ей советы по разным поводам, буквально определяя каждый ее шаг. При этом необходимым элементом воспитания является полное подчинение невесты. Толстой не предусматривает для девушки возможности самостоятельного восприятия мира.

      Письма  Арсеньевой к Толстому, сохранившиеся  частично, до сих пор не опубликованы, и потому о личности Валерии приходится судить лишь по письмам Толстого к  ней и по пересказам ее писем в  работах В. А. Жданова и В. Б. Шкловского. По замечанию В. Б. Шкловского, Арсеньева относилась к Толстому с нежной заботливостью, однако не принимала его морализирования. В одном из ответных писем она выражает недовольство тем, что Толстой «только умеет читать нотации».1 Именно с этого момента, как считает Н. Н. Гусев, Толстой понимает, что жизненные интересы его и Арсеньевой различны, и прекращает переписку. В реакции же Валерии можно предположить протест женщины против той гендерной роли, которая навязывается ей извне.

      В своих письмах Толстой рисует два варианта семейной жизни. Согласно первому, идеальному варианту, супруги должны поселиться

 на  лоне природы, в деревне, вдали  от большого света. Муж будет  заниматься любимым делом ( литературой  ) и хозяйством, жена - займется музыкой,  чтением и станет помощницей мужа в заботах о крестьянах. Муж является руководителем и наставником жены, учить и воспитывать ее. Она же должна посвятить себя материнству. Очевидно, что толстовская программа семейного счастья оказывается порождением патриархатной культуры. Она предполагает строгую иерархию полов, причем женщине отводится подчиненное положение. Роли между супругами распределены таким образом, что женщина оказывается вытесненной из области общественно значимой деятельности в сферу частной жизни.

      Другой предполагаемый вариант семейной жизни – роскошная жизнь в столице с удовольствиями и кокетством, а в результате – бегство от долгов в деревню и утрата любви и уважения между супругами.

      В романе «Семейное счастие» последовательно  реализуются оба варианта семейной жизни. Неудавшийся роман с Арсеньевой остался в прошлом, но идеал Толстого продолжает существовать, что подтверждается текстом литературного произведения.

      По  форме роман представляет собой  записки замужней женщины о своей  настоящей и прошлой жизни. Главные герои произведения – помещик Сергей Михайлович и его невеста, а впоследствии жена  Марья Александровна. В облике главного героя много автобиографических черт, но главное, что сближает автора и его героя – это общее отношение к жизни. Сергей Михайлович стремится к спокойной семейной жизни в деревенской глуши, вдали от светского «глупого» общества. В его планы семейной жизни входят деревенское уединение, «труд... отдых, природа, книга, любовь к близкому человеку»( 3, 106 ). Маша, невеста Сергея Михайловича, полностью разделяет его взгляды.

Информация о работе Роман Л.Н. Толстого "семейное счастие" в литературно-биографическом контексте