Философский смысл сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:24, контрольная работа

Описание

Цель: выявление философского смысла сказки «Маленький принц».
Задачи:
Прочитать и проанализировать сказку.
Понять все символы и жизненные уроки, которые автор заложил в «Маленького принца».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Мечтатель и романтик Антуан де Сент-Экзюпери………………….4
Глава 2.1 Образы-символы в сказке «Маленький принц»……..……………..7
Глава 2.2 Путешествие по планетам – философия жизни человека…………x
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

Маленький принц.doc

— 1.25 Мб (Скачать документ)

 Тема Философский смысл сказки «Маленький принц»

                                  Антуана де Сент-Экзюпери

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Мечтатель и романтик Антуан де Сент-Экзюпери………………….4

Глава 2.1 Образы-символы в сказке «Маленький принц»……..……………..7

Глава 2.2 Путешествие  по планетам – философия жизни  человека…………x

Заключение……………………………………………………………………..18

Список литературы…………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

                                            

                                             

                                                 Введение

 

Сказку Антуана де Сент-Экзюпери нельзя сравнивать с другими сказками, потому что это совершенно разные вещи. Маленький Принц не только учит детей самым важным вещам в жизни, но и помогает взрослым вспомнить то, о чём они, возможно, забыли или оставили в далёком счастливом детстве. Мы видим мир глазами ребёнка, для того лишь, что бы понять, какими искренними и чистыми должны быть чувства… Но я ошиблась, мы видим вовсе не глазами, а сердцем… Таким сердцем, которое не искажает увиденного, которое всё понимает правильно, так как и должно быть. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» - эти слова являются главной идеей произведения Антуана де Сент-Экзюпери. И мне очень хочется поговорить именно об этом, о том, чего нельзя потрогать, понюхать, но можно почувствовать. Это большая тема и рассуждать можно бесконечно.

Актуальность  темы: Маленький принц является сказкой, которую можно читать детям любого поколения. Тема, которую я выбрала, актуальна в наше время и будет актуальна всегда, потому что меняется мир, меняется всё, что вокруг нас, но люди остаются такими же. Проблемы, которые отражены в сказке, никуда не исчезают, а такие чувства как любовь, дружба, преданность являются самой важной составляющей нашей жизни.

Цель: выявление философского смысла сказки «Маленький принц».

Задачи:

    1. Прочитать и проанализировать сказку.
    2. Понять все символы и жизненные уроки, которые автор заложил в «Маленького принца».

           Метод исследования – теоретический – изучение и анализ произведения.

          Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава о жизни и творчестве Антуана де Сент-Экзюпери. Вторая глава – это непосредственно анализ сказки. В заключении сформулированы выводы о том, что счастлив тот, кто способен увидеть и почувствовать сердцем смысл своей жизни и скрытый смысл вещей, окружающих его.

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Глава 1. Мечтатель и романтик Антуан де Сент-Экзюпери

 

Чтобы как следует  разобраться во всём и понять мысли, которые автор вкладывал в «Маленького принца», я изучила его биографию, ведь часто события, происходящие в жизни писателя, заставляют взяться за перо. В этой главе я попытаюсь выяснить что именно послужило мотивом для создания сказки.

Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери был третьим ребёнком в семье.

 

                                 

 

Его родителями были граф Жан де Сент-Экзюпери и Мария де Фонсколомб. Всё семейство души не чаяло в маленьком Тонио. Брат с сестрой прозвали его король Солнце за облако вьющихся золотистых волос. До 16 лет Тонио жил в настоящем замке. В отличии от сверстников, был немного странным: подолгу мечтательно смотрел на звёзды, изучал различный механизмы и пытался приручать разных животный от крысы до кузнечика. Но спустя годы семья Антуана разорилась и он был вынужден сам зарабатывать на жизнь. Он предпочёл пойти в армию, так как ничего не умел. Его определили в авиацию. И он полюбил небо и самолёты. После армии юноша сразу же нанялся в пилоты, а спустя несколько лет, он стал начальником аэропорта Кап-Джуби и был удостоен ордена Почётного легиона за «замечательное хладнокровие и редкую самоотверженность». Но небо было лишь половиной жизни романтика Тонио, второй половиной была литература.

В 30 лет Антуан прославился, написав роман «южный почтовый». Но он ещё никого не любил. У него было много романов, иногда он даже забывал имена своих девушек. Но ни одна не оставляла следа в его сердце. Он говорил: «Я ожидаю встретить девушку красивую и умную, и полную очарования, и весёлую, и успокаивающую, и верную, и …такую я не найду». Но его мечта сбылась.

Эта роковая встреча  произошла в Буэнос-Айресе в 1930 году. Экзюпери только купил своих любимых сигар и свежую газету, как началась перестрелка. Все местные жители попрятались, а одна молодая женщина растеряно замерла на линии огня. Взгляды Консуэло и Антонио встретились. Он спас её. И влюбился с первого взгляда. Спустя неделю после происшествия Антуан послал Консуэло признание в любви на девяти страницах, подписав его: «С вашего позволения, ваш супруг».

Консуэло Гомес Корилльо была не из робкого десятка.

 

                                

 

Друзья называли её «маленьким сальвадорским вулканом» за то, что она была непредсказуема. Чтобы вы поняли, о чём я говорю, я приведу пример. На один из светских раутов она явилась в лыжном костюме и горных ботинках, а затем и вовсе залезла под стол и провела остаток вечера там, после чего, рассердившись на Антуана «за излишнее внимание к дамам» схватила стопку тарелок и принялась метать их в мужа. Гости были в шоке, но он лишь улыбнулся. После того как тарелки закончились молодая парочка, как ни в чём не бывало, стала танцевать фокстрот. Антуана, любившего мечтать и смотреть на звёзды, всегда привлекало всё яркое и необычное. Поэтому он безумно любил Консуэло. Но всё хорошее быстро заканчивается. Начались серьёзные размолвки. Супруги несколько раз пытались развестись, но он всегда отступал из любви к ней. Антонио не мог жить с Консуэло, но не мог и без неё и поэтому решил просто отправиться на войну. Ни один из его полётов не прошёл успешно. В первый раз он чудом ушёл от истребителей, во второй – отказал кислородный прибор, в третий – в воздухе замолчал в один из моторов, он едва дотянул до земли. А на кануне четвёртого Антуан, смеясь, рассказал товарищам одну историю: «вообразите, сегодня в городе встретил цыганку, и она заявила, что я скоро погибну в море. Какое счастье, что я не моряк, а то, пожалуй, было бы не по себе!» Но предсказание сбылось…

31 июля 1994 года самолёт  Антуана де Сент-Экзюпери потерял  связь с землёй. Поиски в море  не принесли результатов. Не  нашли ни тела, ни самолёта.

После смерти Антуана  де Сент-Экзюпери Консуэло занималась переизданием его книг и втайне писала мемуары их любви… Они были опубликованы лишь к столетию со Дня Рождения писателя под прекрасным названием «Воспоминания розы», так как именно она была Розой Маленького принца. 

Из биографии Антуана  де Сент-Экзюпери становится понятно, что он был мечтателем и романтиком, он так же, как Маленький принц знал, что такой настоящая любовь. Книгу он написал, для того, чтобы донести это до людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

                                        Глава 2

 

       Глава 2.1 Образы-символы в сказке «Маленький принц»

 

Стоит лишь прочитать  посвящение, как сразу становится понятно, что это очень необычная  книга с глубоким смыслом. «ЛЕОНУ ВЕРТУ, когда он был маленьким», да, именно так! Автор не посвящает книгу просто своему другу, взрослому человеку, потому что не хочет обидеть детей. Для Антуана важно именно мнение юных читателей.

Рассказчик в «Маленьком принце» – летчик. В первой главе он рассказывает о том, как в детстве нарисовал картинку – удава, который проглотил слона, но взрослые сумели разглядеть только шляпу.

 

 

               

А всё потому, что люди привыкли смотреть глазами, видеть поверхностно. Детская неудача лётчика с рисунками № 1 и № 2, является отображением вечной проблемы поколений. Лётчик рассуждает так: “Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”. В этой фразе заключена тема непонимания взрослых и детей. А также рисунок «слон в удаве» оказался началом... Началом взаимопонимания между взрослым и ребёнком. Маленький принц, в отличие от всех взрослых, когда-либо видевших этот рисунок сразу понял, что он означает. И в свою очередь он просит лётчика нарисовать ему барашка. Но все рисунки ему не нравились. То барашек выходил слишком хилым, то большим, то старым.

 

   

Тогда лётчик нарисовал ящик, со словами: «Вот тебе ящик, а в нём сидит твой барашек», таким образом он дал свободу фантазии Маленького принца. И малышу сразу же понравился его барашек.

                         

Взаимопонимание между  взрослым и ребёнком было установлено. А ведь это так важно – понять ребёнка!

Образы в сказке символичны, и мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза, пустыня и баобабы. Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. В скитаниях Маленький принц встречается с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. Сказки, которые мы знаем и любим, родились в лесу, в горах, на берегу моря — там, где обитают люди. В сказке Сент-Экзюпери лишь пустыня и звезды. Давно замечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на грани жизни и смерти, словно заново переживает, переосмысливает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее и избавится от лишнего и ненужного. Человек по-новому воспринимает и саму жизнь: что в ней главное, а что случайно. Рассказчик оказывается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, пришелец с другой планеты. Поэтому значение этого образа в произведении особое — он помогает человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Поэтому тема детства с его незамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести. Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

Так же Антуан де Сент-Экзюпери много говорит о том, что взрослые любят цифры и ценят точные расчёты больше, чем красоту. Числа вообще ассоциируются с бесчувственностью и сухостью.

В «Маленьком принце»  две темы зла. Маленькое зло внутри отдельно взятых людей, жителей маленькх планет. У каждого отдельная, они  отгородились от всего мира, им ничего не нужно, они считают себя важными персонами, но сами того не понимая становятся смешными. В них отражены пороки человечества. Им не понять истинной красоты, любви и дружбы. А также баобабы – это символ зла вообще.

 

                       

 

По одним источникам они означают грех. «Есть хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы» пишет Антуан де Сент-Экзюпери. Так же и в душе человека – есть хорошие качество, но есть и плохие. Автор рассказывал нам о том, как маленький росток — грех, не вырванный вовремя — растет и крепнет, каменеет и разрывает душу на куски, лишая ее возможности произрастить что-то живое. Но есть и другая версия баобабов. В этом случае рассматривается тема большого зла. Так вот одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” — заклинает писатель. Ведь он сам участвовал в войне и видел весь ужас фашизма. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. “Ведь все взрослые сначала были детьми...”. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными ко злу и насилию, а для того, чтобы избавиться от массовой жестокости нужно, чтобы каждый человек заботиться о своей душе.

Однажды маленький принц  спросил у автора, для чего нужны  шипы цветам, но тот был занят – чинил самолёт, поэтому ответил первое, что пришло в голову, а потом и вовсе заявил, что очень занят. Маленький принц очень сильно рассердился. Он объяснил рассказчику, как это важно — уберечь единственный в мире цветок, который растет только на его планете, от маленького барашка, который “в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил”. Малыш объясняет взрослому, как важно думать и заботиться о том, кого ты любишь, и чувствовать себя от этого счастливым. “Если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!” Ребенок преподает урок взрослому человеку, становится его мудрым наставником. Дети иногда, на самом деле, понимают больше, чем взрослые. Они всегда искренне любят, а взрослые никогда не должны оставлять вопросы детей без внимания, если хотят, чтобы их дети выросли и стали добрыми хорошими людьми и смогли бы сохранить эту искреннюю любовь.

Информация о работе Философский смысл сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери