Жуан Байрона живёт 
не в средневековье, а в XYIII 
веке, и идеи, которые он собой 
воплощает, заглушаются страданиями 
и радостями реальной человеческой 
судьбы. Роман прежде всего реалистичен, 
но в нём нет той грустной 
ноты «разочарования». «пресыщения» 
жизнью, которая звучала в «Чайльд-Гарольде». 
В отличие от Чайльд-Гарольда,  Дон Жуан 
не скучает, он познаёт мир и очень активно 
вмешивается в ход событий. Он странник, 
как и Чайльд, но нужно утвердить ещё раз: 
его странствия – непрерывный процесс 
познания. Поэтому Жуан бессмертен, его 
история не имеет конца, как не имеет конца 
и путь познания. 
 Если у Байрона вообще 
нет финальной истории о донне 
Анне и Командоре, то Пушкин 
посвящает одну из своих «Маленьких 
трагедий» именно концу жизни 
героя. Здесь Дон Жуан – 
фигура трагическая, но в нём 
слились две бессмертных стихии: 
стихия любви и стихия песни, 
поэзии. Песня везде сопутствует 
ему: вспоминая о нём, Лаура 
поёт песню на его слова, 
его признания донне Анне полны 
поэзии. Конечно, поэтичность Дон 
Жуана – прежде всего отсвет 
гения  самого Пушкина; но 
надо полагать, что исторический  
Дон Жуан неплохо владел и 
словом, и музыкой, ведь любовь 
– стихия души, а не разума 
– неразрывно связана с искусством. 
Это знаменитое пушкинское:
 «…Из наслаждений жизни
 Одной любви музыка 
уступает.
 Но и любовь – 
мелодия…» -
    - может быть 
девизом Дон Гуана. Дон Гуан – певец 
и в опере современного композитора В.Кобекина 
«Интермедия о Гуане» (из трилогии «Пророк»). 
Пушкин впервые представляет Командора 
не отцом, а мужем донны Анны. Ахматова 
в работе « «Каменный гость» Пушкина» 
проводит такую аналогию: 
 Дон Гуан – Пушкин
 Донна Анна – Гончарова
 По её анализу, многие 
реплики Дон Гуана – цитаты из писем, 
дневников и стихов Пушкина. Их основная 
тональность – желание счастья и в то 
же время почти панический страх перед 
ним: «Что за проклятая штука счастье». 
Причина гибели Дон Гуана – в том, что 
он впервые полюбил по-настоящему. Донна 
Анна стала последней именно потому, что 
была для Гуана не очередным мимолётным 
увлечением, а подлинной любовью, которая 
ставит человека на грань жизни и смерти. 
Непрерывное движение во времени, непрерывная 
изменчивость остановилась, и за этим 
естественно последовала смерть. И причина 
гибели Гуана совсем не в Командоре, а 
в нём самом. Он понял, что вся его прежняя 
жизнь погибла. Он подал руку камню, потому 
что душа его уже застыла, утратив изменчивость. 
Постоянство – знак не только чести, но 
и смерти… Фауст сказал: «Мгновение, повремени» 
- и это означало его смерть. Для Дона Гуана 
«мгновение» тоже остановилось в образе 
донны Анны, и его постигло не возмездие, 
а естественный результат всей эволюции 
его жизни; время – имеется ввиду субъективное 
время – может быть остановлено только 
смертью. Это и происходит в финале пушкинской 
трагедии.
 Интересна сюжетная 
композиция. Пушкин выстраивает 
героев в симметрию, центром 
которой является Дон Гуан. Есть 
две пары: одна основная – Командор и донна 
Анна, вторая, как бы её «отражение» - Дон 
Карлос и Лаура. В отношении обеих пар 
Дон Гуан играет почти одинаковую роль: 
убивает в поединке мужчину и становится 
любовником женщины. Поединок с Карлосом, 
происходящий на сцене, «подменяет» поединок 
с Командором, который по сюжету должен 
быть на сцене, но совершился задолго до 
начала действия. Выстроив действующих 
лиц в одну линию, получим:
 Донна Анна, Командор; 
Дон Гуан; Дон Карлос, Лаура. 
 Дон Гуан – ось симметрии 
человеческих отношений; Любовь – ось 
симметрии жизни и смерти, и в этом перекрещивании 
обобщённых смыслов можно увидеть высший 
смысл жизни Дон Гуана.
 В силу того, что 
человеческое мышление склонно 
к обобщающим аналогиям, можно 
допустить трактовку «пожатья 
каменной десницы» как картины 
Апокалипсиса. Поскольку смерть 
Дон Жуана приобретает значение 
конца света, можно пойти дальше 
– посмотреть на Дон Жуана 
как на символическую фигуру, 
воплощающую весь мир. Недаром 
мы называем наш мир «грешным 
и прекрасным», недаром, сознавая 
всю изменчивость и безрезультатность 
жизни, мы любим её беззаветно 
и не заботясь о последствиях – так, как 
любили Дон Жуана безвестные красавицы… 
Секрет любви к Дон Жуану, так же как и 
секрет любви к миру, сформулирован, как 
это ни странно, в письме Татьяны из «Евгения 
Онегина»: «Пускай погибну я, но прежде…». 
Вот ради этого «прежде» и отдавали Дон 
Жуану душу и тело женщины, прекрасно сознававшие 
недолговечность своего счастья.
 Расплата неизбежна, 
и цена за жизнь для всех 
одинакова – смерть. Просто кто-то 
платит за счастливый миг, кто-то 
– за власть, кто-то – за 
любовь, кто-то –  за славу, 
и никому не хочется платить 
ту же цену за серое, печальное, 
ничем не освещённое существование. 
А что было светлого у женщин 
времён Дон Жуана, кроме любви? 
Честь и добродетель? Это был 
скорее постылый долг. Замужество, чаще 
всего с нелюбимым человеком? Вряд ли это 
можно назвать отрадой. Во всех произведениях 
рубежа XYI – XYII веков Амур прославлялся 
как сильнейший бог; в первых операх – 
в «Дафне» Пери-Ринуччини (1594) и в «Эвридике» 
тех же авторов – именно к воспеванию 
Амура сводятся идеи различных античных 
сюжетов. Так например, в прологе оперы 
Монтеверди «Коронация Поппеи» (1642) происходит 
прямое столкновение трёх персонажей- 
аллегорий: Добродетели, Фортуны и Амура. 
Итогом большого спора, а в сущности и 
всей оперы, является победа Амура и помогающей 
ему Фортуны. И совсем не случайно в тот 
же период, в 1630 году, появляется комедия 
Тирсо де Молины -  первая литературная 
версия средневековой легенды об испанском 
дворянине Хуане де Тенорио. То же всевластие 
Амура, хоть весьма завуалированное, можно 
разглядеть даже в высокой трагедии Корнеля 
«Сид», где Химена любит и продолжает любить 
Родриго и после того, как он убивает на 
поединке её отца (поразительное сходство 
по ситуации с легендой о Дон Жуане!). И 
для Химены, благородной героини, любовь 
в итоге оказывается важнее долга. Ведь 
у неё, как у всякой (за редким исключением) 
женщины того времени, нет в жизни счастья, 
кроме любви.
 Если рассмотреть сравнительно 
качества  Дон Жуана и Командора, 
свойственные им во всех трактовках, 
мы получим следующую картину:
 Дон Жуан                                                   
Командор
 1. Изменчивость                                            
1. Неизменность
 2. Жизнь                                                   
2. Смерть
 3. Полифункциональность                                    
3. Монофункциональность
     (любовь, искусство, 
поединок и т.д.)                    
(возмездие)   
 4. Плоть и кровь                                           
4. Камень
     следовательно, 
новаторство                             
следовательно,консервативность
     (будущее)                                                                  
(прошлое)
 Апокалипсис происходит, 
когда прошлое вторгается в 
будущее, увлекая его за собой 
в преисподнюю. Недаром Командор 
(в большинстве трактовок, как 
и в самой легенде) – именно 
старый отец донны Анны, недаром  
Дон Жуан в поединке побеждает 
его – это новаторство побеждает 
в борьбе с косностью традиций, 
отвоёвывая себе Истину и Красоту 
(донна Анна), и такие поединки 
– естественная потребность очищения 
от прошлого в процессе времени. 
Нарушение закона времени и 
развития, а значит, апокалипсис 
– оживление статуи Командора: 
камень должен оставаться камнем; 
традиции, сыгравшие свою прогрессивную 
роль в формировании будущего, 
должны существовать только в 
истории, иначе они увлекут 
с собой в небытие и будущее, 
а может, и саму Красоту.
 В связи с этим 
интересно заметить, что Дон Жуан 
нигде, за исключением нескольких 
версий, не гибнет до конца. 
То, что он провалился в преисподнюю, 
отнюдь не убеждает читателя (особенно 
современного), что он погиб. Это 
великолепно выразил Н.Гумилёв в 
своей маленькой пьесе «Дон Жуан в Египте», 
где наш герой, выбираясь из египетской 
гробницы, сетует на то, что провёл столько 
времени в преисподней, куда его утащил 
«этот проклятый Командор». Он тут же заводит 
разговор с юной Американкой и – жизнь 
продолжается! Дон Жуан не может умереть. 
Сила Эроса – всемирного притяжения – 
сильнее Хаоса, поэтому и вечен мир и бесконечен 
процесс развития. И Дон Жуан вечен и многолик, 
как мир, наш странный мир – и грешный, 
и любимый, и преступный, и прекрасный…