Эволюция лирического героя в лирике Набокова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:14, сочинение

Описание

Творчество Набокова, американского и русского писателя – о нем отзываются как о литературном и психологическом феномене – до недавнего времени не было широко известно в России, хотя весь мир знал это имя. Сегодня мы имеем возможность изучать его творчество, постигать его стиль.
Литературные критики утверждают, что лирика Набокова продолжает традиции русской классической поэзии. Можно выделить типичные для русской поэзии темы

Работа состоит из  1 файл

эволюция.docx

— 15.21 Кб (Скачать документ)

«Эволюция лирического героя в лирике Набокова»

 

Нет, никто, никогда на просторе великом

Ни одной не помянет  страницы твоей.

Ныне дикий пребудет в неведенье диком,

Друг степей ля тебя не забудет  степей.

Это строфа из стихотворения  «Слава», которое  Набоков написал  о себе, но, к счастью, это предсказание не сбылось.

Творчество Набокова, американского  и русского писателя – о нем  отзываются как о литературном и  психологическом феномене – до недавнего  времени не было широко известно в  России, хотя весь мир знал это имя. Сегодня мы имеем возможность  изучать его творчество, постигать  его стиль.

Литературные критики  утверждают, что лирика Набокова продолжает традиции русской классической поэзии. Можно выделить типичные для русской  поэзии темы:

- тема природы;

- тема любви;

- философская лирика;

- тема Родины;

- о поэте и поэзии.

Но, пожалуй, наибольшее звучание в его лирике получают ностальгические  мотивы:

О, нет, не ребра

- эта боль, этот  ад –

это русские струны

в старой лире болят.

Читая стихотворения Набокова, можно проследить эволюцию лирического  героя.

В ранее его герой - наивный, юный романтик. Наиболее показательно в этом отношении стихотворение «В хрустальный шар заключены мы были». Безмятежный, влюбленный, счастливый герой, мечтавший всю жизнь прожить в «хрустальном мире», не сталкиваясь реальностью суровой жизни. Ключевые слова «хрустальный шар», «звезда», «безмолвно», «блеск блаженно-голубой», «восторг вечности». У Набокова очень выразительный сложный эпитет, например, блаженно-голубой (блеск), т.е. доставляющий блаженство, обещающий счастье. Такой же эпитет мы находим в стихотворении «Велосипедист»: «восторг мне снился буйно-юный».

Но уже в этих стихотворениях мы находим несоответствие реальной жизни мечтам лирического героя: «хрустальный шар» разбит, герои расстались, велосипедист мчится и не успевает разглядеть вензель на старой скамье (в вензель, по всей видимости, для  героя символ чего-то родного и  близкого).

Именно со стихотворения  «В хрустальный шар заключены  мы были» и начинается, на наш  взгляд, взросление героя. В стихотворении  «На сельском кладбище» мы видим  героя, влюбленного в природу, даже на кладбище он видит солнце, сирень, березы, вид кладбища не омрачает его  душу, однако вызывает тревогу эпитет «сырые кресты», на которые падают лепестки сирени, оплакивая погребенных:

«… бледные  крестики тихой сирени

кропят ………………..сырые кресты…»

Лирический герой сопереживает, как будто он предвидит трагические  события. Употребление однокоренных слов (крестики – кресты) только усиливает  ощущение тревоги.

Через все поэтическое  творчество проходит мотив дома и  мотив дороги. Дом – это сквозной образ в литературе, это символ святости, символ соединения прошлого, настоящего и будущего, символ духовного  единения героя с предками и потомками. У героя нет дома, он оторван  от родных мест, от родных корней, поэтому  лирический трагически ощущает свое одиночество, оторванность от дома, потерю родственных корней. Не случайно самому автору всю долгую жизнь, прожитую за границей, снилась Родина, родной дом. Его герой готов даже пожертвовать своей жизнь, чтобы погибнуть на Родине  («Расстрел»). Есть единственное счастье для героя – это возвращение домой (Домой):

Все ясно, ясно; мне  открыты

все тайны счастья; вот оно:

сырой дороги блеск  лиловый,

по сторонам то куст ольховый,

то ива; бледное  пятно

усадьбы дальней; рощи, нивы,

среди колосьев васильки,

зеленый склон; изгиб  ленивый

знакомой тинистой реки.

Скорее, милые! Рокочет

мост под копытами. Скорей!

И сердце бьется, сердце хочет

взлететь и  перегнать коней.

О, звуки, полные былого!

Мои деревья, ветер  мой,

и слезы чудные, и слово

непостижимое: домой!

Сквозной образ в творчестве поэта – образ дороги, но этот образ у поэта также своеобразен: если дорога у других поэтов ведет  вперед, суля встречи и открытия, раскрывая новое , неизведанное, то у Набокова – это дорога назад – домой,  в Россию,  и лирический герой – странник, пилигрим, паломник, мечтающий вернуться на родину.

В более поздних стихотворениях («Отвяжись, я тебя умоляю») герой  – это умудренный опытом, внешне благополучный человек умеющий  скрывать свои истинные чувства, но это  глубоко страдающий человек, герой  трагичен:

Навсегда я  готов затаиться

и без имени  жить. Я готов,

чтоб с тобой  и во снах не сходиться,

отказаться от всяческих снов;

 

обескровить себя, искалечить,

не касаться любимейших книг,

променять на любое  наречье

                                                            все, что есть у меня,- мой язык – и это все для того, чтобы не мучила память о Родине, родной стороне.

Таким образом, мы видим, что  лирический герой в поэзии Набокова – личность неординарная, трагическая, за внешним благополучием которого скрывается трагедия одинокого человека, оказавшегося на чужбине.

Многие поэты и писатели жили за границей, но ни у кого из них нет таких пронзительных стихов о Родине, читая их, начинаешь понимать, как это страшно – потерять Родину.

Лирический герой Набокова автобиографичен: трагедия героя – это трагедия автора. Нам кажется глубоко символичной фотография Набокова: поэт на фоне «Палас - отеля» - за его спиной большое красивое здание, а на его фоне – маленькая фигура одинокого поэта.


Информация о работе Эволюция лирического героя в лирике Набокова