Поэтическая концепция Н.Гумилева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание

Творчество Николая Гумилёва (1886-1921), трагическая судьба этого поэта, его сложный и противоречивый характер постоянно привлекают к себе внимание читателей. Один из самых ярких поэтов «Серебряного века», Гумилёв в 1910-х годах находился в центре литературной жизни. Затем, как известно, ситуация изменилась, и имя Гумилёва долгие годы замалчивалось, место этого художника в русской культуре, его роль в развитии поэзии XX века приуменьшались. Причины этого теперь хорошо известны и лежат далеко за пределами эстетики. Однако логика истории неумолима, и сегодня все возвращается на свои места. Гумилёв становится одним из самых читаемых и изучаемых поэтов XX века.

Содержание

Вступление
Поэтическая концепция Н.Гумилёва
1. Н.Гумилёв – теоретик и идейный вдохновитель акмеизма
2. Размышления Н.Гумилёва о сущности поэзии
3. Художественная практика Н.Гумилёва в свете литературной
программы акмеизма
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Гумилев.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

           Министерство  образования и  науки Украины

Национальный  педагогический университет  им. М.П. Драгоманова 
 
 
 
 

                Институт  иностранной филологии 

                Кафедра русской 

                та  зарубежной литературы 
                 
                 
                 
                 

Курсовая  работа по зарубежной литературе

на тему:

«Поэтическая  концепция Н.Гумилёва» 
 
 
 
 

                  студентки 3 курса _________ группы

                  дневного  отделения

                  Института иностранной филологии

                  _____________ 
                   
                   

                     Научный руководитель -

                  ____________________ 
                   
                   
                   
                   

Киев-2010

 

Coдержание 
 

Вступление

Поэтическая концепция Н.Гумилёва

     1. Н.Гумилёв – теоретик и идейный вдохновитель акмеизма

     2. Размышления  Н.Гумилёва о сущности поэзии

     3. Художественная практика Н.Гумилёва в свете литературной

       программы акмеизма

Заключение

Список использованных источников   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Вступление

      Творчество Николая Гумилёва (1886-1921), трагическая судьба этого поэта, его сложный и противоречивый характер постоянно привлекают к себе внимание читателей. Один из самых ярких поэтов «Серебряного века», Гумилёв в 1910-х годах находился в центре литературной жизни. Затем, как известно, ситуация изменилась, и имя Гумилёва долгие годы замалчивалось, место этого художника в русской культуре, его роль в развитии поэзии XX века приуменьшались. Причины этого теперь хорошо известны и лежат далеко за пределами эстетики. Однако логика истории неумолима, и сегодня все возвращается на свои места. Гумилёв становится одним из самых читаемых и изучаемых поэтов XX века.

      В то же время, несмотря на интерес исследователей, творчество Гумилёва до сих пор таит в себе немало загадок, положение этого поэта в русской литературе «Серебряного века» выглядит порой парадоксально. Один из создателей и теоретиков русского акмеизма, Гумилёв сегодня зачастую бывает обойден вниманием исследователей этого течения. Между тем, без знания творчества этого метра акмеизма, серьезного исследователя Африки, великолепного поэта невозможно полноценно изучить всю литературу «Серебряного века».

      Его творчество при жизни автора привлекало чарующей новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью, личность - мужеством и силой духа. Николай Степанович прожил очень яркую, но короткую, насильственно прерванную жизнь. Погиб на творческом взлете, полный ярких замыслов, всеми признанный поэт, теоретик стиха, активный деятель литературного фронта.  «Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель, поэт...[1]» - так охарактеризовал Гумилёва Алексей Толстой вскоре после его гибели в далеком 1921 году.

      Поэзия  Гумилёва сравнительно мало изучена, и все-таки стоит назвать основные издания, которые помогли нам в написании курсовой работы. В первую очередь хочется отметить книги, посвященные воспоминаниям о поэте.

    Первым  биографом Н.Гумилёва был писатель, ученый и географ П.Н.Лукницкий. Его вдова, В.К.Лукницкая, по материалам его огромного архива, а также открытых и расшифрованных их сыном документов следствия по делу Гумилёва подготовила документальное повествование «Николай Гумилёв. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких», в котором автор дает возможность широкому читателю наиболее полно познакомиться с жизнью и деятельностью русского поэта. В.К.Лукницкая также оказалась первым в Советском Союзе составителем наиболее полного собрания стихотворений и поэм Николая Гумилёва.  В конце 80-х гг. ХХ века, когда началось изучение материалов, связанных с репрессиями, вопрос о реабилитации Гумилёва поднял сын Лукницких, Сергей Павлович, который заметил: «Занятие Гумилёвым  … — судьба нашей семьи. А от судьбы, как известно, не уйдешь [2]».

    В многочисленных воспоминаниях современников  – Александры Сверчковой (сводной сестры поэта), Альфреда Бема, Бориса Эйхенбаума, Алексея Толстого, его учеников — Георгия Адамовича, Георгия Иванова, Ирины Одоевцевой [3], Николая Оцупа, Всеволода Рождественского и других  - отображены факты жизни поэта: образование, окружение, путешествия, разнообразная деятельность, которые и определили индивидуальное виденье мира, которое отразилось в его поэтических текстах.

    Советский и российский литературный критик, писатель, публицист, литературовед  Лев Аннинский  в работе «Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века» (1997) в главе «Николай Гумилёв: «Русь бредит богом...» исследует тему России в творчестве Гумилёва. Он же автор статьи «Н.С.Гумилёв. Жизнь и личность», в которой не только пытается исследовать тайну судьбы поэта, но и основные мотивы его творчества. Он считает: «Сквозной мотив его поэзии — поединок. Роковой. Часто с другом. С любимым человеком. С женщиной. Сквозной мотив — восстание, бунт природных сил против безумств человека. Гул стихий. Неизбежность катастрофы. Сквозной мотив — гибель. Скорая и неотвратимая [4]».

    Русский поэт и литературовед, эмигрант Вадим  Крейд стал редактором-составителем, автором предисловия и комментариев к книге «Николай Гумилёв. В воспоминаниях  современников [5]», в которой удалось показать Гумилёва как поэта и человека, как личность в живом окружении, общении, деятельности. Среди зарубежных исследователей творчества Гумилёва стоит также отметить выдающегося итальянского литературоведа Стефано Гардзонио, профессора славистики Пизанского университета.

    Кроме того, имеются такие работы, в  которых наряду с описанием жизни  поэта содержится и серьезная  оценка его творчества. Это, во-первых, книга С.Бавина и И.Семибратовой «Судьбы поэтов серебряного века», изданная в Москве в 1993 году. Следует отметить работу блестящего критика и журналиста С.Маковского «На Парнасе Серебряного века», выпущенную в свет в 2000 году. Эти книги содержат статьи, посвященные поэту, как, впрочем, и сборник «Герои и антигерои Отечества», составленный В.М.Забродиным, где можно найти работу В.Меньшикова «Поэт – гражданин Гумилёв». Творчеству Гумилёва посвящена и документальная повесть В.В.Бронгулеева [6]. 

    Стоит упомянуть учебные пособия, в  которых представлен неплохой анализ творчества поэтов серебряного века, в том числе и Н. Гумилёва. Это пособие Пинаева С. М. «Над бездонным провалом в вечность… Русская поэзия серебряного века», а также книга для учителя «Поэзия серебряного века в школе», составленная Е.М.Бондаревой и А.В.Леденевым. Основные этапы и образы в  творчестве Николая Гумилёва исследует и Л.А.Смирнова, автор учебника «Русская литература конца XIX — начала XX вв.».

    Есть  целый пласт современных исследований, посвященных сравнительным характеристикам  творчества Гумилёва и других поэтов (В.Брюсова, Т.Готье, О.Уайльда, И.Анненского, О.Мандельштама, Н.Клюева, Н.Тихонова и др.).

      Таким образом, несмотря на более чем шестидесятилетнее  умалчивание в литературе имени  Николая Гумилёва, благодаря мемуарной литературе, изданию его произведений, сегодня можно говорить о широком научном интересе к его творчеству. Вместе с тем исследование поэтической концепции Николая Степановича Гумилёва является особенно актуальным.

     Конце́пция, или конце́пт, (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

      Цель  работы: в процессе анализа поэзии Н.Гумилёва выделить поэтическую картину мира, обусловленную миропониманием великого поэта. При этом ставится целью осмысление творчества Н.Гумилёва в целом: в сплетении и взаимодействии образов, тем и мотивов. Логичным следствием этого явились поставленные задачи:

- изучить  особенности акмеизма как литературного течения русской поэзии начала XX в.;

- дать  целостный анализ характерных  для поэта-акмеиста произведений, проанализировать их художественные особенности в связи с поэтической концепцией акмеизма.

    В связи с этим структура работы такова: она состоит из введения, трех глав и заключения.

    Первая  глава посвящена акмеизму как  литературному течению «Серебряного века» и, в частности, его трактовке Н.С.Гумилёвым. Эта часть работы содержит анализ отличительных черт поэтической концепции акмеистов.

    Вторая  часть работы посвящена литературно-критической деятельности Н.Гумилёва, его размышлениям о сущности поэзии.

    Третья  часть дает обзор всего творчества поэта  в свете акмеистической теории. Дан анализ художественных особенностей произведений всех сборников  Гумилёва, а, следовательно, прослежена эволюция поэтической концепции автора.

    Заключение  содержит основные выводы по содержанию курсовой работы.

    Безусловно, поэтический мир метра акмеизма прошел свою эволюцию, однако Гумилёв оставался романтиком, искателем приключений, мечтателем до конца жизни. Именно такое, своеобразное и не всеми понятое, отношение к действительности отразилось в поэзии и прозе Гумилёва.

 

1.  Н.Гумилёв – теоретик и идейный вдохновитель акмеизма

      Определение поэтической концепции Н.Гумилёва, не возможно без понимания основополагающих принципов и отличительных особенностей литературного течения, к которому не просто принадлежал поэт, а был его идейным вдохновителем и теоретиком.

      Акмеизм, декларировавший конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла, был одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе. Объединение акмеистов выдвинуло свою эстетическую программу взаимодействия с миром, свое представление о гармонии, которую оно стремилось внести в жизнь.

      Идея  такого нового направления в литературе впервые была высказана Михаилом Кузминым (1872 – 1936) в его статье «О прекрасной ясности» (1910). В ней были изложены все основные постулаты будущих акмеистов. Собственно акмеистическое движение возникло на почве авторского объединения «Цех поэтов», возникшего в 1911 году.

     Наименование  литературного объединения «цехом»  программно отражало установку кружка на совершенствование поэтического «ремесла» и заключало в себе идею поворота от стиховедческой теории к поэтической практике.  В состав кружка входили: Г.В.Адамович, А.Ахматова (секретарь), Н.Д.Бурлюк, С.Городецкий, Н.Гумилёв, М.Зенкевич, Г.Иванов, Н.Клюев, М.Кузмин, Е.Кузьмина-Караваева, М.Лозинский, О.Мандельштам, В.Нарбут, В.Пяст, В.Хлебников и многие другие.

     Печатным  органом кружка являлся – формально  независимый, но фактически печатавший почти исключительно произведения членов объединения – ежемесячник  стихов и критики «Гиперборей» (издатель и отв. редактор – М.Лозинский), существовавший в 1912-1913 гг. Как орган «Цеха поэтов» также воспринимался журнал «Аполлон», главой литературного отдела которого стал с 1912 г. Н.Гумилёв.

     В 1912 г. внутри «Цеха поэтов» сформировался  кружок акмеистов. Поскольку его инициаторами являлись сами синдики, «Цех поэтов» и акмеисты часто отождествлялись. Между тем в «Цех поэтов» объединились представители различных течений и групп – акмеистов, футуристов, символистов, оккультистов и др.

   О.А.Лекманов относит к акмеистам собственно шесть поэтов (Гумилёв в письме к Брюсову писал, «что «Цех поэтов» стоит совершенно отдельно от акмеизма (в первом 26 членов, поэтов-акмеистов всего шесть)». «Эти 6: Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Мандельштам, Набрут, Зенкевич. Третий круг – «наиболее эзотерический» Мандельштам, Ахматова, Гумилёв (по поэтике) [7, c. 13-14]».

Информация о работе Поэтическая концепция Н.Гумилева