показать  его  
в  состоянии наивысшего  напряжения,  
выступившим  из  своего
обычного  состояния 
-- будь то для обороны или для завоевания.  
Отсюда сцены
военной  жизни  
--  пока  еще наименее полная часть 
моей  работы, но которой
будет оставлено  
место в этом издании, с тем чтобы 
она вошла в него, когда я
ее закончу.  
Наконец  сцены  сельской жизни 
представляют  собой как бы вечер
этого длинного 
дня, если мне позволено назвать так драму 
социальной жизни. В
этом  разделе  
встречаются  самые  чистые характеры  
и осуществление великих
начал порядка, 
политики и нравственности.
Таково  основание, 
полное  лиц, полное комедий  и 
трагедий, над которым
возвышаются  
философские  этюды,  вторая  часть  
работы,  где  находит  свое
выражение социальный  
двигатель всех  событий, где изображены 
разрушительные
бури  мысли,  
чувство за  чувством.  Первое  
произведение  этого раздела  
--
"Шагреневая 
кожа" -- некоторым образом связывает 
сцены нравов с философскими
этюдами кольцом  
почти  восточной  фантазии,  где  
сама  Жизнь изображена  в
схватке с Желанием, 
началом всякой Страсти.
Еще выше найдут 
место аналитические этюды, о 
которых я ничего не скажу,
так как из них 
напечатан только один: "Физиология 
брака".
Скоро  я  напишу  
два  других  произведения   
этого  жанра.  Во-первых,
"Патологию 
социальной жизни",  затем -- "Анатомию 
педагогической корпорации"
и "Монографию 
о добродетели".
Видя все, что 
мне еще остается сделать, быть может, 
мне скажут то,  что
говорят  мои  
издатели:  "Да,  продлит господь  
вашу жизнь".  Я желаю только
одного: чтобы 
меня в дальнейшем не  терзали 
люди  и обстоятельства так,  как
это было  с  
самого  начала  этого  ужасного  
труда.  Но, слава  богу,  меня
поддерживало  
то, что  самые крупные дарования 
нашей эпохи, самые прекрасные
люди, самые искренние 
друзья,  столь же великие  в 
частной жизни, как иные в
жизни общественной, 
пожимали мне руку, говоря: "Мужайся!" 
И почему бы мне не
признаться, что  
выражения  дружеской  привязанности,  
отзывы,  полученные с
разных сторон  
от неизвестных, поддержали меня на  
моем  пути и  против меня
самого и против 
несправедливых нападок, против клеветы, 
часто преследовавшей
меня, против отчаяния  
и  против  слишком  живой надежды, 
проявления которой
принимаются  
за признак  чрезмерного  самолюбия? 
Нападкам  и  оскорблениям я
решил противопоставить  
стоическую  невозмутимость;  однако  
в двух  случаях
подлая  клевета  
сделала  защиту  необходимой.  
Но   сторонники  всепрощения
сожалеют, что 
я обнаружил мое искусство 
в литературных поединках,  а  
многие
христиане считают, 
что мы живем в такое время, 
когда хорошо дать понять, что
и молчанию присуще 
благородство.
В  связи  с  
этим  я  должен  обратить  внимание,  
что  признаю  своими
произведениями 
лишь те, которые носят мое имя. 
Кроме "Человеческой комедии",
мне принадлежат 
только "Сто озорных рассказов", 
две пьесы и отдельные статьи
--  впрочем,  
подписанные. Здесь  я  пользуюсь  
неоспоримым  правом. Но  это
отречение,  даже 
если оно  относится  к произведениям,  
в которых я принимал
участие,  продиктовано  
не  столько  самолюбием, сколько 
истиной. Если будут
упорствовать 
в приписывании  мне книг,  которые  
в литературном смысле я  не
могу признать  
своими, но  права собственности 
на которые были мне доверены,
то  я оставлю  
это  без  внимания по тем  же основаниям,  
по  каким позволяю
свободно клеветать 
на меня.
Огромный  размах  
плана,  охватывающего  одновременно 
историю и критику
Общества,  анализ 
его язв и  обсуждение, его  
основ позволяют, мне думается,
дать ему то  
заглавие,  под которым  оно  появляется  
теперь:  "Человеческая
комедия". Притязательно  
ли  оно? Или только правильно? Это 
решат  читатели,
когда труд будет 
окончен. 
 
 
Композиция
Кольцевая – повторения 
начального фрагмента в конце
Ретроспекция 
— «обращение в прошлое» («воскрешение 
прошлого», «поиски прошлого») — 
как литературоведческий термин 
используется в двух основных значениях:  
- вставная сцена 
(эпизод) из прошлого; 
Ретроспективная 
композиция характеризуется значительной 
долей изображения событий «до 
основной истории». Произведение начинается 
«с конца», возвращается к событиям 
прошлого с дополнительными акцентами, 
содержит «ретроспекцию в ретроспекции» 
(«рассказ в рассказе») На уровне композиции 
ретроспекция выполняет функции прояснения 
какого-либо элемента текущего действия 
(когда возникает необходимость вспомнить 
ситуацию, относящуюся к развитию сюжета), 
создает чувство единения времен, сужает 
хронологическое время, объясняет заключительные 
сцены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Критический 
реализм во французской 
литературе 30-40-х 
годов XIX века
История французского 
романтизма в целом достаточно длительна, 
онa продолжалась почти до конца XIX столетия 
параллельно с развитием новых литературных 
направлений, немало почерпнувших в романтизма. 
Только со смертью В. Гюго (1885) историю 
романтизма во Франции можно считать завершенной.
 Критический 
реализм начал складываться во 
французской литературе на исходе 
1820-х годов в обстановке обострения 
общественной борьбы. Одно за 
другим появляются в эти предреволюционные 
годы первые произведения мастеров 
критического реализма – «Хроника 
времен Карла IX» Мериме (1828) , «Красное 
и черное» Стендаля (1829), «Шуаны» 
Бальзака (1929).
 На этом 
этапе – накануне революции 
1830 года и в первые послереволюционные 
годы – писателей-реалистов объединяет 
не только общее понимание 
искусства, сводящееся к объективному 
изображению изменений, происходящих 
в обществе, но и общая политическая 
позиция: они – противники 
реставрации и подвластны буржуазно- 
демократическим иллюзиям. Общественная 
позиция Бальзака и Стендаля оказывается 
особенно близка к позиции Беранже, ставшего 
певцом революции 1830 года, и признанного 
главы романтизма Гюго.
 Первых реалистов 
с романтиками 20-х годов сближает 
не только общность социально-политической 
ориентации, выявляющаяся в оппозиции 
монархии Бурбонов и в критическом 
восприятии утверждающихся на их глазах 
буржуазных отношений. В определенной 
мере сходными оказываются и их эстетические 
позиции. Вместе с романтиками в конце 
20-х годов реалисты выступали против классицизма. 
Почти одновременно опубликованные манифест 
французских романтиков – «Предисловие» 
к драме «Кромвель» Гюго и эстетический 
трактат Стендаля «Расин и Шекспир» имеют 
общую критическую направленность, являясь 
двумя решающими ударами по уже давно 
отжившему свой век своду законов классицистического 
искусства. В этих важнейших историко-литературных 
документах и Гюго, и Стендаль, отвергая 
эстетику классицизма, ратуют за расширение 
предмета изображения в искусстве, за 
отмену запретных сюжетов и тем, за представлении 
жизни во всей ее полноте и противоречивости. 
При этом для обоих высшим образцом, на 
который следует ориентироваться при 
создании нового искусства является великий 
мастер эпохи Возрождения Шекспир (правда, 
воспринимаемый романтиками и реалистами 
по-разному).
 Вообще, на 
почве французской литературы 
органическая связь таких художественных 
систем, как романтизм и реализм, 
появляется особенно ярко. Их 
родство было настолько близким, 
что большинство писателей, которых 
современные литературоведы относят 
к реалистам, так себя не 
называли. Бальзак, Стендаль считал 
себя приверженцами «литературы 
XIX века», а это понятие было 
введено романтиками в противоположность 
классицизму и подразумевало 
именно романтизм. Сочетание реалистического 
и романтического начала делало 
творчество реалистов 1830-40-х годов 
(Бальзака, Стендаля, Мериме) особенно 
выразительным. Не случайно реалисты 
второй половины XIX века будут 
упрекать своих предшественников 
в «остаточном романтизме». Правда, 
следует отметить, что и сами 
реалисты более позднего времени 
были не вполне свободны от 
влияния романтизма. Так, например, 
писательское «ученичество» Флобера 
протекало в русле романтического 
«неистовства» 1830-х годов, и 
только и зрелом творчестве 
писателя эта зависимость преодолевается. 
 В целом 
можно сказать, что пути романтиков 
и реалистов разойдутся после 
революции 1830 годов, что, в частности, 
получит отражение в полемике 
начала 30-х годов (критические 
статьи Бальзака о драме «Эрнани», 
его статья «Романтические акафисты»). 
В своих статьях Бальзак критиковал романтиков 
за искусственность, выспренность, за 
отсутствие знания жизни и ее потребностей, 
недостаток объективности. Однако и после 
1830 года контакты вчерашних союзников 
в борьбе с классицистами сохраняются. 
Оставаясь верными основополагающим принципам 
своей эстетики, романтики будут успешно 
осваивать опыт художественных открытий 
реалистов (в особенности Бальзака), поддерживая 
их почти во всех важнейших творческих 
начинаниях. Реалисты в свою очередь будут 
заинтересованно следить за творчеством 
романтиков, с неизменным удовлетворением 
встречая каждую их победу (такими, в частности, 
станут отношения Бальзака с Гюго и Жорж 
Санд).
 Значение 
романтизма как предтечи реалистического 
искусства во Франции трудно 
переоценить. Именно романтики 
выступили первыми критиками 
современного им буржуазного 
общества. Им же принадлежит заслуга 
открытия нового типа героя, 
вступающего в противоборство 
с этим обществом. Последовательная 
бескомпромиссная критика буржуазных 
отношений с высоких позиций 
гуманизма составит самую сильную 
сторону творчества французских 
реалистов, расширивших, обогативших 
опыт своих предшественников 
в этом направлении и главное 
– придавшее антибуржуазной критике 
новый, социальный характер.
 Одно из 
самых значительных достижений 
романтикой по праву усматривают 
в их искусстве психологического 
анализа, в открытии ими неисчерпаемой 
глубины и многосложности человеческой 
личности, в познании внутреннего 
мира человека. Особые открытия в этом 
направлении предстояло сделать Стендалю, 
который, опираясь на опыт современных 
ему естественных наук, существенно уточнит 
знания литературы о духовной стороне 
жизни человека и свяжет психологию индивидуума 
с его социальным бытием, а внутренний 
мир человека представит в динамике, в 
эволюции, обусловленной активным воздействием 
на личность среды, в которой эта личность 
пребывает.
 Особое значение 
в связи с проблемой литературной 
преемственности приобретает наследуемый 
реалистами важнейший принцип 
романтической эстетики – принцип 
историзма. Этот принцип предполагает 
рассмотрение жизни человека 
как непрерывного процесса, в 
котором диалектически взаимосвязаны 
все его этапы, каждый из 
которых имеет свою специфику. 
Сформировавшийся в ожесточенной 
полемике с классицистами принцип 
историзма в литературе 1830-40-х 
годов имел специфический характер. 
Опираясь на открытия школы 
современных им историков (Тьерри, 
Мишле, Гизо), доказавших, что главным двигателем 
истории является борьба классов, а силой, 
решающей исход этой борьбы, – народ, реалисты 
предложили новое прочтение истории. Наконец, 
говоря о сложной трансформации открытого 
романтиками принципа историзма в искусстве 
второй половины XIX века, необходимо подчеркнуть, 
что принцип этот претворяется в жизнь 
при изображении не только давно прошедших 
эпох (что характерно для романтиков), 
но и современной действительности, показанной 
как определенный этап в историческом 
развитии Франции. 
 
 
 В 1830-1840-е 
годах, особенно в произведениях 
Бальзака, проявляются характерные 
черты реализма. Свою основную 
задачу реалисты видят в художественном 
воспроизведении действительности, 
в познании законов, определяющих 
ее диалектику и разнообразие 
форма. 
 «Самим историком 
должно было оказаться французское 
общество, мне оставалось только 
быть его секретарем», – указывал 
Бальзак в предисловии к «Человеческой 
комедии», провозглашая принцип 
объективности в подходе к 
изображению действительности важнейшим 
принципом реалистического искусства. 
Наряду с этим великий романист 
отмечает: «Задача искусства не 
в том, чтобы копировать природу, 
но чтобы ее выражать!» Действительно, 
как искусство, дающее многоаспектную 
картину действительности; реализм далеко 
не исчерпывается нравоописанием и бытописанием, 
в его задачи входит и аналитическое исследование 
объективных законов жизни – исторических, 
социальных, этических, психологических, 
а также критическая оценка современного 
человека и общества, с одной стороны, 
и выявление позитивного начала в живой 
реальности – с другой.