Карл Маркс. Лев Николаевич Толстой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:09, доклад

Описание

Человек создает религию, но религия не создает человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял. Но человек — не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек — это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они — превратный мир.

Работа состоит из  1 файл

Карл Маркс.docx

— 13.20 Кб (Скачать документ)

Карл Маркс:

Человек создает  религию, но религия не создает человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял. Но человек — не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек — это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они — превратный мир. Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме, его спиритическое дело чести, его энтузиазм, его нравственная лицензия на существование, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания. Она превращает человеческую сущность в фантастическую действительность, потому что человеческая сущность не обладает истинной действительностью. Следовательно, борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия.

Религиозное убожество  есть в одно и то же время выражение  действительного убожества и  протест против этого действительного  убожества. Религия — это вздох  угнетенной твари, сердце бессердечного  мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного  счастья. Требование отказа от иллюзий  о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое  нуждается в этих иллюзиях. Критика  религии есть, следовательно, в зародыше критика той чаши плача, священным  ореолом которой является религия.

Критика сбросила с  цепей украшавшие их фальшивые цветы  — не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи в их форме, лишенной всякой радости и  всякого наслаждения, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло  руку за живым цветком. Критика религии  освобождает человека от иллюзий, чтобы  он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как  ставший разумным человек; чтобы  он вращался вокруг себя самого и своего действительного солнца. Религия  есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.

 

Лев Николаевич Толстой

Если  посмотреть на эту цитату по-толстовски, то в первой части содержится простое признание мудрости религии, как истины, которую невозможно доказать рационально, разумом, но только сердцем; во второй же части содержится удивительно актуально и ныне звучащее утверждение об обожествлении разумного (рационального) познания мира. Толстовский дух в осмыслении христианства, осужденный его современниками (и Церковью), заключался в том, что он совершенно отрицал наличие трансцендентного в евангельских повествованиях, и трактовал все символически. Так, во всяком случае, на первый взгляд, можно трактовать эти сентенции.


Информация о работе Карл Маркс. Лев Николаевич Толстой