Филосовская прблематика сказки А.Экзюпери "Маленький принц"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:34, сочинение

Описание

Я выбрала темой своего реферата сказку Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц», потому что произведения этого писателя философского содержания, в них много всего поучительного как для детей, так и для взрослых. Феномен сказки “Маленький принц” в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения. Не все доступное взрослым откроется сразу детям. Но дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни.

Содержание

Введение
1. Антуан де Сент-Экзюпери. Особенности творчества
2. Особенности жанра произведения
3. Философская тематика сказки и романтические традиции
4. Художественный анализ
5. Особенности языка, повествовательной манеры писателя и композиции произведения
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

эстетическое эпическое и филосовское содержание-контрольная работа.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Агентство образования администрации Красноярского  края

Краевое государственное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования (среднее специальное  учебное заведение)

«Красноярский педагогический колледж №2» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Антуан  де Сент-Экзюпери. Эстетическое, эпическое и философское  содержание сказки “Маленький принц” 

Контрольная работа по дисциплине «Литература» 
 
 

Выполнил: Силантьева М.В.

Проверил: Кецбая М.В. 

Оценка:

Рецензия: 
 
 

г. Красноярск 2009

 

      План 

Введение

1. Антуан  де Сент-Экзюпери. Особенности творчества

2. Особенности  жанра произведения

3. Философская  тематика сказки и романтические  традиции

4. Художественный  анализ

5. Особенности  языка, повествовательной манеры  писателя и композиции произведения

Заключение

Список  использованной литературы 

 

      Введение 

     Я выбрала темой своего реферата сказку Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц», потому что произведения этого  писателя философского содержания, в  них много всего поучительного как для детей, так и для взрослых. Феномен сказки “Маленький принц” в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения. Не все доступное взрослым откроется сразу детям. Но дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни.

     «Маленький  принц» – это не традиционный и  общепринятый, знакомый нам всем вид  сказки - притчи. Мы видим перед собой новый ее вариант, измененный, приспособленный к законам настоящего времени. Это подтверждает и насыщающие произведение огромное количество деталей, намеков, образов, взятых из реалий XX столетия. В своем произведение Антуана де Сент – Экзюпери напоминает людям о тех ценностях, которые были утрачены в современном мире: любовь к окружающему миру, забота о ближних, доброта, откровенность и т.д.

     Стиль произведения и особая, не похожая  ни на что мистическая манера Сент - Экзюпери — это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Нужно обладать великим писательским талантом, чтобы видеть мир так, как Экзюпери. Язык его произведения естественен и выразителен, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т. д. Именно поэтому читаешь его произведения с особым интересом. 

 

      1. Антуан де Сент-Экзюпери. Особенности творчества 

     Антуан  де Сент-Экзюпери был французским  лётчиком, который героически погиб  в воздушном бою с фашистами. Он создал трогательные философские произведения и тем самым оставил глубокий след в гуманистической литературе 20-ого века. Он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой, был всесторонне развитым, человеком необычайно яркой одарённости. В своих произведениях он всегда вспоминает о детстве. Он играл и в рыцарей и королей, и в машинистов и в вождение его паровоза. Он увлекался всем, что видел. Он был родом из детства.

     Экзюпери  всегда ценил дружбу, она было для  него мерилом искренности, считал самым драгоценным ее чувство, что есть на планете. Его взрослая жизнь была полна драматических обстоятельств. Он нередко бывал на грани смерти: тяжелые постоянные авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских республиканцев: “Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на всё!” – говорили о нем друзья. Но в своем творчестве, своих письмах, рукописях и романах этот человек раскрывался полнее всего. В жизни Антуана были две великие страсти, которые почти одновременно вошли в его жизнь: авиация и литература. “Для меня летать и писать - одно и то же” – вот его ответ на вопрос, что для него важнее. Движение, полёт – это жизнь, и самую жизнь он ощущал как полет и движение. “Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля” – говорил Экзюпери, он мечтал о спасении всего человечеств, он был готов спасти каждого на этой земле, он жил ради нее. Ему была чужда роль пассивного фиксатора происходящих событий, он всегда был в центре. В связи с этим Экзюпери писал: “Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя”.

     Во  время второй мировой войны в  годы фашистской оккупации он жаждал попасть в ряды летчиков-истребителей французской авиации, и неоднократно подавал рапорт с просьбой принять  его. “Я не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью... В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места... Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям”… Он погиб как герой, защищая свою страну, борясь за свободу целого мира, веря в свои идеалы. Военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание 31 июля 1944г.

     Новые замечательные люди живут в произведениях  Экзюпери. У них великолепные, удивительные качества, которые открывает нам  писатель. Они ищут пропавшего друга  над Кордильерами или рисуют барашка для маленького гостя с другой планеты, они чисты и доверчивы, обладают огромной детской душой, не способной на подлость. Красота мира и природы, восходов и закатов, каждого цветка – вот те вечные идеалы, за которые воевал Антуан, которые остались с нами в его книгах. Его мысли для нас словно свет далекой звезды или маленькой планеты, с которой он смотрит на нас. Писатель-летчик, каким был Сент-Экзюпери, созерцает землю с высоты птичьего полета, с высот своих собственных радужных идеальных мыслей. С такой позиции вся земля представляется единой, большой родиной всех людей. Маленький дом в огромном космосе, но свой собственный, надежный и теплый. Земля — место, которое покидаешь и в которое возвращаешься, одна большая родина на всех, общая, единственная планета, “земля людей”.

     Интерес к книгам писателя определяется их непоколебимым во все времена  нравственным содержанием. Экзюпери верит  и ждет, что человечество услышит  его голос и проникнется его  идеалами, и тогда возникнет удивительный мир добра и справедливости. Это мы видим в его книгах: “Ночной полет”, “Южный почтовый” и в особенности “Планеты людей”. Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение. Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.

     Ни  одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал, и не вынашивалось столько  времени, сколько “Маленького принца”. Нередко мотивы из “Маленького принца” встречаются в прежних произведениях писателя: любовь Берниса и Женевы из “Южного почтового” – это уже слабо намеченные отношения между Маленьким принцем и розой. А тема отношений между взрослым и ребенком, каким он был когда-то, между этими разными мирами детей, где всегда праздник и счастье и миром взрослых, где прекрасно только мужество, встречается нам и в “Южном почтовом”, и в письмах к Ренэ де Соссин, и в письмах к матери, и в последнем эпизоде “Планеты людей”, и в заметках из “Записных книжек”.

     В “Цитадели” также есть небольшие  эпизоды, вновь близкие по духу к  “Маленькому принцу”. Это три  белых камешка, которые только и  составляют настоящее, ценное богатство  ребенка, а только когда утешишь  маленькую девочку в слезах в  мире будет восстановлен порядок и будет возможно счастье. Практически в каждом произведении Экзюпери можно найти отзвуки тем “Маленького принца”.

     Также в “Планете людей” есть эпизод, когда  автор видит чудного ребенка. Он сравнивает его с “золотым плодом”  а еще с “маленьким принцем”. Повествователь говорит о том, что может быть именно в этом ребенке таился будущий Моцарт. Старый садовник, персонаж этой книги, уже на смертном одре не переставал думать о своем любимом деле: “Ведь копать — это так прекрасно! Человек свободен, когда он копает”. И снова мы видим параллель. Ведь не случайно и Маленький принц из сказки тоже садовник. Оберегать, холить и лелеять прекрасную Розу, он считал своим призванием. “Я был создан, чтобы стать садовником”, — говорил о себе и Экзюпери. “Но для людей нет садовников”, — с горечью подводил он итог.

 

      2. Особенности жанра произведения 

     “Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном  направлении” — эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. “Маленький принц” был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.

     Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.

     Сказка, как и притча, древнейший жанр устного  народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча “Маленький принц” написана не только для детей, но и для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски вострым зрением.

     То, что “Маленький принц” — сказка, мы определяют по имеющимся в повести  сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). “Прообразом” литературной сказки “Маленький принц” можно считать волшебную фольклорную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.

     Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает  его по-своему, даже иронически. Его  прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно, за, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.

     Несмотря  на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой – он выбирает телесную смерть.

     В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.

     Немецкие  философы-идеалисты выдвинули тезис  – человек равен Богу в том, что он может, подобно Всевышнему, может продуцировать идею и реализовывать ее в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забывает о том, что он подобен Богу. Человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства. Но главная трагедия “взрослых” героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они “растеряли” все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.

Информация о работе Филосовская прблематика сказки А.Экзюпери "Маленький принц"