Природа в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования - определить место природы в романе Т.Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».
В данном исследовании мы ставим следующие задачи:
1) изучить соответствующую литературу по творчеству Т. Гарди и общетеоретическим вопросам;
2)определить разновидности форм отражения мира природы в произведении;
3) рассмотреть ее функции в романе;
4) выявить взаимосвязь природы с главной героиней;
5) установить ее взаимосвязь с другими персонажами произведения.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………….....3
II. 1.Мир природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» в контексте предшествующих литературных явлений. Из истории вопроса: изображение природы в произведениях английских писателей………….....11
2. Роль природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»…………………………………………………………………24
3. Связь природы с главной героиней: Тэсс – дитя природы…….…..............36
III. Заключение…………………………………………………………………..47
IV. Список литературы………………………………………………………….49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по литературе.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………….....3                                                                                                                                                                                              

II. 1.Мир природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» в контексте предшествующих литературных явлений. Из истории вопроса: изображение природы в произведениях английских писателей………….....11                                                                                                                                                                       

2. Роль природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»…………………………………………………………………24                               

3. Связь природы с главной героиней: Тэсс – дитя природы…….…..............36       

III. Заключение…………………………………………………………………..47                                                                                         

IV. Список литературы………………………………………………………….49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Введение                                                                                                                                                                                                     Томаса Гарди (1840-1928) называют непревзойденным мастером литературного пейзажа. В его произведениях – как в прозаических, так и лирических – природа наряду с главными действующими лицами занимает одно из центральных мест. Особо показательным в этом отношении является цикл «Романы характера и среды», куда вошло одно из лучших произведений писателя – роман «Тэсс из рода д’Эрбервиллей». В нем природа, является не только фоном, на котором разворачивается действие романа, но и  отражает характер героев, неразрывно связана с ними. Следует отметить, что тема природы в данном романе исследована мало, как отечественными, так и зарубежными специалистами.

 В связи с возросшим интересом исследователей к литературе начала XX в. творчество Томаса Гарди оказалось востребованным как материал, позволяющий объяснить многие явления в искусстве XX в.                 Историко-литературный интерес представляет собой статья А. В. Луначарского «Томас Гарди» (1930), в которой Гарди называется «скорбным и мужественным художником», а его философия сближается с философией таких разных мыслителей, как Флобер и Шпенглер. «Конечно, Гарди не наш, — пишет автор в заключение, — но это необыкновенно честный протестант в стане врагов».1

Монография  М. В. Урнова «Томас Гарди. Очерк творчества» (1969) носит обзорный характер, хотя автор делает немало замечаний, ценных для дальнейшего изучения предмета. В основном, внимание исследователя сосредоточено на «романах характера и среды». Что касается темы природы в произведениях Т.Гарди, М. В. Урнов отметил, что в своих пейзажных зарисовках писатель использовал приемы, характерные для живописи. «Он опирался на искусство голландских мастеров (в романе «Под деревом зеленым») и в особенности на искусство английского художника Тернера (в романе «Возвращение на родину»)», - пишет исследователь. 2

Автором предисловия  к одному из переизданий Гарди (1989) является            Н. Демурова. Ее вступительная статья к трехтомнику Гарди, вышедшему в   1988 г., посвящена не только романам, но также и поэзии. Говоря об особом месте Гарди в английской литературе, Н. Демурова пишет: «Он был современником многих поэтов, за творчеством которых следил с неослабевающим интересом (многих из них он пережил). Среди них такие имена, как Теннисон, Вордсворт, Браунинг, Суинберн, Уолтер Патер, Киплинг, Хопкинс, Йейтс, Хаусмен, Паунд, Элиот, Лоуренс, Бриджес, Оуэн, Роберт Грейвз. У некоторых из них он чему-то учился (Теннисон, Вордсворт, Браунинг), другие, поэты молодого поколения, чему-то учились у него (ранний Лоуренс, Грейвз)».3 Далее исследовательница анализирует одно из главных, по ее мнению, свойств лирики Гарди — личный «миф», то есть интимно-биографическую основу большинства стихотворений.                                    

К поэзии Гарди  обратился В. В. Хорольский. Он попытался  охарактеризовать место поэта среди его литературных современников. Размышляя о поэтическом методе Гарди, В. В. Хорольский причислил поэта к «реалистам», что верно только отчасти, так как одновременно с реалистическим методом поэт пользовался новыми приемами, ставшими позже типичными для модернизма. В. В. Хорольский посвятил статью сопоставлению поэзии американского поэта Роберта Фроста и английского «художника слова» Томаса Гарди с точки зрения жанра. Объединяющим началом в творчестве двух современников исследователь считает античный жанр эклоги, причем поэзия Фроста тяготеет к возрождению этого жанра, а поэзия Гарди — к переосмыслению в форме «антиэклоги». Вывод В. В. Хорольского касается традиционализма как определяющей черты как  Гарди, так и Фроста.

В связи с  анализом  лингвистических и стилистических особенностей произведений Гарди исследователь Н. А. Серебрякова размышляет о гиперсемантическом статусе лексемы «птица» в романе «Тесс из рода Д'Эрбервиллей» (2004) и о лингвостилистических функциях портретных характеристик в прозе Гарди.

Свидетельством  непрекращающегося интереса к Гарди  являются работы С.Р.Матчени, Л.Сумм, Н. В. Осиповой, Ф. А. Абиловой  и других литературоведов. Однако никто не обратился к исследованию места природы в романах Т.Гарди как к основному объекту изучения. В работах российских литературоведов, посвященных Томасу Гарди, этой проблеме посвящено либо несколько строк, либо она вообще не поднимается исследователями, что предполагает актуальность выбранной нами темы исследования.

Для более глубокого  осмысления рассматриваемой в работе темы необходимо, прежде всего, понять, в какой степени разработаны в российском литературоведении ее теоретические аспекты.

Понятие «природа»  многозначно. Традиционно под ним  понимается совокупное изображение  природного мира, включающее описания местности, отдельных объектов окружающей среды, природных явлений, животных, сравнения человека с предметами и процессами природного мира, суждения автора и героев о природе и отношение к ней, отраженное в поступке и чувстве, иными словами, понятие  природы составляют самые разнообразные «формы присутствия природы в литературе».4                        

В.Е. Хализев в своем  учебнике по теории литературы говорит  следующее:  «Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения,  и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи (фр. pays - страна, местность)- описания широких пространств». 5

Нередко понятие природа в художественном произведении сводится к пейзажу. Исследователь А.И.Белецкий понимает под пейзажем всякое изображение живой природы.6 Но накопленные в науке знания по теории и истории вопроса о природе позволяют на современном этапе разграничить понятия «пейзаж» и «природа». Точнее будет сказать, что пейзаж – это одна из форм воплощения природы в произведении.

Пейзаж - сравнительно позднее  достижение литературы, в то время  как образ природы присутствует в мифе, древнем эпосе, малых фольклорных жанрах.    Среди всех форм присутствия природы в произведении самым показательным является пейзаж, именно «портреты» природы и их роль в тексте позволяют открыть авторское видение природы.                     

Существует несколько определений понятия «пейзаж». Б.Е. Галанов считает, что пейзаж - это изображение природы, обозначающее время и место действия в произведении и создающее определенное настроение.7 М.Н.Эпштейн называет пейзажем целостное отображение природы в системе взаимосвязанных предметных деталей.8                                                                 

Как мы видим, существует несколько  толкований понятия «пейзаж», но абсолютно  все исследователи сходятся во мнении, что пейзаж - это одно из средств  изображения природы.                                                                               

В настоящее время существует несколько классификаций пейзажа. Однако,  следует сказать, что  общепринятой и единой, которая бы отражала все точки зрения, пока нет.                                                                                                   

М.Н. Эпштейн предлагает следующую  классификацию:                                         

1) сезонная и ландшафтная  (по типу времени или местности  - зимний, весенний, степной и т.д.);                                                                                       

2) по степени масштабности, тематической обобщенности (локальный,  экзотический, национальный, планетарный,  космический);                              

3) жанрово-стилевой (величественный или унылый, бурный или тихий, таинственный или пустынный);                                                                             

4) фантастический пейзаж. 9                                                                                     

У другого исследователя, Т.Я. Гринфельд-Зингурс, находим такую  классификацию:                                                                                                       1) по отношению к сюжету и положению  в композиционной системе: пейзаж-экспозиция, пейзаж-лейтмотив, пейзаж - сквозная деталь, пейзажи - «полифункциональные»;                                                                                               

2) по протяженности в  занимаемой площади повествования: микропейзажи, «средние по масштабу», большие пейзажные полотна и «картины-панорамы», среди которых отмечены «собственно картины природы»;         

3) по отношению к теме, к типу повествования, к авторской  цели, к характеру персонажей: трудовой  пейзаж, индустриальный, эпический, лирический, с экономической функцией, с дидактической или философской направленностью, психологизированный;                                                                

4) реже встречается пейзаж - этнографическая картинка и  пейзаж - типичное место действия;                                                                                                        

5) природоописания различаются  по принадлежности авторов к  тому или иному литературному  методу (сентименталистский, романтический, реалистический) и др. 10                                                                                                 

Л.В. Гурленова предлагает свою классификацию пейзажа:                              

1) по принадлежности  к методу, направлению и течению: сентименталистский, романтический, реалистический, воссоздающий — пересоздающий природу, символистский, экспрессионистский, авангардистский и т.д.;                                                                                          

2) по принадлежности  к роду и стилю: эпический,  лирический, объективный, субъективный, экспрессивный, нейтральный, иносказательно-философский,  обобщенно-символический и др.;                                                                         

3) по соотнесенности с другими видами искусства: живописный, пластический, графический, динамичный, статичный;                                                                                                

4) из меры  соотношения с реальностью: реальный, условный, фантастический, конкретный, обобщенный, библейский, мифологический;  

5) по основной  их функции: психологический,  живописный, символический; 

6) по сезону и ландшафту, нарисованному в пейзаже: зимний, весенний, морской, горный, равнинный;                                                                               

7) по эмоциональному тону: унылый, печальный, величественный, радостный, веселый и др. 11                                                                                              

Рассмотренные классификации показывают насколько разнообразен пейзаж в художественном произведении.                                                                       

Пейзаж по-разному  изображается в зависимости от рода литературы. В эпическом произведении существуют наибольшие возможности для введения пейзажа. Учитывая, что пейзаж в структуре художественного эпического  произведения занимает подчиненное положение (за исключением тех произведений, где природа - центральный или единственный предмет изображения), выделяют его следующие функции:                                                 

Информация о работе Природа в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»