Чорос-Гуркин, Биография мастера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:40, реферат

Описание

Григорий Иванович Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) Бийского уезда Томской губернии в семье кустаря-алтайца из рода Чорос. Мальчиком Гуркин учился в миссионерской школе родного села, а в свободное время часто заходил в иконописную мастерскую, где с удовольствием выполнял мелкие поручения: растирал краски, помогал ученикам готовить доски.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ2.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

К другой известной и широко почитаемой в Сибири еще в дореволюционное время картине "Озеро горных духов" Г.И. Гуркин шел через длинный ряд работ.

Картина "Озеро горных духов" стала еще при жизни художника широко известной. Смысловое толкование народного понятия "Озера горных духов" дал в каталоге выставки 1910 года. Ныне существует и другая версия картины, она исходит из мнения, что художник отобразил в своем полотне местность, связанную у алтайцев с обитанием злых духов. Эта версия подсказана рассказом И.А. Ефремова "Озеро горных духов".

В нем повествуется о художнике по фамилии Чоросов и упоминается о картине "Озеро горных духов". Историю создания картины писатель связывает с таинственными событиями, якобы происходившими у этого озера. И объясняет их далее воздействием ртутных паров на путешественников, проникавших в эту местность. И.А. Ефремов познакомился с Гуркиным в 1930-е годы во время своего путешествия по Алтаю. От всей картины, пишет Ефремов, веяло отрешенностью и холодной сверкающей чистотой. Художнику удалось создать здесь сказочно прекрасный, таинственный в своей неизведанности, но не фантастический, а реальный образ высокогорного Алтая. Гуркин показывает своим полотном, что величавая природа Алтая способна, внушать благоговение, и достойна почитания, с которым издавна относились к ней алтайцы.

Живописец мастерски передал весеннее состояние природы высоко в горах с ее чистотой, ясностью и умиротворенность. Линия горизонта проходит достаточно высоко, что придает изображенному особую монументальность и устойчивость. Колорит картины выдержан в серовато-голубых и жемчужных тонах. Даже иные по своей природе желто-коричневые, охристые цвета первого плана приглушены настолько, что приобретают серый холодный отлив. Богатые оттенки холодного серого цвета создают впечатление цельности, лирической сдержанности и величавого покоя. Характерна для Гуркина и живописная техника этого произведения - легкие, мелкие мазки с тонкими переходами из одного в другой, с применением лессировок, удачно передающих прозрачность воздуха, весенней глади озера. Прозрачность живописного слоя создает впечатление скорее акварельной, а не масляной живописи.

В 1911 году Гуркин делает выставку в Барнауле. Местная газета писала по этому поводу: "Сегодня открывается в Народном доме выставка картин талантливого художника - алтайца Г.И. Гуркина, впервые выставляющего в Барнауле свои произведения. Художник выставил свыше 20 картин, из которых несколько полотен большого размера и остальные небольшие. Этюдов выставлено свыше 200, рисунков и эскизов пером и углем до 50, всего, свыше 270 номеров.

На выставке уделено место и жанровым картинам, изображающим некоторые бытовые сцены из жизни алтайцев. Но жанр в произведениях Г.И. Гуркина занимает лишь второстепенное место, а, главным образом, художник, как пейзажист, выдвигает на первое место алтайскую природу и отдается ей почти весь...".

Затем, вплоть до 1915 года, Гуркин не делал больших выставок. Он часто ездил по Алтаю, писал этюды, портреты, картины, много рисовал.

Наиболее интересной работой этого периода является небольшая картина "Водопад Балык - Су" (1912). По сути дела это даже не водопад, а небольшой водосброс на одном из притоков Чулышмана. Вертикальная композиция предопределили форму холста. Почти всю середину его занимает пенистый поток, пробивший себе дорогу среди больших, покрытых мхом и плесенью валунов. По берегам ручья с боков и сверху его плотной стеной обступили и белоствольные березы и пихты.

Особенно удачно здесь изображение воды: она чистая, прозрачная, успокоенная внизу. Под ней различаются даже разноцветные камушки, вверху же она, возмущенная каменной преградой, белеет, как молоко, и, разбившись на рукава, обрывается вниз.

Конец лета, вторую половину августа и до середины сентября 1912 года художник проводит непосредственно на берегах Телецкого озера. Легендарное озеро давно привлекало пейзажиста. И вот теперь он внимательно изучает его, часто пишет. Им написано более двух десятков этюдов Телецкого озера.

Особенно часто встречается вариант, изображающий неспокойное озеро. "Прибой на Телецком озере" - холодный по колориту, суровый по настроению этюд. Синие с зеленым отливом волны, синие горы окрест, серые мокрые камни и прибрежная галька создают атмосферу надвигающегося шторма. Хмурое сентябрьское небо с низкими серыми тучами, затягивающими гряду синих теряющихся вдали мысов, дополняет угрюмую, но полную жизни и борьбы картину.

Близко по композиции к этюду полотно "Телецкое озеро" (1912). Снова хмурое осеннее небо, белая вата облаков, окутавшая вершины приозерных гор, нарастающие валы белопенных волн. Темные мысы, выступающие один за другим, уходят все дальше и дальше, пока не расплываются в свинцовой мгле облаков, увеличивая и без того бескрайнюю протяженность озера.

Левый нижний край картины занимает каменистый берег, две брошенные лодки на камнях, а между ними - скромный огонек костра и две прильнувшие к нему фигуры людей. Картина написана в холодных свинцово-синих тонах, что в значительной степени обостряет передачу пережитого художником настроения, навеянного ненастьем.

В конце сентября Гуркин уже дома в Аносе. Выпал первый снег. Ослепительно белый, мягкий, он сразу же стал таять на дорожках сада, на зеленых елках, на еще не совсем облетевших листьях берез.

Этюд "Юрта в саду художника" написан в этот день.

Шестиугольный алтайский аил стоял в глубине сада художника прямо под окнами мастерской. Зимой он пустовал, а летом служил удобной и прохладной кухней. Окруженный молодыми березками аил всегда был излюбленным местом для художника в любую пору года, особенно осенью и зимой, когда холодная, ненастная погода мешала работать на воздухе.

Следующие 1913-1914 годы Гуркин не совершал длительных поездок. Все это время он работал в Аносе. Известность его росла, появились ученики, новые друзья, знакомые, так что дом его редко бывал без гостей, особенно летом.

Долголетняя дружба, основанная на глубоком взаимопонимании и любви к Алтаю, связывала Гуркина с известным русским и советским писателем, автором романа "Угрюм-река" В.Я. Шишковым. В то время путейский инженер и начинающий писатель жил в Томске, был близок к Г. Н. Потанину и через него, по всей вероятности, познакомился с алтайским пейзажистом.

За время своего двадцатилетнего проживания в Сибири (1894-1915) он неоднократно бывал на Алтае. Летние месяцы двух последних лет своей жизни в Сибири (1913-1914) В.Я. Шишков также провел на Алтае. В мае 1913 года он был назначен начальником партии по исследованию Чуйского тракта и не раз заезжал в Анос.

В марте 1915 года Г.И. Гуркин устаивает свою третью по счету выставку в Томске. Распорядителем ее был В.Я. Шишков.

Выставка получилась грандиозной. Здесь было все лучшее, созданное Г.И. Гуркиным за двадцать лет творчества.

Г.И. Гуркин любил Алтай вдохновенно и искренне. Он любил свой народ, его историю, самобытность его духовной жизни. Природа и народ сливались в его представлении в обобщенное понятие Родины, которое он называл одним словом Алтай.

Г.И. Гуркин восторженно встретил известие о Великой Октябрьской социалистической революции, однако Советская власть прочно установилась на Алтае не сразу.

С первых же дней революции Г.И. Гуркин был, втянут в общественно-политические дела. Не разобравшись в сложной политической ситуации в стране в целом, в Сибири и на Алтае в частности, он согласился стать сначала председателем Алтайской Горной думы, созданной под руководством эсеров, а затем Каракорумской Управы - националистической организации, созданной также эсерами. От буржуазно - демократической в начале своей деятельности, более реакционной. Затем, после бело-чешского мятежа и начала гражданской войны, к контрреволюционной политике - вот тот путь, который проделала Горная дума, а затем Каракорумская Управа с июня 1917 по июль 1918года, когда в Горном Алтае был установлен военно-империалистический режим Колчака.

В период Колчаковского режима Г.И. Гуркин был дважды арестован колчаковцами и заключен в тюрьму города Бийска. После того, как он был выпущен из тюрьмы, художник решил покинуть Алтай. В первой половине декабря 1919 года он вместе с двумя сыновьями (дома остались жена и двое других детей) двинулся по Чуйскому тракту к монгольской границе. Надписи на работах 1920, 1921 года гласят, что пребывание в Монголии было связано с двумя пунктами - небольшим городком северо-западной Монголии Уланком и местечком Улясы.
Во второй половине 1921 года Г.И. Гуркин вместе с отрядом известного руководителя тувинских партизан Сергея Кочетова, который в сентябре 1921 года совершал рейд по территории Монголии, из Монголии перебирается в Туву. С этого времени и до того, как Г.И. Гуркин переселился в Кызыл, он жил в Атамановке (ныне Кочетово), где работал учителем в русской школе.

В середине 1925 года, незадолго до отъезда на Алтай, Г.И. Гуркин переезжает в Кызыл - столицу Тувы. Правительство республики дает ему ряд художественных заказов: он делает эскиз диорамы "Тана - Тувинская республика", по заказу Министерства торговли выполняет экономическую картограмму Урянхайского края.

Тувинский период характеризуется тем, что художник убеждается, что только Советская власть есть власть народная и справедливая. Г.И. Гуркин устанавливает связь с родным Алтаем. Мечтает вернуться на Родину и для этого пишет в октябре 1924 года письмо в Москву в Комиссариат иностранных дел СССР. Прося разрешения вернуться, домой, заверяя Советское правительство, что отдаст все свои силы, опыт и знания делу развития культуры алтайского народа.

Такое разрешение он получает и осенью 1925 года отбывает на Алтай.

Сибирь оказывает ему теплую встречу. В Новосибирске состоялась выставка, организованная газетой "Советская Сибирь" в помещении ее собственной редакции, она "представляла до 200 картин, этюдов, рисунков-портретов, в том числе последние работы. Просмотр экспонатов показал, что талант этого алтайского самородка не иссякает". После выставки в Новосибирске он выехал в Улалу.

И вот Гуркин снова на Алтае. Пять лет он не был здесь, но как все изменилось за эти годы.

В Улале, ставшей к тому времени столицей автономной области, Гуркин узнает, что его дом и мастерская в Аносе национализированы, и семья живет в чужом доме. Визиты к начальству ни к чему не привели. Молодое руководство области еще не могло определить своего отношения к возвращенцу и Г.И. Гуркин на некоторое время поселяется в Улале.

В эти годы происходит интенсивное объединение и сплочение художественных сил молодых республик под знаменами А. Х. Х. Р. (Ассоциация художников революционной России). Шла напряженная подготовка к 8-й выставке А. Х. Х. Р. "Жизнь и быт народов СССР".

Выставка открылась 3 мая 1926 года. Произведения Г.И. Гуркина не затерялись среди почти двух тысяч произведений других художников. В предисловии к каталогу 8-й выставки А. Х. Х. Р. А.В. Луначарский писал: "Отмечу еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Г.И. Чорос - Гуркина, Ойротского художника. Как забралась на Алтай такая утонченная техника - я уж не знаю".

Если на одной выставке Г.И. Гуркин показал всего четыре небольшие картины, то на другой, "Сибирской", как ее тогда называли, Г.И. Гуркину принадлежала уже половина всех работ (220 номеров по каталогу).

Участие в московских выставках 1926 года было последним, большим выступлением Г.И. Гуркина. Сразу же после приезда из Москвы он совершает последнее путешествие к Белухе. Истосковавшись за годы странствий по любимым местам, художник спешит к ней, горя желанием снова увидеть ее - красавицу и гордость Алтая. Эта поездка вызывает у него необычный прилив творческого вдохновения. Он много и упорно работает. Последняя поездка в высокогорье надолго зарядила художника впечатлениями, наблюдениями, новыми замыслами, дала ему большой запас живописного материала, который он будет реализовывать в 30-е годы. Однако на некоторое время пейзаж не стал в его творчестве ведущим жанром.

В советское время художник выполнил огромное количество рисунков, картин, но, что самое важное, он не просто развивал уже найденное, он все время был в поиске. Он оказывался настолько чутким, что стал выразителем практически всех новых сторон жизни и его по праву нужно считать одним из основоположников советского искусства на Алтае, будь то пейзаж, историко-революционная тема, индустриальные преобразования или образ В.И. Ленина. Целое поколение художников Алтая училось на его работах, особенно графических, ведь они неисчерпаемый кладезь тем и композиций. В период, когда творчество художника замалчивалось и практически не экспонировалось, было доступно только художникам, оно способствовало развитию искусства. Особенно велика в послереволюционном творчестве художника роль графики.

Он не останавливался в развитии, все время искал возможности передачи через цвет настроения и оттенков состояния природы и души. В ряде лучших работ 20-30-х годов, небольших по размеру, написанных маслом и акварелью, он добился удивительной красоты и богатства цвета. Как правило, они воплощают гармоническую картину мира, жизнеутверждающее мировосприятие.

В конце 1920-х - начале 1939-х годов художник создает ряд полотен классически ясных, цельных по композиции и очень тонких по цвету. Они по-прежнему говорят о его раздумьях над величием и вечностью природы. Одни из этих работ панорамные, другие, "Горное озеро. Вечер"(1926), "Маральник цветет", "На перевале" (обе-1920г.г.)- дают более, камерное решение. В работе "Горное озеро. Вечер" поэтично передано состояние той предзакатной поры, когда солнце уже село, но вечер еще не наступил. Все вокруг как бы прощается с уходящим днем и готовится к наступлению сумерек. Спокоен и задумчив алтаец, остановившийся у валунов около озера. Умиротворенна и трепетна вся природа в преддверии близящейся ночи. Звучностью и одновременно тонкостью световых сочетаний привлекает холст "Маральник цветет", решенный в бледно-зеленых, жемчужно-пепельных и лиловых тонах. "На перевале" - вещь пленэрная, вся пронизанная светом и воздухом. Г.И. Гуркин продолжает писать и панорамные пейзажи - "Курайские белки" (1926), "Поздняя осень. Бом Эзгер-Саяр" (1930-е г.г.) и некоторые другие. Даже когда это небольшие полотна, они исполнены значительности и классической ясности. Пространство в них не замкнуто, как часто бывало прежде, а почти всегда открыто далеко в глубину.

В числе поздних работ Г.И. Гуркина были и очень большие полотна. Летом 1934г. по приглашению Екатерины Ивановны Калининой, директора Чемальского совхоза и Дома отдых он написал им большую картину "Белуха с северной стороны, ледник Ак-Кем". Картина написана очень хорошо, красочно и колоритно. Кроме того, по их же заказу - другую картину в Москву тов. Калинину М.И.

Информация о работе Чорос-Гуркин, Биография мастера