Глаголы движения и их значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание

Целью исследования данной курсовой работы является выявление и анализ словообразовательного потенциала глаголов движения.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи :
1. показать специфику глаголов движения в словообразовательном и морфологических отношениях;
2. описать мотивационный потенциал глаголов движения;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-5
1 Глава
Слообразовательный потенциал глаголов движения…………………….6-11
1.1 Мотивационные возможности глаголов движения…………………..6-7
1.2 Префиксальное образование, особенности его проявления
в пределах категории глагола………………………………………………8-10
1.3 Категория вида и неоднонаправленные глаголы движения………….11
2 Глава
Глаголы движения и их значения………………………………………….12-43
2.1 Глаголы движения без приставок……………………………………...12-13
2.2 Глаголы движения с приставками…………………………………......14-43
Заключение………………………………………………………………….44
Используемая литература……………………………………

Работа состоит из  1 файл

глаголы движения.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

Сбросить – сбрасывать что? кого? + откуда? снег с крыши

Спрыгнуть – спрыгивать с лошади, на землю

Спуститься – спускаться в, на + куда? с горы, на землю, в подвал, под землю

III. Глаголы движения, а также глаголы брать, толкнуть и другие с

приставкой с- и частицей -ся имеют значение движение с разных сторон в

одно место, к одной точке.

СВ             СНВ

Сойтись – сходиться на площади

Съехаться – съезжаться у театра, на отдых

Сбежаться – сбегаться со всех сторон

Слететься – слетаться в стаю, над головой

Собраться – собираться в зале, на конференцию

Столкнуться – сталкиваться (с кем?) с директором, (чем?) головами

Соединиться – соединяться = объединиться в одно целое

IV. Глаголы стереть, смыть, сорвать, сбрить, сбить, сдуть, срезать и другие имеют значение удаление чего-нибудь с поверхности.

СВ            СНВ

Стереть – стирать что? В.п. пыль, рисунок с доски

Смыть – смывать грязь, кровь

Сдуть – сдувать пыль, снег

Сорвать – срывать яблоко, цветок

Срезать – срезать ветку, цветок

Срубить – срубать дерево

Сбить – сбивать человека с ног, самолёт

Сбрить – сбривать усы, бороду

Снять – снимать пальто, туфли

V. Глаголы склеить, сжать, составить, слить, сложить, соединить, собрать

и другие имеют значение соединения.

СВ              НСВ

Сложить – складывать продукты в сумку

Склеить – склеивать вазу, игрушку

Сжать/ся – сжимать/ся губы, руки; от боли, от испуга, в комок

Составить – составлять группу, план, предложение

Слить – сливать молоко

Собрать – собирать гостей, книги

Соединить – соединять электрические провода, теорию с практикой,

краски, остров с материком

VI. Некоторые случаи употребления глаголов в переносном значении.

Спускаться – спуститься = сойти на землю (о ночи, сумерках):

Туман спустился на болото.

Ночь спустилась на город.

Сойти с ума = а) стать сумасшедшим:

Скорее идите к нам, скорее – мама сошла с ума.

б) о человеке, делающем, говорящем необдуманно, нелепо:

И вы хотите, чтобы я рассталась со своими вещами? Да вы с ума сошли!

Сжаться (о сердце, о душе) = ощутить острое чувство грусти, тоски, любви:

Когда Гуров взглянул на неё, то сердце у него сжалось, и он понял, что теперь для него нет ближе, дороже и важнее человека.

Сложить голову = умереть, погибнуть в бою:

Сидеть сложа руки = сидеть ничего не делая, без дела:

Хватит сидеть сложа руки, пойдём работать.

Заключение

В курсовой работе выявлены и проанализированы глаголы движения.

Специфичность глаголов движения в морфологическом отношении проявляется в следующем : при присоединении приставок, они не вступают в видовую оппозицию, и , во-вторых, те из них, которые по своей морфологической природе являются непредельными и непереходными, становятся предельными и переходными .

С точки зрения количественного аспекта мотивационного потенциала глаголы движения мотивируют большое количество производных (их насчитывается до шестисот) и имеют максимально большие словообразовательные парадигмы. Последние носят гетерогенный характер, то есть содержат производные, относящие к разным частям речи. Среди них выделяется большой разряд префиксальных образований. Им присущи разнообразные модификационные словообразовательные значения, свойственные группировкам производных, которые являются разрядами способов глагольного действия. Каждый префикс привносит в глагол свой индивидуальный оттенок значения.

Несмотря на свой архаический характер, глаголы движения обладают высокими деривационными возможностями. Это проявляется, например, в том, что за последнее время число производных, мотивированных глаголами неоднонаправленного движения, увеличилось на несколько десятков  слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

1.      Абдуллаев Х.Н. Словообразовательная модель как фактор реализации валентных  свойств. //Актуальные проблемы  русского словообразования . Тезисы 5 республиканской научно-теоретической конференции .Ч.1.Самарканд, 1987,73-76

2.      Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова .М.: Наука, 1976, 328

3.      Аликаева Г.В. Словообразовательное гнездо и словообразовательный ряд в    терминах теории систем // Филологические науки .1995, 55-63

4.      Анисимов Г.А. О способах глагольного действия в русском языке.//Русский   язык в школе. 1974, 88-93

5.      Багдасарова Г.А.,Телегин Л.А. Глаголы движения как база словообразования в   современном русском языке  // Актуальные проблемы русского словообразования : Сб. науч.ст.Ташкент, 1982, 204-207

6.      Богданов С.И. Форма слова и морфологическая форма . С-Пб: Просвещение, 1997, 248.

7.      Букчина Б.З.,Калакуцкая Л.П.Сложные слова .М: 1974.151с.

8.      Булин В.П.  Семантика  глаголов  и отглагольные  имена  существительные  с  суффиксом -к(а) .//Грамматическая семантика русского языка .Вологда: 1983, 31-37

9.      Вараксин Л.А.Семантическая организация префиксального глагольного словообразовательного  ряда. // Проблемы функционирования языковых единиц : Сб.науч.тр.Тюмень: 1993, 58-65

10. Вараксин Л.А. Семантический аспект русской глагольной префиксации. Екатеринбург: Правда, 1996, 179.

11. Вараксин Л.А.Формально-семантическая сущность флективного словообразования в современном русском языке .//Актуальные вопросы русского  словообразования : Сб.науч. тр. Тюмень ,1984.28-36

12. ВасильевЛ.М. Семантика русского глагола .М.,1981.184

13. Васильев Л.М. Словообразовательные значения в их отношении к другим типам языковой  информации .// Актуальные проблемы русского словообразования: Сб.науч.ст. Ташкент,1982 .С.72-74

14. Василевская Е.А.Словосложение в русском языке .М.,1962.132 с.

15. Вепрева И.Т., Говорова И.П. О функциональной эквивалентности лексических и морфемных единиц .//Классы глаголов в функциональном аспекте .Свердловск, 1986 .С.128-136

16. Виноградов В.В. Русский язык /Грамматическое учение о слове / . М.,1986.639с.

17. Виноградова В.Н.Стилистический аспект русского словообразования. М.,1984. 184с.

18. Винокур Г.О.Заметки по русскому словообразованию .// Избранные работы по русскому языку .М.,1959 .С.419-442

19. Волохина Е.А.,Попова З.Д. Русские глагольные приставки : семантическое устройство , системные отношения .Воронеж ,1993.196с.

20. Волоцкая З.М. О  разных аспектах  изучения словообразовательного гнезда. //Актуальные проблемы русского словообразования :Сб.науч.ст.Ташкент , 1982.С.96-98

21. Газизова Р.Ф. Сложные слова и исходные словосочетания с глагольным компонентом в русском и сербохорватском языках .Саратов ,1989.173с.

22. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык .Ч.1. М.,1967.350 с.

23. Гейгер Р.М. Единицы словообразовательной системы и типы языковых отношений в словообразовательном гнезде.//Актуальные проблемы русского словообразования.Тезисы 5 республиканской  научно-теоретической конференции.Самарканд,1987.С.305-310

24. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис .М.,1979.264с.

25. Гордеев Ю.М.Поле направительности ( глаголы движения и их распространители ) в современном русском языке : Автореферат дис. ... д-ра филологических наук. Свердловск, 1971.20с.

26. Грамматика современного русского языка ./Отв.ред. Н.Ю.Шведова /.М., 1970.767с.

27. Давыдова Н.В. Изучение словарного богатства языка и состава слова с помощью понятия "словообразовательная парадигма".//Русский язык в школе.1987.3.С.80-85

28. Дербишева З.К.Опыт сопоставительного анализа словообразовательной семантики глаголов русского и чешского языков . // Исследование  словообразования  и лексики  русскогоязыка :Сб.науч.ст.Фрунзе , 1985.С.67-69

29. Янко-Триницкая Н.А.. Русская морфология .М.,1989.236с.

30. Янценецкая М.Н. О терминах "словообразовательное значение " и " значение словообразовательног типа ".//Актуальные проблемы русского словообразования:  

31. Сб.науч.тр. Тюмень, 1984.С.8-20

32. Янценецкая М.Н. Семантические вопросы словообразования .Томск,1979.242с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Состав глаголов движения в русском языке

бежать - бегать                                                                    катить - катать

брести - бродить                                                                 лезть   - лазить

везти   - возить                                                                    лететь - летать

вести   - водить                                                                   нести  - носить

гнать   - гонять                                                                     плыть  - плавать

ехать   -  ездить                                                                    ползти – ползать

идти    - ходить                                                                   тащить -таскать

 

 



Информация о работе Глаголы движения и их значения