Парадокс в творчестве о.уальда и б.шоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:19, контрольная работа

Описание

С одной стороны, он выступает в речи персонажей как одно из средств интеллектуальной характеристики персонажа. Таковы, например, парадоксы Рудина (в одноименном романе Тургенева) в спорах с Пигасовым («Убеждение в том, что нет убеждений, есть уже убеждение», «Отрицание теории есть уже теория»), нужные Тургеневу для раскрытия умственного превосходства Рудина над окружающими.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Парадокс и виды парадокса………..…………………………………. …….......4
2. Особенности парадоксов О.Уайльда и Б.Шоу

2.1. Парадоксы О.Уайльда………….………………………………….. …..8
2.2. Парадоксы Б.Шоу………………………………………………… …..15
Заключение…………………………………………………………………… …..19
Литература………………………………………………………………………... 21

Работа состоит из  1 файл

контрольная изл 19-20 век.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

По мнению Уайльда, жизнь  больше подражает искусству, нежели искусство жизни. Но за холодным бенгальским огнем его изречений чувствуется горячее, страстное желание взорвать, опрокинуть или по крайней мере поколебать незыблемость ханжеской морали и вульгарных – часто взятых напрокат – представлений о мире, которых придерживались самодовольные «хозяева жизни» в «век, лишенный души».

«…душу лучше всего  лечить ощущениями, а от ощущений лечит  только душа» - истинный парадокс.

«Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благороднейших побуждений» - ложный парадокс.

«Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие  люди бывают счастливы» - ложный парадокс.

«Культурный человек  никогда не раскаивается в том, что  предавался наслаждениям, а человек некультурный не знает, что такое наслаждение» - истинный парадокс.

«Я люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем  в жизни» - истинный парадокс.

«Только два сорта  людей по – настоящему интересны  – те, кто знает о жизни решительно все, и те, кто ничего о ней не знает» - ложный парадокс.

В наш век люди слишком  много читают, это мешает им быть мудрыми, и слишком много думают, а это мешает им быть красивыми» - истинный парадокс.

«Стать …зрителем  собственной жизни – это значит уберечь себя от земных страданий» - ложный парадокс.

«Самые высокие добродетели  не искупают вины человека, в доме которого вам подают недостаточно горячие  кушанья» - ложный парадокс.

«Воздержание – в  высшей степени пагубная привычка. Умеренность – это все равно что обыкновенный скучный обед, а неумеренность – праздничный пир» - ложный парадокс.

«Я еще могу примириться с  грубой силой, но грубая, тупая рассудочность  совершенно невыносима. Руководствоваться  рассудком – в этом есть что  – то неблагородное. Это значит – предавать интеллект» - истинный парадокс.

«В наши дни большинство людей  умирает от ползучей формы рабского благоразумия, и все слишком поздно спохватываются, что единственное, о чем никогда не пожалеешь, это  наши ошибки и заблуждения».

«Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если она им же кончается» - ложный парадокс.

«Жизнь дарит человеку в лучшем случае лишь одно великое  мгновение, и секрет счастья в  том, чтобы это великое мгновение  переживать как можно чаще» - ложный парадокс.

«Кто к жизни подходит как художник, тому мозг заменяет душу» - истинный парадокс.

«Как раз того, во что  твердо веришь, в действительности не существует» - истинный парадокс.

Однако излюбленными темами автора парадоксов бесспорно  являются красота и искусство. Влюбленный в красоту Уайльд болезненно переживает ее исчезновение из современного ему мира. Грубая действительность с ее «материальным прогрессом» и торгашеским духом, который подавляет поэтическое воображение и убивает высокие идеалы, вызывает неизменную ненависть и презрение Уайльд. Единственное прибежище от одуряющей скуки, пошлости и монотонного однообразия глава английских эстетов видит в искусстве. Жизнь и творчество Оскар Уайльд посвящает исканиям истины и красоты.

«Только пустые, ограниченные люди не судят по внешности. Подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном…» - ложный парадокс.

«Красивые грехи, как  и красивые вещи – привилегия богатых» - ложный парадокс.

«…лучше быть красивым, чем добродетельным …но лучше  быть добродетельным, чем безобразным» - ложный парадокс.

Старость для Уайльда  не только потеря красоты, но и «Трагедия  старости не в том, что человек  стареет, а в том, что он душой  остается молодым» - ложный парадокс.

Вульгарность для Уайльда  равнозначна преступлению:

«Всякое преступление вульгарно, точно так же, как всякая вульгарность – преступление» - ложный парадокс.

Оскар Уайльд утверждает, что художник – это создатель  прекрасных вещей. Да, художник должен создавать прекрасное, но в то же время, ему не следует вносить в искусство элементы из своей жизни.

«…искусство в гораздо  большей степени скрывает художника, чем раскрывает его…» - ложный парадокс.

Оскар Уайльд призывал всех чаще замечать красоту вокруг себя и больше внимания уделять эстетике повседневного быта, «ибо искусство – не игрушка и не прихоть, но непременное условие человеческой жизни. Это наглядное воспитание морали». «Нам необходима духовность в обыденной жизни».

Уайльд мог с легкостью  иронизировать над всем, но в отношении  к искусству, в могущество которого свято верил, оставался предельно серьезен. Американцы с изумлением слышали от него: «Я полагаю, что искусство, создавая для всех народов одну общую духовную атмосферу, могло бы, - если уж не осенить весь мир серебряными крыльями мира, - то хоть сблизить людей настолько, чтобы они не резали друг друга из-за каприза, из-за глупости какого-нибудь короля или министра, как это бывает в Европе».

Таким образом, мы видим, что к искусству Оскар Уайльд относился крайне серьезно. «День  за днем, - говорит он, - мы пытаемся раскрыть тайну жизни. Тайна жизни в искусстве».

Мысль о том, что искусство  выше жизни, получила выражение и  в прекрасном романтическом вымысле, на котором построен весь роман «Портрет Дориана Грея». Художник Холлуорд написал портрет с удивительно красивого юноши Дориана Грея. Портрет обладает необыкновенным свойством: молодость и красота никогда не покидают живого Дориана, а все изменения в его насквозь извращенной натуре фиксирует только портрет. Таким образом, никто не может видеть, каков же Дориан на самом деле. Зато портрет неумолимо регистрирует все последствия его порочной жизни. Этим Оскар Уайльд хотел выразить важную для него мысль, что сущность человека  и явлений может раскрыть только искусство, в связи с чем писатель и ценил его выше действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Парадоксы Б.Шоу

 

 

 

      «Парадоксальный беллетрист Шоу – как беллетрист очень талантливый и остроумный, но решительно ничего не стоящий как экономист и политик, хотя он и честен и не карьерист…» - так охарактеризовал Энгельс в 1892г. Бернарда Шоу6.

Излюбленным приемом  писателя является игра парадоксами. «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду», - заявил однажды  Шоу. И действительно, прикрываясь  маской шутника, писатель не раз бросал в лицо буржуазной публике горькие истины, облекая их в форму забавных парадоксов.

Парадокс, как известно, - это мнение, расходящееся с общепринятым и иногда даже противоречащее здравому смыслу. Но у Шоу это противоречие часто является только кажущимся. Приведем несколько типичных для Шоу парадоксов: «Англичанин думает, что он нравственен, тогда как на самом деле он просто создает себе неудобства»7; «Кто умеет – делает, кто не умеет – учит»; «Жизнь уравнивает всех людей, смерть обнаруживает, кто из них значительнее». Парадокс у Шоу – средство обнажения противоречий жизни, орудие социальной критики.

Но парадокс является у Шоу не только излюбленной формой речи. Само действие пьес Шоу носит  парадоксальный характер. Шоу создает  такие ситуации, в которых обычное для данного общества положение оказывается как бы перевернутым, и многое у него выглядит поставленным на голову. Тот, кто кажется самым неразумным персонажем, как, например, капитан Шотовер в «Доме, где разбиваются сердца». Тот, кто должен повиноваться, по существу командует всеми. Таков рядовой Миик в пьесе «Горько, но правда». В той же пьесе примером парадоксального построения сюжета является изображение того, как микроб заболевает от людей.

Подобными приемами Шоу  создает действие своих пьес. Парадоксальность изречений, парадоксальные ситуации – все это служит писателю для того, чтобы расшевелить читателя и зрителя, заставить его увидеть противоречия общественной жизни, обратить внимание на социальные порки и заодно посмеяться над всем этим. Смех – сильнейшее из орудий социальной критики в арсенале художественных средств Бернарда Шоу. Шоу не склонен заботиться о естественности и правдоподобии действия и драматических положений. Каждая его пьеса – это прежде всего собрание остроумных диалогов, служащих автору для того, чтобы довести до читателя и зрителя свои мысли.

В пьесе «Дом, где разбиваются  сердца» Шоу предстает как  мастер неожиданных поворотов в  судьбах героев, в их поступках  и мыслях, мастер неожиданных и  парадоксальных открытий. Случайные, казалось бы, встречи героев в доме-корабле капитана Шотовера дают толчок движению, и вот Шоу беспощадно срывает маски, показывая бессмысленность бесцельного существования Гектора Хэшебая, его супруги и их близких, а также иллюзорность мечты Эллы Ден о личном счастье в мире делового преуспевания. Шотовер, со своими резкими, обличительными словами задает тон всей пьесе. Его эксцентричность, его чудачества, за которыми угадывается и глубокое презрение к цинической философии успеха, и порывы угрюмой нежности представляют собой парадоксально заостренную форму отрицания общепринятых установлений воровского буржуазного мира, обреченного на гибель.

Парадоксальность Шоу  как отличительная особенность  творческого метода драматурга проступает в «Ученике дьявола» наиболее подчеркнуто и заостренно в показе «превращения героев», то есть в раскрытии подлинной сущности людей, поставленных перед необходимостью принимать смелые решения в «грозный час испытания», в обстановке, когда действуют суровые «законы войны», и англичане без особых раздумий в назидание другим вздергивают на виселицу всякого, кого сочтут «мятежником».

В срывании покровов с  «тайн» буржуазного накопления, в  обнажении несостоятельности лжепатриотизма и лжегероики, в обличении античеловеческой, своекорыстной морали и практики «счастливых» отцов семейств, строящих свое благополучие на несчастиях других и предстающих перед нами как расчетливые, холодные, эгоистические люди, в развенчивании уродливой капиталистической действительности – вся сила парадоксов Шоу, вся сила его саркастического смеха, вся сила и своеобразие его реализма.

Рассмотрим конкретные примеры  парадоксов из пьес «Профессия Миссис Уоррен» и «Пигмалион»:

«В этом мире  добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам» - моральный парадокс.

«Женщине часто приходится кривить душой, хотя она и не чувствует ничего такого» - юмористический парадокс.

«Когда люди живут  вместе – все равно, отец ли это  с сыном, муж с женой или  брат с сестрой, - они уже не могут притворяться вежливыми, что так легко во время десятиминутного визита» - моральный парадокс.

«Если вы будете выбирать своих знакомых по признаку высокой нравственности, вам лучше уехать из Англии или  совсем отказаться от общества» - моральный  парадокс.

«Всего лучше сохраняется  в тайне то, о чем все догадываются» - моральный парадокс.

«Думайте о будущем  других людей, но никогда не задумывайтесь  о своем собственном» - моральный  парадокс.

«Да и потом, кто же из нас понимает, что делает? Если б мы понимали, мы бы, вероятно, никогда ничего не делали» - моральный парадокс.

«Женщины все переворачивают вверх дном. Попробуйте впустить женщину  в свою жизнь, и вы сейчас же увидите, что ей нужно одно, а вам совершенно другое» - юмористический парадокс.

«Вероятно, все дело в  том, что женщина хочет жить своей  жизнью, а мужчина – своей; и  каждый старается свести другого  с правильного пути. Один тянет  на север, другой на юг; а в результате обоим приходится сворачивать на восток, хотя оба не переносят восточного ветра» - юмористический парадокс.

«То, что люди считают себя обязанными думать, уже достаточно скверно; но от того, что они на самом деле думают, у всех волосы стали бы дыбом» - сатирический парадокс.

«Когда я был бедным человеком, пришлось мне раз иметь дело с адвокатом, - это когда у меня в мусорном фургоне детская коляска оказалась, - так он только и смотрел, как бы ему скорей покончить с этим делом, да и отвязаться от меня. Доктора тоже: рады, бывало, вытолкать меня из больницы, когда я еще и на ногах не держусь; зато денег не стоило. А теперь вот находят, что я слабоват здоровьем и того гляди помру, если они ко мне не будут наведываться по два раза в день. Дома мне пальцем не дают шевельнуть самому; все за меня делают другие, а с меня денежки тянут за это. Год тому назад у меня не было никаких родственников, кроме двух-трех, которые меня знать не хотели. А теперь их объявилось штук пятьдесят, и у всех на хлеб не хватает. Живи не для себя, а для других: вот вам буржуазная мораль» - социальный парадокс.

«Буржуазная мораль требует  жертв» - сатирический парадокс.

«Мир не был бы сотворен, если б его творец думал, как бы не причинить кому-нибудь беспокойства. Творит жизнь – и значит творить  беспокойство» - моральный парадокс.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, парадоксы Шоу не имеют ничего общего с парадоксами О.Уайльда – остроумной игрой слов. Оскар Уайльд – очень интересная, далеко не односторонняя личность, которая отличается, прежде всего, своей оригинальностью. Остро реагируя на противоречия окружающей действительности, Уайльд предстает то сентиментальным циником, то аморальным моралистом, то мечтательным скептиком. Он призывает видеть смешное в печальном и ощущать трагический оттенок в комедии.

Особенность уайльдовских парадоксов заключается в том, что поначалу они поражают читателя утверждениями, противоречащими общепринятым понятиям, словно выворачивают их наизнанку, но за этой эквилибристикой мысли всегда скрыта глубокая и верная идея. Сам Оскар Уайльд так определил отношение парадокса к жизненной правде в своем романе: «Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней»8.     

Информация о работе Парадокс в творчестве о.уальда и б.шоу