Природа в «Записках охотника» И.С. Тургенева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 21:07, контрольная работа

Описание

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX в.
Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений. Он был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели. Выражая мысли, чувства и чаяния современников, литература запечатлевает и передает грядущим поколениям духовный опыт эпохи, имеющий непреходящую ценность, как и характеры людей, порожденные временем. Внимание Тургенева было постоянно приковано к новым явлениям жизни общества.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по ИРЛ.docx

— 21.01 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Костромской государственный  университет имени Н.А. Некрасова

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу «История русской литературы»

на тему «Природа в «Записках  охотника» И.С. Тургенева»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса

заочного отделения

филологического факультета

Шинкоренок О.Г.

 

Руководитель:

доктор филологических

наук, профессор

Тихомиров В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома 2011

Ведение

 

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад  в развитие русской литературы второй половины XIX в.

Реальная картина современной  жизни в произведениях Тургенева  овеяна глубоким гуманизмом, верой  в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное  развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений. Он был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели. Выражая  мысли, чувства и чаяния современников, литература запечатлевает и передает грядущим поколениям духовный опыт эпохи, имеющий непреходящую ценность, как  и характеры людей, порожденные  временем. Внимание Тургенева было постоянно приковано к новым  явлениям жизни общества. Глубоко уважая традиции национальной культуры, черпая в них творческие импульсы, Тургенев с интересом и сочувствием следил за намечающимися, еще не заметными для большинства современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью.

Тургенев вошел в литературу в 1840-е гг. Он обратил на себя внимание как один из молодых поэтов, выражавших настроения и мысли поколения, остро  пережившего гибель Пушкина, а затем  Лермонтова. Читатели полюбили стихотворения  и поэмы Тургенева, находили в  них близкие себе чувства, актуальные, современные ситуации. В. Г. Белинский  высоко оценил стихотворные произведения Тургенева, отметив, что «в них всегда есть мысль, ознаменованная печатью  действительности и современности  и, как мысль даровитой натуры, всегда оригинальная».

Однако деятельность Тургенева  как писателя-прозаика вскоре заставила  читателей забыть его поэтические  опыты, и сам Тургенев не придавал значения своей лирике, считая себя прозаиком по природе своего дарования. Белинский особенно высоко оценил в  поэзии Тургенева те ее черты, которые  подготовили обращение писателя к повествовательной прозе: современность  проблематики, умение наблюдать и  осмыслять действительность.

Сообщая В. П. Боткину о  своем сближении с Тургеневым, Белинский передавал впечатление  от личности молодого писателя: «Это человек необыкновенно умный <...> У Тургенева> много юмору <...> Вообще Русь он понимает. Во всех его суждениях виден характер и действительность».

Первым произведением, в  котором Тургенев в полной мере выразил  себя как художник и как личность, явились «Записки охотника» (1847—1852).

Сочетание ясности мысли  и лиризма, умение раскрыть поэзию ежедневного  «прозаического» быта, придав монументальную значительность типичным характерам современных  людей, — эти черты творческой индивидуальности Тургенева, которые  так или иначе проявились во всех рассказах «Записок охотника», были ощутимы уже в очерке «Хорь  и Калиныч», который как бы случайно появился в отделе «Смесь» «Современника» (1847, № 1).

 

Есть три вещи , которые никогда не возвращаются обратно:  Время, Слово, Возможность.

Поэтому:... не теряйте Времени…., выбирайте Слова….. и не упускайте Возможность!

 

 

 

В январе 1847 года в культурной жизни России и в творческой судьбе Тургенева произошло значительное событие. В обновленном журнале "Современник", который перешел в руки Н. А. Некрасова  и И. И. Панаева, был опубликован очерк "Хорь и Калиныч". Успех его превзошел все ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием "Записки охотника". На причины популярности тургеневского очерка впервые указал Белинский: "Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил".

"Записки охотника" явились переходом от начального  периода творчества И. С. Тургенева,  в течение которого он создал  множество стихотворений и поэм, к новому этапу творчества, к  реалистической прозе. И. С.  Тургенев, поставивший перед собой  новые творческие задачи, обратился  для их воплощения и выражения  к рассказам-очеркам, которые  характерны для писателей "натуральной  школы". Обращение к этому жанру  позволило Тургеневу почти с  документальной точностью описывать  нелегкую жизнь крестьян, нравы  и быт помещиков; однако повествование  лишено сухости, так как во  всех рассказах присутствуют  лирические пейзажные зарисовки,  в которых сказалось своеобразие  тургеневской манеры.

В 1852 г. «Записки охотника», выходят отдельным изданием, они прошли через несколько десятилетий творческой деятельности писателя. С публикации первого очерка «Хорь и Калиныч» (1847) они всегда отмечались как незаурядное явление русской литературы, однако отдельное издание выявило новаторство писателя особенно убедительно и отчетливо. Созданные в основном тогда, когда самым больным вопросом русской действительности было крепостное право, «Записки охотника» воспринимались современниками прежде всего в аспекте социальном. Они стали свидетельством в защиту угнетенного народа.

«Записки охотника» не сводятся только к прямому протесту против крепостничества: они дают широкую  картину русской жизни с теми ее положительными началами, хранителем и носителем которых является народ.

Тургенев не только ввел в литературу нового героя, русское крепостное крестьянство, он сделал это так, что его произведение явилось своеобразным этическим камертоном, по которому настраивалась последующая литература в своем обращении к темам из жизни народа.

 

Природа в «Записках  охотника» на примере рассказа «Бежин луг»

Природа у Тургенева –  образ универсальный, объединяющий обращенные к нему разные народные характеры, собирающий в живое единство отдельные очерки и рассказы книги. По законам природной жизни возникают  и разрешаются в «записках» многочисленные человеческие конфликты. В мире людей, живущих в союзе с природой, зло и неправда не абсолютны, но относительны, как духота и зной. В жизни природы есть своя диалектика, приводящая крайние проявления бытия к «снимающему», гармоническому разрешению.

Удивителен с этой точки  зрения рассказ «Бежин луг»: в нем, как в капле воды, отражается художественный мир книги в целом. Это живой художественный организм с динамичным, стремительно развивающимся сюжетом. Все в нем движется от мрака к свету, от тьмы к солнцу, от загадок и тревожных вопросов к их разрешению. Природа в рассказе встает как живая во всей своей зрительной наглядности; писатель чутко замечает и тонко отмечает разнообразные оттенки зрительных, слуховых ощущений, воспринимаемых от явлений природы в разные моменты дня и ночи; природа в изображении Тургенева органически соединена с переживаниями человека, настраивает ночью на ощущения какой-то таинственности соединенной с некоторой боязнью и страхом перед непонятными ночными звуками, шорохами, темнотой, мигающими звездочками, пробуждает творческую фантазию в подростках, которые только еще входят в жизнь и все интересуются. Но они, как и писатель, не только тонко замечают, но и любят природу.

Рассказ открывается пейзажем летнего дня. Использованные для  описания природы автором цвета  поражают своей утончённостью и  разнообразием: приветно-лучезарный, лиловый, блеск кованого серебра, золотисто-серый, бледно-лиловый. Природа царственна и благосклонна… Человека в пейзаже  нет, он не властен управлять этой мощью и красотой, а лишь с восторгом взирает на Божие творение. Обилие света является как противостояние тьме. Свет градирует, усиливается от утра к полудню и снижается к вечеру. Присутствует обилие растительности (кусты, густая, высокая трава, гречиха, полынь, сжатая рожь), птиц и животных (кулички, собаки, лошади, ястребок, перепела, голубь, цапля), знакомых звуков и запахов, которые ассоциируются с живым миром (голоса, живые звуки, кричали перепела, звуки колокола, запело, зашумело, заговорило, пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой). В рассказе описанию дня противостоит ночная природа. Она не даёт пытливой мысли человека полного удовлетворения, поддерживает ощущение неразрешённости загадок земного бытия. Тургеневская ночь не только жутка и таинственна, она ещё и царственно прекрасна своим «тёмным и чистым небом, которое «торжественно и необъятно высоко» стоит над людьми, «томительными запахами», звучными всплесками больших рыб в реке.

Она духовно раскрепощает человека, очищает его душу от мелких повседневных забот, тревожит его мировоззрение  бесконечными загадками мироздания: «Я поглядел кругом: торжественно и  царственно стояла ночь… Бесчисленные золотые звёзды, казалось, тихо текли  всё, наперерыв мерцая, по направлению  Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали  сами стремительный, безостановочный  бег земли…». Совершающейся во мраке ночной своей жизнью природа наталкивает детишек у костра на красивые, фантастические сюжеты легенд, диктует их смену, предлагает детям одну загадку за другой и сама же нередко подсказывает возможность их разрешения. Рассказ о русалке предваряется шуршанием камышей и загадочными всплесками на реке, а также полётом падающей звезды - души человеческой, по крестьянским поверьям. Образ мифической русалки удивительно чист и как бы соткан из самых различных природных стихий. Она светленькая и беленькая, как облачко, серебряная, как свет месяца лил блеск рыбки в воде. И «голосок… у неё такой тоненький и жалобный», как голос того загадочного «зверка», который «слабо и жалобно пискнул среди камней».

Так вслед за кратковременными страхами летняя ночь приносит охотнику и крестьянским ребятишкам проблески  надежд, а затем мирный сон и  успокоение. Всесильная по отношению  к человеку ночь сама по себе лишь миг  в живом дыхании космических  сил природы, восстанавливающих  в мире свет и гармонию: «Свежая  струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось… Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света… Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже умытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня промчался отдохнувший табун…».

 

 

 


Информация о работе Природа в «Записках охотника» И.С. Тургенева