В 
залах экспонируются портреты Некрасова, 
выполненные выдающимися русскими 
художниками И. Н. Крамским, К. Е. Маковским, 
подлинные фотографии поэта, а также 
портреты и фотографии знаменитых современников 
Некрасова, бывавших в этой квартире. 
Бережно хранятся первые издания произведений 
Некрасова, книги круга его чтения. Особую 
гордость музея составляет большое собрание 
личных вещей поэта.
     В 
экспозиции раскрывается творческая лаборатория 
поэта, в ней представлены черновые 
варианты рукописей и беловые 
автографы стихотворений и поэм 
Некрасова. Рукописи поэм «Кому на Руси 
жить хорошо», «Мороз Красный нос», 
лирические стихотворения дополняются 
иллюстрациями, выполненными русскими 
художниками при жизни Некрасова. 
Все эти материалы помогают живее 
представить и глубже понять жизнь 
и творчество великого русского поэта.
     В 
книжных шкафах экспонируются издания 
произведений Некрасова на языках народов 
СССР и народов мира.
     Замечательные 
советские художники не раз обращались 
к произведениям Некрасова – здесь 
можно увидеть работы Б. М. Кустодиева, 
В. А. Серова, А. Ф. Пахомова и других на 
темы некрасовских поэм и стихотворений.
     Мемориальный 
музей Н. А. Некрасова активно 
участвует в культурной жизни 
Санкт-Петербурга. Музей проводит «Некрасовские 
пятницы», в которых принимают 
участие видные ученые – исследователи 
творчества поэта. Здесь регулярно организуются 
встречи с поэтами, писателями, артистами, 
устраиваются литературно-художественные 
вечера.
     
 
 
     4. Литературно-мемориальный 
музей Ф.М. Достоевского 
     
 
 
     Литературно-мемориальный 
музей Ф.М.Достоевского был открыт 12 ноября 
1971 года, к 150-летию со дня рождения писателя, 
в доме на Кузнечном переулке 5/2. В этом 
доме Достоевский дважды снимал квартиру: 
в течение очень короткого времени в 1846 
году и с октября 1878 года до дня своей смерти 
– 28 января 1881 года. Начало и конец творческого 
пути оказались сопряженными в одной точке. 
Здесь он работал над ранней повестью «Двойник», 
здесь был написан его последний роман «Братья 
Карамазовы». Квартира Достоевских воссоздавалась 
по воспоминаниям современников и жены 
писателя.
     Идею 
создания музея вынашивала вдова писателя Анна Григорьевна Достоевская. В 1917 году она покинула 
Петроград и год спустя умерла в полном 
одиночестве в Крыму вдали от детей и внуков. 
Все предметы, находившиеся в доме, где 
жил Достоевский, были сданы ею при отъезде 
из Петрограда на один из складов на хранение 
и впоследствии пропали, а материалы архива, 
за некоторыми исключениями, попали в 
государственные архивы.
     Музей 
занимает два этажа. На втором этаже 
находятся квартира писателя и основная 
экспозиция. Квартира писателя — угловая, 
как практически все его 20 петербургских 
квартир. Интерьеры комнат мемориальной 
квартиры воссозданы по воспоминаниям 
современников и архивным материалам. 
Здесь представлены подлинные вещи из 
семьи писателя; книги, подаренные музею 
его потомками. Большая литературная экспозиция 
рассказывает о жизни и творчестве Достоевского. 
За годы своего существования музей стал 
научным и культурным центром. Здесь проводятся 
ежегодные международные чтения «Достоевский 
и мировая культура». В выставочных залах 
регулярно открываются выставки современных 
художников; в кинозале демонстрируются 
фильмы, снятые по произведениям Достоевского; 
проводятся литературные и музыкальные 
вечера. 
5. 
Музей-квартира А.А. 
Блока
     Музей 
был открыт к столетию со дня рождения 
великого русского поэта Александра Александровича 
Блока 25 ноября 1980 года в том доме, где 
он прожил с 1912 по 1921 год. 
     Доходный 
дом на Офицерской 57 (ныне улице Декабристов), 
принадлежащий купцу М. Е. Петровскому, 
был построен в семидесятых годах 19 века. 
Квартиры сдавались людям среднего достатка, 
к которым относились музыканты и артисты 
Мариинского театра. В этом доме жили жена 
и дети известного художника Репина, так 
что дом практически с самого начала стал 
прибежищем людей творческих профессий.
     В 
судьбе Александра Блока этот дом занимает 
особое место. Он был построен в уникальном 
районе Коломна - именно здесь, в театре 
на Офицерской улице произошла премьера 
его пьесы "Балаганчик", на этой же 
улице жила некоторое время его мать, а 
дом № 57 стал последним пристанищем великого 
поэта. Атмосфера в доме располагала к 
творчеству - именно здесь поэтом были 
созданы его лучшие циклы стихов, поэмы 
"Соловьиный сад" и "Двенадцать", 
пьеса "Роза и крест".
     Личные 
вещи и архив поэта бережно сохранялись 
его женой - Любовью Дмитриевной Блок, 
а в 1939 году после ее смерти поступили 
в Пушкинский дом. 
     В 
квартире № 21, где Блок с женой прожили 
до февраля 1920 года, любовно воссоздана 
мемориальная обстановка - кабинет поэта, 
столовая, комната его жены, спальня. В 
2005 году здесь была открыта новая литературная 
экспозиция, которая позволяет прочитать 
жизнь и творчество поэта как книгу. На 
страницах-витринах этой книги можно увидеть 
драгоценные автографы Блока, сделанные 
им подписи на книгах и фотографиях, его 
рукописи, письма и книги, выпущенные при 
его жизни, личные вещи, портреты Блока, 
написанные разными художниками, иллюстрации 
к произведениям поэта и многое другое. 
     Каждый 
год, 28 ноября сюда приходят почитатели 
его таланта, чтобы отметить день рождение 
поэта. В день его смерти - 7 августа те, 
кому дорого его творчество, приходят 
с цветами на Литераторские мостки Волкова 
кладбища. А в квартире поэта и сейчас 
происходят важные для культурной жизни 
Петербурга события - литературные вечера 
и конференции. Ведь в творчестве поэта 
еще столько неразгаданных тайн.
6. 
Государственный 
литературно-мемориальный 
музей Анны Ахматовой 
в Фонтанном доме.
     Музей 
Анны Ахматовой в Фонтанном Доме находится 
в центре Петербурга, во флигеле Шереметевского 
дворца, одного из красивейших особняков 
XVIII века. Здесь, в квартире известного 
искусствоведа, теоретика авангарда Николая 
Пунина Анна Ахматова прожила почти 30 
лет, с середины 1920-х до начала 1950-х годов.
     Музей 
открылся в 1989 году к столетию со дня рождения 
поэта, и был первым музеем в нашем городе, 
который рассказывал о советском периоде 
русской истории, когда представители 
интеллигенции – поэты, художники, люди 
эпохи Серебряного века, жизнь которых 
пришлась именно на годы репрессий в социалистическом 
Ленинграде – должны были сохранить свой 
мир, свою личность в условиях тоталитарного 
государства. Анна Ахматова принадлежала 
к поколению рубежа двух столетий, и исторические 
судьбы XX века, отразившиеся в ее судьбе, 
последовательно раскрываются в многообразии 
экспонатов музея. В 2003 году Музей Анны 
Ахматовой в Фонтанном доме открылся в 
новом облике. 
Новое экспозиционное решение четко делится 
на мемориальную часть, возвращая квартире 
Пуниных – Ахматовой архитектурный облик 
1920-1930 годов XX века, и литературно-историческую, 
размещающуюся по соседству с пространством 
квартиры. В то же время литературно-историческая 
экспозиция видится как законченная и 
самостоятельная часть музея прежде всего 
потому, что она подчиняется принципиально 
иной экспозиционной логике изложения 
– sub specie aeternitis (под углом зрения вечности), 
или ахматовское: «я помню все в одно и 
то же время…».
 
 В 2003 году Музей 
Анны Ахматовой в Фонтанном Доме 
получил в дар от Фонда имущественного 
наследия Иосифа Бродского подлинные 
вещи поэта из его американского 
дома в Саут Хедли. Фотографии интерьеров 
дома позволили воссоздать не только 
облик рабочего кабинета поэта, но и 
вид из его окон. «Американский 
кабинет Иосифа Бродского» - это 
своего рода прелюдия к будущему музею, 
повод для организации сменяющихся 
вокруг представленных вещей выставок, 
связанных с именем поэта.
 
   В дополнении 
к основной экспозиции в музее 
работают несколько выставочных 
залов и видео-гостиная, располагающая 
богатой видеотекой фильмов на русском 
и английском языках, посвященных как 
собственно судьбе и творчеству Ахматовой, 
так и многим другим представителям культуры 
ХХ века. В выставочных залах осуществляются 
различные выставочные проекты, по своему  
характеру чаще всего интерактивные. Эти 
проекты либо развивают отдельные аспекты 
основной экспозиции, либо экспонируют 
произведения современного искусства, 
ассоциативно связанные с темами музея. 
В выставочном пространстве проходят 
литературные и публицистические вечера, 
направленность которых обычно связана 
с характером того или иного выставочного 
проекта. Эти вечера собирают в музее свою 
публику и делают музей своеобразным клубом  
петербургской интеллигенции. Наряду 
с этим в музее действует музейная педагогическая  
мастерская, осуществляющая детские интерактивные 
проекты.
     7. 
Литературно-мемориальный 
музей М.М. Зощенко
     Государственный 
литературно-мемориальный музей М. М. Зощенко 
был открыт в 1992 году в последней квартире 
писателя – в знаменитом писательском 
доме на канале Грибоедова, 9 (современный 
адрес – Малая Конюшенная, 4/2). В разные 
годы одновременно с М. Зощенко в этом 
доме жили Б.Корнилов, Н. Заболоцкий, Е. 
Шварц, М. Слонимский, О. Форш,        
Б. Эйхенбаум, Б.Томашевский и многие другие 
деятели литературы и искусства. В дом 
на канале Грибоедова, 9 Зощенко переехал 
в 1934 году, потом неоднократно менял квартиры, 
и в последние годы жизни оказался в небольшой 
двухкомнатной квартире № 119. Сейчас одна 
из комнат – мемориальная, это кабинет 
писателя, во второй комнате (бывшая комната 
его жены Веры Владимировны Зощенко) размещена 
литературная экспозиция. Уникальность 
музея М. Зощенко состоит в том, что в кабинете 
все вещи подлинные, обстановка, в которой 
проходили дни писателя с января 1955 по 
июль 1958 года, воссоздана с детальной точностью. 
Музей М. М. Зощенко – единственный литературный 
музей в Санкт-Петербурге, посвященный 
писателю советского периода и жизни интеллигенции 
в сложную эпоху 1930 – 1950-х годов. В музее 
осуществляется выставочная деятельность 
на различных площадках города, постоянно 
ведется научная работа, работа по пополнению 
фондов. Одним из приоритетных направлений 
деятельности музея в последние годы становится 
работа с детской аудиторией. В музее разработаны 
экскурсии и музейные занятия по литературе 
ХХ века, созданные с учетом школьной программы 
и современных образовательных стандартов.
     
     Существующая 
ныне литературная экспозиция музея М. 
М. Зощенко (открыта в январе 2004 г.) выполнена 
по художественному проекту В. Е. Никифорова и 
является второй по счету постоянной экспозицией 
музея.  Интересное художественное решение 
– подача материала на листах-перекидках, 
которые можно листать, как книгу, - сделало 
экспозицию интерактивной и максимально 
информативной. Речь здесь идет не только 
о судьбе М. Зощенко, но и о судьбе российской 
культуры, о трагических историях обитателей 
писательского дома на канале Грибоедова, 
9, о ленинградской литературе ХХ века.
     Эмоциональным 
центром экспозиции является инсталляция 
из водопроводных труб, словно на машине 
времени переносящая нас в атмосферу 1920-1930-х 
годов. Здесь есть шляпка, в которой вполне 
могла ходить «аристократка» - героиня 
одного из самых известных рассказов М. 
Зощенко. Застыл в ожидании застолья старинный 
кофейник. Того и гляди заговорит голосами 
давно ушедших людей видавший виды радиоприемник. 
Здесь дети любят подолгу фантазировать, 
а взрослые – вспоминать: как мололи кофе 
ручной мельницей, как взвешивали продукты 
безменом, как гладили тяжеленными чугунными 
утюгами, как выглядит комната в свете 
керосиновой лампы.
     В 
экспозиции музея М. Зощенко представлены 
уникальные материалы, касающиеся жизни 
и творчества писателя, его личные вещи 
и документы, фрагменты рукописей, редчайшие 
издания книг и журналов 1920-1930-х годов.
     
     8. 
Заключение.
     С 
момента своего основания Петербург играл 
значительную роль в литературной жизни 
России. Пушкинский Петербург (район Мойки, 
Зимнего дворца и Исаакиевской площади 
с Медным всадником, Петербург Достоевского 
(район Сенной площади и канала Грибоедова), 
Гоголя, а в 20 в. – Петербург Ахматовой 
и Даниила Хармса. Город на Неве бережно 
хранит приметы и символы этих культурных 
пластов, по ним можно путешествовать 
бесконечно.
     Традиция 
оборудовать небольшой музей известной 
личности на фоне обычно воссозданного 
интерьера его обиталища зародилась во 
Франции и ей уже почти двести лет. На сегодня 
в Санкт-Петербурге более 30 квартир-музеев, 
помимо описанных в моей работе наиболее 
известных литературных музеев, так же 
существуют: 
     -Музей-квартира 
Державина на набережной реки Фонтанки, 
118;
     -Музей-квартира 
Иосифа Бродского;
     -Музей 
Набокова  на Б.Морской, 27;