Особенности редакторской деятельности А. А. Блока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:49, реферат

Описание

Цель данной работы - изучить принципы редактирования А. А. Блока.
Задачи:
1) осветить эпоху, в которой работал Блок
2) проследить редакционно-издательскую деятельность Блока
3) выявить принципы его работы в сфере редактирования
4) сделать вывод о значении Блока в издательской практике.

Содержание

Введение_________________________________________________3 стр.
Глава 1 Редакторский опыт в советский период_________________5 стр.
Глава 2 Блок А. А._________________________________________10 стр.
2.1. Биография А. А. Блока__________________________________10 стр.
2.2. Редакторская деятельность А. А. Блока____________________11 стр.
2.3 Работа Блока над сборником сочинений Лермонтова______13 стр.
Заключение_______________________________________________16 стр.
Список источников_______________________________________

Работа состоит из  1 файл

Блок-редактор.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Реферат

Особенности редакторской деятельности А. А. Блока 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2012

Оглавление

Введение_________________________________________________3 стр.

Глава 1 Редакторский опыт в советский период_________________5 стр.

Глава 2 Блок А. А._________________________________________10 стр.

2.1. Биография А. А. Блока__________________________________10 стр.

2.2. Редакторская деятельность А. А. Блока____________________11 стр.

2.3 Работа Блока над сборником сочинений Лермонтова______13 стр.

Заключение_______________________________________________16 стр.

Список источников_________________________________________17 стр.

 

Введение

   Забота  о сохранении лучших литературных и  редакционно-издательских традиций характерна для издательской деятельности А.А. Блока. Его деятельность пришлась на советский период. Редакторский опыт в советский период в полной мере вобрал в себя и достижения, и просчеты, которые характерны для этой области деятельности, отражающей, прежде всего, специфику социально-общественного развития. В соответствующей для себя форме он, в известной мере, повторял те изгибы и повороты, острые, порой драматические противоречия исторического пути, по которому двигалась страна. Особенно заметной становится проблема "новый читатель - постоянно обогащающийся производственный материал - автор". Дело в том, что многие авторы-специалисты далеко не всегда могли писать так, чтобы быть понятным даже грамотному рабочему или крестьянину, а неспециалисты-популяризаторы часто прибегали к слишком упрощенному изложению специфического производственного материала, снижая его научную и практическую ценность.1

   Сложности в решении этой задачи усугублялись отсутствием квалифицированных  издательских кадров, обладающих навыками редакторской практики, способных оперативно "модернизировать" весь арсенал редакторских средств в нестандартных профессиональных ситуациях, оптимально использовать лучшие достижения редакторской школы прошлого, опирающиеся на вековые культурные традиции. Скорее всего указанную проблему можно классифицировать как проблему преемственности, а образцы ее решения следует искать в профессиональной редакторской деятельности русских писателей и ученых, которые работали на стыке двух во многом поразительно разных эпох. Однако их опыт представляет собой то связующее звено, без которого неизбежно произошел бы полный разрыв в культурном наследии поколений. В области подготовки и издания произведений художественной литературы примером тому может служить, прежде всего, редакционно-издательская деятельность А.А. Блока.

   Цель  данной работы - изучить принципы редактирования А. А. Блока.

   Задачи:

   1) осветить эпоху, в которой работал Блок

   2) проследить редакционно-издательскую деятельность Блока

   3) выявить принципы его работы  в сфере редактирования

   4) сделать вывод о значении Блока  в издательской практике. 

 

Глава 1

Редакторский  опыт в советский  период

   В начале становления советской книгоиздательской  системы наиболее заметной и значимой становится организационно-творческая функция издательских и редакционных работников, что объясняется прежде всего теми сложнейшими проблемами, которые им приходилось решать - борьба с неграмотностью, новый читатель, разработка организационно-экономических принципов деятельности и т.д.

   Редакторский  опыт в советский период в полной мере вобрал в себя и достижения, и просчеты, которые характерны для этой области деятельности, отражающей прежде всего специфику социально-общественного развития. В соответствующей для себя форме он, в известной мере, повторял те изгибы и повороты, острые, порой драматические противоречия исторического пути, по которому двигалась страна, и поэтому очень трудно поддается какой-либо одномерной оценке. В разные конкретно-исторические отрезки времени редактирование приобретало лишь свойственные данному периоду черты, позже утрачивая или обогащая их. Однако все это происходило под растущим и ужесточающимся контролем государства, не только осуществляющим политику в области литературы и искусства, но и постепенно формирующим жесткую идеологическую парадигму, рамки которой ограничивали литературное дело и сам литературный процесс.2

   Получают  свою оценку лингво-стилистические и  композиционные средства. Так рекомендуется  пользоваться языком, близким к разговорному, «но недопустимо подделываться  под простонародный». «В случае... употребления иностранных слов, научных терминов и новых понятий, смысл их должен быть ясен из контекста или специально разъяснен в тексте. Следует избегать дробей, по возможности округляя цифры. Недопустимо сокращение слов, даже самых обычных, т.к. они требуют привычки. Желательны короткие фразы, разделенные точками. Для облегчения усвоения прочитанного рекомендуется чаще разбивать текст на абзацы и главы с заголовками, подзаголовками и лозунгами... Не следует злоупотреблять формою сказок и побасенок в деловых серьезных вопросах».

   По  мере ликвидации неграмотности (в 1920 году процент грамотных в возрасте 9-49 лет составлял 44,1, в 1926 - 56,6, в 1939 году - 87,4) и роста уровня профессионального  образования в значительной мере меняются и редакционно-издательские задачи. Постепенно теряет свое значение ориентировка на полуграмотного читателя, на первый план выдвигается разработка адекватных видов и типов изданий. Начало этого процесса наблюдается уже в 20-е годы. Так если в 1920 году брошюры составляли 55,9% всей книжной продукции, то в 1921 году -47,4%. В дальнейшем потребность в видотипологическом разнообразии издательского репертуара значительно увеличивается.

   Особенно  заметной эта проблема становится в  области издания нехудожественной литературы. В постановлении ЦК ВКП (б) от 28 декабря 1928 года «Об обслуживании книгой массового читателя» указывается на необходимость увеличения выпуска массовой производственной литературы, способствующей повышению уровня технических знаний рабочих и крестьян. Этой цели призваны были служить производственные пособия, учебники и справочники. Более широкой профессиональной постановкой вопроса отличалось постановление ЦК ВКП (б) от 15 августа 1931 года «Об издательской работе». В нем было сформулировано положение о соответствии типа книги, ее содержания и языка целевому назначению, уровню и потребностям различных групп читателей, которым она призвана была служить. Данное положение ставило перед редактором задачи предъявления адекватных требований к произведениям литературы, обоснования связи целевого назначения и качества различных компонентов произведения. Редактор получает управляющие функции по отношению к труду автора. Причем сам он действует не столько исходя из собственных знаний, сколько опираясь на решения, постановления, указы государственных и партийных органов.3

   Появилась проблема «новый читатель - постоянно обогащающийся производственный материал - автор». Дело в том, что многие авторы-специалисты далеко не всегда могли писать так, чтобы их понимали читатели - рабочие или крестьяне. С другой стороны, неспециалисты-популяризаторы часто прибегали к слишком упрощенному изложению специфического производственного материала, снижая его научную и практическую ценность. Поэтому, как писал журнал «Красная печать», издательства «ставят себе цель создать не только новую книгу, но и нового автора».

   С 1918 по 1986 годы в стране было выпущено свыше 381 тыс. изданий художественной литературы (включая детскую) общим  тиражом более 21 млрд экз., 335,8 тыс. изданий  по естественным наукам тиражом 7,3 млрд экз.; 142, 3 тыс. изданий детской литературы тиражом 12,5 млрд экз. Только за 1940-1986 годы выпуск в стране учебной литературы составил 359 тыс. изданий тиражом 13,3 млрд экз. Были созданы основы национального книгоиздания народов, входящих в состав СССР. За 1928-1986 годы было выпущено 3,4 млн изданий общим тиражом 62 млрд экз. на языках народов страны.4

   Редакторская  деятельность проявляется и имеет  определенные характеристики в зависимости  от конкретных условий политического, экономического и социального устройства, прогресса и культуры общества. В советское время была создана государственная издательская система, которая отличалась жестокой монополизацией и скоординированностью деятельности. Она включала по состоянию на 1988 год более 40 тысяч редакторов, не считая тех, кто состоял в многочисленных издающих организациях в ведомствах, учреждениях, вузах, в органах периодической печати и средств массовой информации. Как профессиональные работники они в основной своей массе сформировались в тех социально-политических условиях, в той общественно-нравственной атмосфере, которые были порождены командно-бюрократической системой и заидеологозированностью издательского дела.

   В течение многих лет, начиная с  первых шагов культурной революции, сложилось представление о редакторе как помощнике (и даже воспитателе) автора, работнике идеологической сферы, должностном лице, представляющем КПСС и обязанном контролировать авторский труд. Само понятие идейности при этом, как правило, ограничивалось узкими рамками догматического восприятия определенных положений.5

   Такое положение привело к тому, что редактирование стало рассматриваться главным образом как работа, сводимая к правке литературного произведения. В профессиональных требованиях к редактору на первое место ставилась идеологическая бдительность. То, что основу редактирования должна составлять работа над текстом произведения, было зафиксировано в нормативных документах, действовавших в издательской практике.

   Отдавая основное время работе над текстом, редактор не располагал возможностью всерьез заняться книгой в целом, формированием ее аппарата, решением организационно-управленческих и информационных задач. Планирование его работы, которое осуществлялось на основе учета количества отредактированных авторских листов, не стимулировало к этому. Выделение в нормах выработки основной части рабочего времени редактора на совершенствование авторского оригинала по существу ориентировало его на активное вмешательство в авторский текст, что нельзя считать правомерным, поскольку это противоречит природе творческого труда, не согласуется с пониманием произведения как его оригинального результата и ведет к нарушению авторского права.

   Проблема  совершенствования работы редактора  и повышения его роли в редакционно-издательском процессе назрела настолько, что в период так называемой перестройки, в январе 1988 года, она стала предметом рассмотрения на коллегии Госкомиздата СССР. В результате было принято решение, направленное на радикальное изменение роли редактора во всей деятельности издательства. В целях повышения роли и ответственности редактора, расширения его прав и самостоятельности ставилась задача создания условий для превращения его в ключевую фигуру издательского процесса. На редактора возлагались функции «подлинного директора книги», ведущего ее от творческого замысла и поиска автора через редакционные и типографские этапы к читателю. Наиболее квалифицированным редакторам могло быть предоставлено право самостоятельной подписи подготовленных ими рукописей: «в набор», «в печать», «в свет». В издательствах предусматривались следующие категории редакторского состава: ведущий редактор издательства; старший редактор, редактор, редактор-стажер, младший редактор. Было определено, чтобы редактор участвовал в работе издательского редсовета и его секций, в составе редколлегий библиотек, серий, альманахов. Ему представлялось право быть титульным редактором при составлении сборников; он должен быть готовым к составлению предметных, именных и других указателей, предисловия, послесловия, комментариев.

   Это постановление показало несостоятельность  ситуации, при которой редактор является лишь исполнителем решений, принимаемых  без его участия. Кроме того, оно  раскрыло возможности редакторского  труда и некоторые его направления. Нужно сказать, что уже в первые годы Советской власти постепенно накапливался уникальный редакторский опыт, который позднее был положен в основу разработки теории редактирования. В области подготовки и издания произведений художественной литературы примером тому может служить прежде всего редакционно-издательская деятельность М. Горького,  В.Я. Брюсова,  А.А. Блока.  

    Глава 2. Блок А. А.

    2.1. Краткая биография  Блока А. А. 

  Александр Александрович Блок (1880 — 1921 гг.)

  Русский поэт, драматург, литературный критик.

  Сын юриста и профессора Варшавского  университета А.Л. Блока и переводчицы А.А. Бекетовой. Ранние годы провел в доме деда и в подмосковном имении Бекетовых — Шахматове. Окончил в 1906 г славянорусское отделение Петербургского университета. В 1903 г. женился на дочери выдающегося русского химика Д. И. Менделеева Любови.

  Писать  стихи начал с пяти лет, серьезно занялся творчеством с 1900 г. Активно публикуется не только как поэт, но и как драматург и литературный критик 7 июля 1916 г. был призван в армию, служил табельщиком.

  С сентября 1917 г. — член Театрально-литературной комиссии, с 1918 г. — сотрудник Театрального отдела Наркомпроса, с апреля 1919 г. — Большого Драматического театра. Одновременно — член редколлегии издательства «Всемирная литература» под руководством М. Горького, с 1920 г. — председатель Петроградского отделения Союза поэтов.

  В апреле 1921 г. нарастающая депрессия  переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца.

  7 августа 1921 г. Блок скончался. 6 

    2.2 Редакционно-издательская деятельность Блока А. А.

    Заслуживает внимания исследователей редакторская деятельность А. А. Блока (1880 - 1921). До революции Блок участвовал в работе частного издательства "Сирин" (1912 - 1914). Поэт непродолжительное время выступал в качестве редактора периодических изданий. До революции он возглавляет отдел поэзии в журнале, который издавал самобытный русский театральный режиссер В.Э. Мейерхольд, - "Любовь к трем апельсинам" (1914-16 гг.). После революции он в 1918 г. является главным редактором периодического издания "Репертуар" - органа репертуарной секции при театральном отделе Наркомпроса. Однако под его редакцией выходит лишь один номер, поскольку А.А. Блок убедился в том, что ему не дадут возможность воплотить в жизнь его издательские замыслы. В основном его редакторская деятельность связана с подготовкой и выпуском отдельных изданий или собраний сочинений мастеров литературы. В истории редактирования А.А. Блок занял свое место главным образом как редактор оригинальных поэтических произведений и редактор переводов.

Информация о работе Особенности редакторской деятельности А. А. Блока