Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:19, доклад

Описание

Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, одиночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы - темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.

Работа состоит из  1 файл

лермонтов.docx

— 47.24 Кб (Скачать документ)

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.

I. Своеобразие творческого  пути М. Ю. Лермонтова (движение  от романтизма к реализму, романтические  мотивы в зрелой лирике, возврат  поэта в позднем творчестве  к темам ранней лирики, постоянный  интерес к проблеме личности).

П. Разнообразие тем и  мотивов в лирике поэта:

1) отрицание существующей  действительности — "Жалобы  турка" (1829), "Умирающий гладиатор" (1836), "Прощай, немытая Россия" (1840);

2) бездуховность общества, маскарадность света — "Исповедь" (1831), "Как часто, пестрою толпою окружен..." (1840), "Из-под таинственной, холодной полумаски..." (1841);

3) судьба поколения —  "Монолог" (1829), "Дума"(1838);

4) образ родины, обращение  к отечественной истории, поиски  идеалов в прошлом — "Новгород" (1830), "Поле Бородина" (1831), "Бородино" (1837), "Родина" (1841);

5) обращение К природе как одухотворенной красоте, источнику сил, а также отражение в ней трагических моментов жизни, изменений человеческой души — "Кавказ" (1830), "Вечер после дождя" (1830), "Когда волнуется желтеющая нива..." (1837), "Дары Терека" (1839), "Тучи" (1840), "На севере диком стоит одиноко..." (1841), "Утес" (1841);

6) тема любви и дружбы, емкость понятия любви, страсть  и страдание как составляющие  любви, поиск духовной близости  и понимания — "К друзьям" (1828), "Ужасная судьба отца и  сына..." (1831), "Я не люблю тебя; страстей..." (1831), "Подражания Байрону" (1831), "Памяти А. И. Одоевского" (1839), "<М. А. Щербатовой>" (1840), "А. И. Смирновой" (1840), "Нет,  не тебя так пылко я люблю..." (1841);

7) тема гордого одиночества,  непонятости — "Одиночество" (1830), "Исповедь" (1831), "Чашажизни" (1831), "Парус" (1832), "Узник" (1837), "Никто моим словам не внемлет... я один..." (1837), "Сосед" (1837), "Соседка" (1837), "Пленный рыцарь" (1840);

8) мотивы усталости и  безысходности — "И скучно  и грустно" (1840), "Из Гете" ("Горные вершины...") (1840), "Выхожу  один я на дорогу..." (1841);

9) тема самопознания, космические  мотивы, противоборство земных и  небесных сил — "Мой демон" (1829, 1831), "Молитва" ("Не обвиняй  меня, Всесильный...") (1829), "Небо  и звезды" (1831), "Земля и небо" (1831), "Когда б в покорности  незнанья..." (1831), "Ангел" (1831), "Мой  дом" (1831), "Бой" (1832);

10) тема избранности, ощущение  внутреннего родства с трагическими  судьбами Байрона и Наполеона  — "Наполеон" (1829), "1830. Мая 16 числа", "Отрывок" ("Три ночи я провел без сна — в тоске...") (1831), "Св. Елена" (1831), "Нет, я не Байрон; я другой..." (1832), "Воздушный корабль" (1840), "Последнее новоселье" (1841), "Пророк" (1841);

11) образ поэта, судьба  его творений — "Я жить  хочу! Хочу печали..." (1832), "Смерть  поэта" (1837), "Кинжал" (1837), "Поэт" ("Отделкой золотой блистает  мой кинжал...") (1837), "Журналист,  читатель и писатель" (1840), "Пророк" (1841).

III. "...Пафос поэзии Лермонтова  заключается в нравственных вопросах  о судьбах и нравах человеческой  личности" (В. Г. Белинский) (условность  выделения в лирике поэта определенных  тем, мотивов, взаимопроникновение  поэтических образов и символов, подчиненность общему пафосу  поэзии).

 

 

Философские мотивы в литературе включают в себя размышления о взаимоотношениях личности и общества, человека и мира, раздумья о смысле жизни, поиски нравственного, духовного совершенства и многие другие.

Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, одиночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы - темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.

Уже в ранней лирике отражается мотив одиночества. Лирический герой испытывает разобщенность  с действительностью, с землей и  небом «Земля и небо», «Я не для  ангелов и рая» он замкнут, угрюм, любовь его чаще безответна. Все  это обусловило нарастающее чувство  безысходного одиночества. Лермонтов  создает горькие, проникнутые пессимизмом  строки: «Гляжу назад - прошедшее ужасно; Гляжу вперед - так нет души родной». И парус, ставший символом лермонтовской лирики, отнюдь не случайно «одинокий». Даже в программном для автора стихотворении «Дума» уже звучит эта тема. Осуждая свое поколение, сознательно раскрывая его «грядущее», которое «иль пусто, иль темно», Лермонтов еще не отделяет и себя от сверстников, но уже смотрит на них несколько со стороны.

Белинский, отмечавший, что «эти стихи написаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав. И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен... этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».

В отличие  от Пушкина в лирике Лермонтова нет  упоения жизнью, столь свойственного  романтизму воспевания, вакхических  радостей: «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок» - шедевры творчества поэта. Но те же мотивы усталости, безысходности, одиночества, непонятости отразились и в стихотворении «Никто словам моим не внемлет... Я один...», в котором уже первая строка поражает читателя. Даже проникнутое глубоким лиризмом произведение «Из Гете», созданное в 840 году, оканчивается строками:

Не пылит  дорога,

Не дрожат листы.

Подожди немного

Отдохнешь и  ты.

Для Лермонтова оказываются неразрывна связанными понятия «покой» и «одиночество». И это коренным образом отличает его лирику от пушкинской, для которой чрезвычайно характерно другое сочетание: «покой и воля». Мотив одиночества, как мне кажется, получил в произведении «Выхожу один я на дорогу...». Ощущение одновременно и единства с миром, и полной отделенности от людей поразительно:

Уж не жду  от жизни ничего я

И не жаль мне  прошлого ничуть.

Я ищу свободы  и покоя,

Я б хотел  забыться и заснуть...

Мечта лирического  героя, а во многом и самого автора, в том, чтобы не просто слиться  с природой, но и слушать «сладкий голос», поющий о любви «всю ночь, весь день».

Мотив избранности, понимание внутреннего родства  с трагическими героями своего времени, как мне представляется, - еще  один аспект темы одиночества. Лермонтов пишет:

Нет, я не Байрон, я другой. Еще неведомый  избранник, Как он, гонимый миром  странник, Но только с русскою душой. И в этом произведении выражается в одно и то же время и острая жажда единения с отчизной, и невозможность  обретения «покоя». Поэту близок образ «странника», который «приюта  на время... может с тоскою глубокой...»

Но в ответ  «чинара молодая» произносит слова, не оставляющие надежды: «иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!».

Мотивы одиночества  и непонятости особой силы, на мой взгляд, достигают в программном для Лермонтова стихотворении «Пророк».

Лирический  герой произведения, провозглашающий «любви и правды чистые ученья», вынужден удалиться в пустыню. Там обретает он покой, там слушают звезды, «лучами радостно играя». Но про-t рок не нужен людям, которые не только не желают его слушать, но и изгоняют его, презирают. По мнению автора, такова судьба истинных пророков, да и любой творческой личности в обществе.

Один из известных  русских поэтов Николай Гумилев сравнил Пушкина и Лермонтова с двумя светилами: солнцем и луной. Таинственный, мерцающий, серебристый свет пронизывает все творческое наследие М. Лермонтова. Поэтическое обаяние лирика поэта сохранила и до наших дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варвара Александровна Лопухина – одна из самых глубоких сердечных  привязанностей М.Ю.Лермонтова. Пережив  бурное увлечение Н.Ф.Ивановой, поэт в 1831 встретился в близкой ему  семье Лопухиных с младшей  сестрой своего друга Алексея  – Варенькой.  
     Весной 1832 года компания молодежи с Поварской, Большой и Малой Молчановки собралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной — молиться, слушать певчих, гулять. Солнце склонялось к Воробьевым горам, и вечер был прекрасный. Уселись на длинные линейки, запряженные в шесть лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым караваном. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной. Минувшей зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на «ярмарку невест». Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. Это делало ее не похожей на московских барышень, у которых все было рассчитано: каждый жест, поза, улыбка.  
     Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов сделали ее мечтательной. Но эта мечтательность умерялась природной живостью, веселостью и общительностью. Свою склонность помечтать она не выказывала, а, наоборот, стыдилась как слабости. Была блондинка с черными глазами. Это придавало ей особую прелесть. Каждая перемена настроения, мимолетное чувство и мелькнувшая мысль отражались на ее подвижном лице.  
В минуты внутреннего подъема оно становилось прекрасным, а порой Варенька могла показаться совсем некрасивой.  
     В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Она была всеобщей любимицей.  
      «Будучи студентом, - пишет А.П. Шан-Гирей,- Лермонтов был страстно влюблён ... в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная.... Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку: ей было лет пятнадцать-шестнадцать, мы же были дети и сильно дразнили ее, у ней на лбу чернелось маленькое родимое пятнышко, и мы всегда приставали к ней, повторяя: «у Вареньки родинка, Варенька уродинка», но она , добрейшее создание, никогда не сердилась. Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно, сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей»

 
С тех пор, как мне явилась ты,  
Моя любовь – мне оборона  
От гордых дум и суеты…     

Она была одних лет с  поэтом, и это было, между прочим, причиной многих страданий для Лермонтова, потому что Варенька по годам своим  была членом общества, когда ровесник ее, Мишель, все еще считался ребенком. Характер ее, мягкий и любящий, увлекал  его. Он, сопоставляя себя с нею, находил  себя гадким, некрасивым, сутуловатым  горбачом: так преувеличивал он свои физические недостатки. В неоконченной юношеской повести он в Вадиме выставлял себя, в Ольге – её.  
      Переезд Лермонтова в 1832 в Петербург и зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки. Однако Лермонтов не переставал интересоваться судьбой Вареньки. Вот одно из писем Лермонтова к М.А. Лопухиной, сестре Вареньки: «Мне бы очень хотелось задать вам небольшой вопрос, но не решаюсь начинать. Коли догадываетесь – хорошо, а нет – значит, если б я задал вопрос, вы не могли бы на него ответить…» На что М.А. Лопухина, мгновенно догадавшись, отвечает: «Поверьте, я не утратила способности вас понимать… Она хорошо себя чувствует, выглядит довольно веселой…»  
     Между тем молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей в 1835 году выйти замуж за Н.Ф.Бахметева, человека не молодого. По-видимому, решение это некоторым образом было связано со слухами о романе Лермонтова с Сушковой; с другой стороны, и жестокая развязка этого романа (история с анонимным письмом), возможно, имеет отношение к известию о скором замужестве Вареньки. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. Фамилию ее по мужу он не признавал. Посылая ей в 1840 или 1841г новую переделку поэмы «Демон», он в посвящении к поэме из поставленных переписчиком букв В.А.Б. несколько раз перечеркивает Б. и ставит Л.  
     Последний раз они видятся мимолетно в 1838г, когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург, а Лермонтов в это время служит в Царском Селе.  
     Лопухиной Лермонтов посвятил множество стихов, например стихотворение 1832г:

 
Мы случайно сведены  судьбою,  
Мы себя нашли один в другом,  
И душа сдружилася с душою,  
Хоть пути не кончить им вдвоём!  
Так поток весенний отражает  
Свод небес далекий голубой  
И в волне спокойной он сияет  
И трепещет с бурною волной.  
Будь, о будь моими небесами,  
Будь товарищ грозных бурь моих;  
Пусть тогда гремят они меж нами,  
Я рожден, чтобы не жить без них.  
Я рожден, чтоб целый мир был зритель  
Торжества иль гибели моей,  
Но с тобой, мой луч-путеводитель,  
Что хвала иль гордый смех людей!  
Души их певца не постигали,  
Не могли души его любить,  
Не могли понять его печали,  
Не могли восторгов разделить.

 

 

     Это стихотворение выделяется просветленным  настроением. Идеальный образ любимой  женщины служит поэту единственной отрадой. Однако надежда найти счастье  в любви несбыточна, поэтому Лермонтов  и говорит о невозможности  общего пути, он предчувствует другой исход, уготованный ему судьбой.  
     Еще одно стихотворение этого же года – «Оставь напрасные заботы». Одно из немногих, в котором лирический герой уверен в ответном чувстве. Образ чистой, неохлажденной души проходит через все стихотворение. Однако даже взаимная любовь не приводит к гармонии, потому что душа самого поэта во всем разуверилась и ничем не дорожит. Это стихотворение было положено на музыку К.Д. Агреневым-Славянским и А.Ф. Пащенко.  
     С именем Лопухиной связано стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841), адресованное, вероятно, Е.Г.Быховец. В этом стихотворении воспоминания о прошлой любви сильнее впечатлений настоящего, власть прежнего чувства реальнее «блистанья» новой «красы». Но первая фраза сразу создает впечатление давно идущего диалога между лирическим героем и присутствующей в данный момент собеседницей. Она, несмотря на то что отвергается героем, втянута в круг его переживаний, доля «пылкости» чувства передается и ей.  

 
Нет, не тебя так пылко я люблю,  
Не для меня красы твоей блистанье;  
Люблю в тебе я прошлое страданье  
И молодость погибшую мою.  
Когда порой я на тебя смотрю,  
В твои глаза, вникая долгим взором:  
Таинственным я занят разговором,  
Но не с тобой я сердцем говорю.  
Я говорю с подругой юных дней,  
В твоих чертах ищу черты другие,  
В устах живых уста давно немые,  
В глазах огонь угаснувших очей.

 

 

 

 

 

Варва́ра Алекса́ндровна Бахме́тева, урождённая Лопухина (1815 — 9 сентября 1851) — русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Лермонтова.

Биография

Информация о работе Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова