Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:13, контрольная работа
Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.
Введение…………………………………………………………………………..
Значение и место рассказа воспитателя и бесед о природе в формировании у дошкольников представлений о природе
Виды детских рассказов о природе и виды бесед
Требования к рассказу воспитателя и к проведению бесед о
природе
Методика проведения бесед и обучения рассказыванию в разных возрастных группах
Заключение
Список использованных источников
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
природе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В ознакомлении детей с 
природой - основная задача в умственном 
воспитании - образовании у детей 
знаний о неживой природе, о растениях, 
животных и простейших, доступных 
чувственному восприятию детей, связях 
между объектами и явлениями 
природы. Неотъемлемая часть умственного 
воспитания - сенсорная культура. Она 
направлена на совершенствование 
Усвоение детьми знаний должно 
быть тесно связанно с развитием 
их познавательных способностей, сенсорного 
аппарата, логического мышления, внимания, 
речи, наблюдательности, любознательности. 
Для развития мышления и формирования 
основ материалистического 
Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находиться в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению».
Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.
В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность.
В основе последней лежит 
ориентировочный и 
Удовлетворяя любознательность 
детей, нужно там, где это возможно, 
привлекать их самих к решению 
различных вопросов. Активное участие 
детей в разрешении поставленных 
вопросов развивает у них 
В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.
В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.
Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.
Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движения животных и т.д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии [4 с.18].
1. Значение и место рассказа воспитателя и бесед о природе в формировании у дошкольников представлений о природе.
При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.
При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.
Основная задача словесных методов, будь то рассказ воспитателя, рассказы детей, беседа – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе [6].
2. Виды детских рассказов о природе и виды бесед.
В ознакомлении дошкольников с природой можно использовать следующие виды рассказов:
1) сюжетный рассказ на 
основе непосредственного 
 2) сюжетный и описательный 
рассказ на основе обобщения 
знаний, полученных в результате 
бесед, чтения книг, рассматривания 
картин («Как звери живут зимой», 
«Что случилось на реке весной»
 3) описательный рассказ, 
построенный на сравнении 
4) описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
 5) описательный рассказ 
об отдельном предмете или 
явлении природы («Анютины 
Указанная последовательность видов рассказов обеспечивает постепенное усложнение работы.
Используя рассказы в своей работе, педагоги решают сразу ряд задач: ознакомление дошкольников с природой новым интересным способом для воспитанников; обучают монологической речи; формируют и совершенствуют связную речь.
 Сюжетный рассказ о 
природе на основе 
 Дети подготовительной 
к школе группы имеют уже 
более широкие знания о 
 Труднее детям составить 
рассказ о сезоне в целом, 
поскольку эта тема требует 
уже умения выделять 
 Самым трудным из 
всех видов рассказов о 
 Итак, составление сюжетных 
рассказов о природе дается 
детям значительно легче, чем 
составление описательных. Этим 
отличается процесс обучения 
рассказыванию о природе от 
обучения рассказыванию на 
Исходя из дидактических задач, выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.
Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.
Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.
Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. [и.5 с 203]
Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.
Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей.
Беседа — это итог проведенной 
с ними работы. Поэтому перед воспитателем 
стоит задача накопления у детей 
представлений через 
Воспитатель должен отчетливо 
представлять дидактическую цель беседы: 
какое содержание надо уточнить и 
конкретизировать, какие существенные 
связи для обобщения и 
Информация о работе Использование рассказов и бесед в ознакомлении дошкольников с природой