Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:34, доклад
Цель исследования – выяснить, чему  учат сказки. Нужны ли нам сказки.
Гипотеза исследования -  если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...). А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).
1. Цель, задачи, гипотеза, объект, предмет,        Cтр.  
методы исследования.                                               6
2. Общее  знакомство со структурой сказок.         7 - 9
3. Передача содержания сказок через 
русские пословицы.                                                     10 - 11
4. Показ поступков героев  по страницам
сказок.                                                                           11 - 13
                                         5. Выводы                                                                      14
                                         6. Список литературы                                                 14
                                         7. Приложение                                                               15
Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить свои размышления через русскую пословицу. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:
Иллюстрация  | 
  Сказка  | 
  Пословица  | 
  | 
  «Колобок"  | 
  "Чем хвалимся, на том и провалимся". "На языке медок, да на сердце – ледок". «Язык мягок – что хочет, то и лопочет»  | 
  | 
  «Теремок»  | 
  "Не бравши топор, жилья не срубишь". "Легко взято, легко и потеряно".  | 
  | 
  «Репка»  | 
  "Из многих малых одно большое выходит" "Капля по капле и камень долбит"  | 
  | 
  «Лиса и журавль»  | 
  "Как аукнется, так и откликнется" "Каков привет, таков и ответ" «Чего себе не хочется, того и другому не делай»  | 
  | 
  «Курочка, мышка и тетерев»  | 
  «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи». «Семь раз отмерь – один отрежь»  | 
  | 
  «Лисичка со скалочкой»  | 
  «Тому худа, не отбыть, кто привык неправдою жить» «Правда, как ни прячь, наружу выйдет»  | 
  | 
  «Легкий хлеб»  | 
  «Хлеб горбом достают» «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»  | 
  | 
  «Крошечка- Хаврошечка»  | 
  «Кто правдой живет, тот добра наживёт» «Кто добро творит, того Бог благословит»  | 
  | 
  «Царевна-Несмеяна»  | 
  «Не всё то золото, что блестит» «Телу – простор, душе – теснота» Делу время, потехе час»  | 
  | 
  Заюшкина избушка  | 
  «На чужой каравай рот не разевай» «И на силу найдётся пересилок»  | 
Правда, интересно. Значит, сказки расширяют ещё и кругозор.
Через сказку воспринимаются первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых. Это очень важно для определения симпатий окружающих нас людей, для разграничения добра и зла. Мы отождествляем себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно".
Для полного восприятия и раскрытия смысла данного исследования я взял любимые сказки и постарался выделить главное в них: «Чему нас учит эта сказка?».
Сказка «Репка»
Говорится о том, что стоит начать 
дело, и оно обязательно даст свои плоды. 
Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке 
и силе единства. С любой работой можно 
справиться сообща, причем помочь могут 
не только большие, но даже такие маленькие, 
как мышка. 
В древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по-иному: "…Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!" И тогда уже смысл в том, что всякое дело нужно доводить до конца.
Сказка «Колобок»
Ожив, колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца, я считаю потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой, что и сам оказался пойманным на хитрость. Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость. Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям
Большинство сказок — волшебные. Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Но главные герои этих сказок всегда шли не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь ложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаем добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.
Сказка «Гуси – лебеди»
Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно.
Ш.Перро «Золушка», Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
Эти две сказки очень похожи. В них присутствует очень большой скрытый смысл. Будь скромен, добр, трудолюбив, отзывчив, и судьба вознаградит тебя. Несмотря на то, что Золушка и Белоснежка повстречали своих принцев, когда были красиво одеты и те ничего не знали об их трудолюбии, нравственности и интеллектуальных способностях, то всё равно именно внутренняя красота девушек привлекла к себе внимание принцев.
Сказка «Кот, лиса и петух»
Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать – громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.
Сказка «Заяц-хвастун»
Помните: «У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь». Но хоть и хвастался заяц, и привирал по пустякам. Но когда до дела дошло, и вправду не испугался – помог вороне, за что она его и назвала храбрецом. Сказка учит отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
Сказка «Теремок»
У сказки "Теремок" тоже несколько концовок – медведь ломает домик, и звери разбегаются, или, наоборот, строят все вместе новый дом, еще лучше прежнего. Также есть вариации этой сказки – «Рукавичка» (украинская сказка), «Теремок» (в обработке А.Толстого) помните: ехал мужик с горшками и потерял один горшок»), «Под грибом» и «Зайкин корабль» (В.Сутева), «Грибок-Теремок» (А.Усачева). Конечно, главный смысл в том, что веселее держаться всем вместе, а одному быть трудно. Сказка учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера
Сказка «Курочка Ряба».
Незамысловатый сюжет сказки "Курочка Ряба" не так прост. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым. Золотое яйцо символизирует смерть, которая пришла к старикам. Поэтому и стараются дед с бабой разбить свою «смерть» и продлить жизнь. Но мышка опережает! Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Курочка жалеет стариков и дарит им простое яичко - символ жизни. В этой сказке дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.
ВЫВОДЫ
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.
                              
ЛИТЕРАТУРА
6. Сказки русских писателей – М.: «Детская литература», 1986;
«Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней».
«Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится»...
                              
                              
Анкетирование: выявление читательской активности, а также направленности читательского интереса.
*Любишь ли ты читать?
Да  | 
  20 человек  | 
  80%  | |
Нет  | 
  2 человека  | 
  8%  | |
Не очень  | 
  3 человека  | 
  12%  | |
                                            
* О чём ты любишь читать?
Основные направления чтения  | 
  Количество человек  | 
  % отношение  | 
О природе  | 
  15 человек  | 
  60 %  | 
О животных, растениях  | 
  18 человек  | 
  72%  | 
Сказки  | 
  20человек  | 
  80 %  | 
Комиксы  | 
  5 человек  | 
  20 %  | 
Научно-популярная литература  | 
  14 человек  | 
  56%  | 
Произведения конкретных авторов  | 
  23 человека  | 
  12 %  | 
Не обосновали ответ  | 
  1 человек  | 
  4 %  | 
 
Из данной диаграммы видно, что большинство читают волшебные сказки.
Информация о работе Исследование "Чему учат сказки" на примере русских народных сказок