Островский--создатель русского нацио-нального театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 15:33, реферат

Описание

Главная часть урока посвящается лекции учителя о взгля-дах Островского на театр. Однако очень важно, чтобы ученики увидели подлинное новаторство драматурга, стали в своем во-ображении зрителями и читателями середины прошлого века.

Работа состоит из  1 файл

Гроза.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

- В том, что были  покорны и не сопротивлялись  Кабанихе.

А у Дикого не было невестки, его семейная жизнь почти  не показана. Тогда в пьесе зачем его образ?

- Думаю, чтобы сказать,  что не только Кабаниха, не  толь-ко ее семья были "темным  царством", но и Дикой и другие, та-кие как он.

Наконец-то появилось  это понятие - "темное царство". Кто дает ему самую точную характеристику?

- Кулигин.

Прочтем: "Жестокие нравы, сударь..." (3 явл., I д.). Найдем продолжение этой характеристики: "Вот какой, сударь, у нас городишко!.." (3 явл., Ш д.).

А Феклуша имеет  отношение к "темному царству"? А сумасшедшая барыня? Какое?

- Обе пугают людей,  держат в страхе перед "темным  царством".

На чем же держится "темное царство"?

- На власти богатых.

- На забитости и  рабстве бедных.

-- На невежестве, на  предрассудках и тех, и других.

Можно сказать, на таком  общественном устройстве, в основе которого - «самодурство одних и бесправие других».

Послушайте два  авторитетных мнения:

Известный русский  критик Н. Добролюбов в статье "Луч  света в темном царстве" писал: "В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, дове-денный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина".

Другой известный  русский критик Д. Писарев, напротив, так оценил самоубийство Катерины: "Она разрушает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданным для нее самой".

Кто же из них прав? Является ли самоубийство Катерины протестом  против "темного царства" или минутной слабостью отчаявшегося человека?

После решения этой задачи ученики отвечают на послед-ний  вопрос учителя:

Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произве-дение  А.Н. Островского - современным?

- Да, потому что  столкновение человеческого достоинст-ва, независимости человека с унижением его со стороны силь-ных, богатых сейчас является очень злободневным. А.Островский продолжил лучшие гуманистические традиции русской классики, всегда боровшейся за человека.

Литература

12. Владимиров С. Действие в драме - М.: Просвещение, 1972. - 127с.

13. Голубков В.В.  Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов  педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1995 -647с.

14. Зепалова Т.С.  За творческое изучение литературы. - М.: просвещение, 1968. -171с.

15. Карягин А.А. драма,  как эстетическая проблема. - М.: Просвещение, 1974. - 520с.

16. Корст Н.О. Анализ  драматического произведения // Преподавание  литературы в старших классах:  Сб. статей. - М.: Просвещение, 1983. - С.172-176.

17. Медведев В.П.  Пьесы А.Н.Островского в школьном  изучении. - М.: Просвещение, 1971.- 144с.

18. Методика преподавания  литературы: Учебник для студ. пед.  вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 166-176.

19. Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез - М.: Просвещение, 1977 - С.230-243.

20. Никольский В.А.  Методика преподавания литературы  в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. - М.: Просещение, 1971. - С.162-165

21. Попов А. Спектакль  и режиссер. - М.: Просвещение, 1961. - С.15

22. Практикум по  методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов вузов  / Под ред.О..Ю Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С.82-88.

Урок 9. Комментированное чтение и работа над I действием "Грозы"

Примерные вопросы  для беседы.

1. Между кем в  пьесе происходит основная борьба? 2. Какова роль пейзажа в 1 действии? 3. Почему с семьей Кабановых  автор знакомит нас только в 5 явлении? 4. Доказать, что Кабанова - глава семьи. 5. Как вы понимаете слово "порядок", что значит оно в устах Кабанихи? 6. Каким открывается нам внутренний мир Катерины? 7. Почему её так ненавидит Кабаниха?

Урок 10. Усвоение содержания пьесы "Гроза"

Пересказ содержания пьесы от лица главных героев (Катерины, Кабанихи, Тихона или Варвары). Беседа по содержанию. (Главный конфликт пьесы. Как складываются отношения Катерины с другими членами семьи? В  чём различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары? Почему для Катерины был так важен разговор с Тихоном? Что она поняла? И др.) Чтение отдельных явлений в лицах.

Урок 11. Быт и нравы "тёмного  царства". Обличение  самодурства, грубой силы и невежества

Составление и обсуждение сложного плана по данной теме. Беседа с учащимися. (Примерные вопросы. Что же подразумевал Добролюбов под "тёмным царством"? Что значит "самодур"? Охарактеризовать поведение Дикого. Что значит для него "выйти в люди"? Что является причиной его необузданного произвола? Как относится Кабаниха к Катерине, Варваре, Тихону? Её отношение к "новым порядкам".)

Обобщения и выводы. Дома написать своё продолжение "Грозы".

Урок 12. Сила и слабость Катерины. Статья Н. Добролюбова "Луч  света в тёмном царстве"

Чтение и обсуждение написанных учащимися продолжений "Грозы". Беседа. (Чем Катерина отличается от других героев драмы? В чём видит различие между жизнью в родительском доме и в доме Кабанихи? В чём трагизм её положения? Финал драмы. Докажите, что развитие действия неизбежно ведёт к нему. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?)

Конспектирование  статьи Н. Добролюбова "Луч света  в "тёмном царстве" (закончить  дома).

Урок 13. "Гроза" - самое решительное  произведение Островского" (Н. А. Добролюбов)

Урок - диспут

1. Как проявляется в драме рождение новой морали?

2. "Луч света  в тёмном царстве" - что имел  в виду Добролюбов, дав такое  название своей статье?

3. Можно ли согласиться  с основной его идеен?

4. "Конец этот  кажется нам отрадным", - говорит  Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль?

5. Какова суть спора  Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова  по поводу "Грозы"? Чья точка  зрения представляется вам более  глубокой?

Домашнее  сочинение по драме  А. Н Островского "Гроза".

Темы:

1. В чём двойной  смысл заглавия драмы Островского "Гроза"?

2. Почему страдала  в семье Кабановых впечатлительная  и пылкая Катерина?

3. Ваше мнение по  поводу критической полемики  о пьесе А. Н. Островского  "Гроза". (Н. А. Добролюбов, Д.  И. Писарев.)

4. Каким представляла  Катерина Бориса и каким он  оказался?

5. Дикой и Кабаниха - исключение в русском купечестве  или они типичны?

6. Может ли Варвара  в будущем повторить свою мать?

7. Роль природы  в переживаниях действующих лиц.

8. Можно ли Кулигина  считать положительным героем?

Урок 14. Урок развития речи

Информация о работе Островский--создатель русского нацио-нального театра